16
Календарь конференций
  • 16 февраля – 16 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 26 июля – 2 августа

    6-я Международная конференция по функциональным материалам и устройствам (AFMD)

  • 26 июля – 2 августа

    6-я Международная конференция по функциональным материалам и устройствам (AFMD)

  • 20 – 22 сентября

    Международный научный форум «Молодежь и наука XXI века»

  • 22 – 24 сентября

    Вторая молодежная школа-конференция «Молекулярные механизмы регуляции физиологических функций»

  • 27 – 28 сентября

    II научно-практическая конференция "Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ"

  • 10 – 13 октября

    ХIХ Международная конференция «Аналитика и управление данными в областях с интенсивным использованием данных»

  • 11 – 13 октября

    Вторая Ассамблея «Педагог XXI века»

  • 9 – 10 ноября

    Междисциплинарная научная конференция – конкурс «Революция 1917 года в России: социально – экономические предпосылки и последствия»

  • 17 – 18 ноября

    2-я Международная конференция "Рациональное природопользование: традиции и инновации"

  • 29 ноября

    «Фигура поэта в старом и новом Китае» с участием современных китайских писателей

  • 16 февраля – 16 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

Все конференции
Кампусная карта МГУ
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
«Университет без границ»
Наука в МГУ
Программы дополни-
тельного образования
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
Мероприятия для школьников и учителей

Программа испытаний творческой направленности по направлению "Изящные искусства"

Объем требований. Бакалавриат

На испытаниях творческой направленности по искусству абитуриенты должны продемонстрировать:

  • знание основных видов изобразительного (архитектура, скульптура, живопись), музыкального (опера, балет, инструментальная музыка) и театрального искусства и особенностей их художественного языка;
  • понимание закономерностей развития историко-художественного процесса в изобразительном, музыкальном и театральном искусстве;
  • знание жанровой структуры произведений искусства;
  • владение основной терминологией общей теории искусства;
  • знание периодов исторической эволюции искусства, наиболее значительных произведений искусства и их авторов.

Основные периоды и произведения искусства.

Искусство X – начала XII вв.

Древнерусское искусство, его периодизация и истоки в художественной культуре восточнославянских племен. Воздействие византийской художественной традиции на сложение принципов древнерусского искусства.

Архитектура: византийский тип крестово-купольного храма и его трансформация на русской почве. Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Спасский собор в Чернигове. Новгородские храмы начала XII века.

Иконопись: перенесение на русскую почву принципов византийской монументальной храмовой декорации, использование византийской иконографии и техники иконописи. Сложение национальной русской школы иконописи. Мозаики и фрески киевской Софии и собора Михайловского Златоверхнего монастыря. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси.

Искусство XII – середины XIII вв.

Архитектура: сложение нового типа храмового сооружения (на примере Успенского собора Печерского монастыря) и его распространение, появление местных архитектурных школ (киевская, новгородская) и их особенности. Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.

Иконопись: развитие и преломление византийско-киевских традиций в иконописи Новгорода и Пскова. Новгородская иконопись.

Искусство середины XIII – середины XV вв.

Предвозрожение в русском искусстве.

Архитектура Новгорода XIV – XV вв., развитие типа небольших каменных храмов. Архитектура Московского княжества, развитие в ней традиций белокаменного зодчества Владимиро-суздальской Руси.

Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека. Иконопись Москвы. Феофан Грек и сложение типа высокого иконостаса в древнерусском искусстве (иконостас Благовещенского собора в Москве). Творчество Андрея Рублева – ярчайшее явление древнерусского искусства. «Троица» Андрея Рублева: стиль, содержание, символика. Росписи Успенского собора во Владимире и деятельность мастеров школы Андрея Рублева.

Искусство конца XV – XVI веков.

Архитектура конца XV – начала XVI вв. Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Творчество Аристотеля Фьораванти.

Архитектура XVI века: интенсивное храмовое строительство в середине XVI века, светское зодчество. Храм Покрова Богородицы на Рву. Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.

Иконопись конца XV – начала XVI вв. Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Иконопись XVI века: регламентация принципов иконописания, нарастание отвлеченно-умозрительных тенденций в иконописи. Икона «Церковь воинствующая».

Театр эпохи Средневековья и Возрождения. Маски комедии дель арте.

Искусство XVII века.

Светские тенденции в искусстве XVII века.

Архитектура: развитие шатрового зодчества, усиление черт декоративности и пышности в наружном оформлении церковных зданий. Местные архитектурные школы (Ярославль и др.), их особенности. Светское зодчество XVII века (Теремной дворец в Московском Кремле). Церковная реформа Никона и ее отражение в искусстве, строительство грандиозных монастырских комплексов (Новый Иерусалим и др.). «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.

Живопись: борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве. Творчество Симона Ушакова и эволюция принципов иконописи, икона «Насаждение древа государства Российского». Развитие светских жанров в живописи XVII века: портрет. Проблема т. н. «парсуны».

Зарождение и становление в Европе музыкального и драматического театра (Италия, Франция, Англия).

Доктрина искусства классицизма. Французский театр эпохи классицизма. Трагедии Корнеля и Расина. Комедии Мольера. Школьный театр в России и зарождение светского театра. Придворный театр царя Алексея Михайловича.

Искусство первой половины XVIII века.

Русское искусство в эпоху петровских реформ и приобщение русской художественной культуры к традициям западноевропейского искусства.

Архитектура: применение ордерных принципов и сложение новых типов архитектурных сооружений. Основание и застройка Петербурга: Петропавловский собор, Меншиковский дворец и др. Применение принципов регулярного градостроительства и деятельность «Комиссии о санкт-петербургском строении».

Живопись и скульптура: творчество иностранных мастеров и развитие светских жанров. Творчество Б.-К. Растрелли. И. Никитин и развитие портрета.

Жанры церковной и светской музыки в Западной Европе и в России. Музыка позднего барокко, творчество Баха и Г.Ф. Генделя. Жанр страстей («Страсти по Матфею»), ораторий («Мессия») и инструментального концерта («Бранденбургские концерты»), органная музыка.

Становление русского профессионального театра. Государственный публичный театр Петра I. Создание национального репертуара. Появление профессиональных театральных трупп «охочих комедиантов».

Искусство XVIII века.

Развитие принципов барокко в творчестве Ф.Б. Растрелли: Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе и др. Творчество Д.В. Ухтомского.

Живопись середины XVIII века: основные жанры, творчество русских художников-портретистов – И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова и др.

Классицизм, его основы и принципы. Зарождение и развитие принципов классицизма в архитектуре: творчество В.И. Баженова, М. Ф. Казакова, И.Е. Старова, Дж. Кваренги, Ч. Камерона. Важнейшие архитектурные мероприятия конца XVIII века: проект перестройки Московского Кремля, возведение загородных резиденций (Павловск) и др.

Живопись: жанровая система, преобладание в ней портрета, причины этого явления. Творчество Д.В. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, А.П. Антропова, И.П. Аргунова. Основание Академии Художеств, ее роль в развитии искусства.

Основные направления развития скульптуры во второй половине XVIII века. Творчество Ф.И. Шубина, М.И. Козловского.

Распространение идей Просвещения в Европе, их влияние на эстетику музыки и музыкального театра. Эмансипация инструментальной музыки; симфония и идея абсолютной музыки. Формирование сонатной формы. Оперная реформа Глюка («Орфей и Эвридика»). Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт («Свадьба Фигаро», Симфония № 40). Творчество Бетховена (Сонаты № 8 «Патетическая», № 23 «Аппасионата», Симфония № 5).

Стили в русской музыке XVIII века. Творчество М. С. Березовского и Д.С. Бортянского.

Западноевропейский театр эпохи Просвещения. «Парадокс об актере» Д. Дидро. Комедии Бомарше. Драматургия Шиллера. Учреждение первого национального публичного театра в Петербурге (Указ 30 августа 1756 г.). Роль Федора Волкова и А.П. Сумарокова в его создании. Возникновение профессионального театра в Москве в 1759 г. Российская (университетская) труппа. Первые актеры и актрисы русского театра XVIII в. (И. Дмитриевский, Я. Шумский, Т. Троепольская и др.). Особенности русского сценического классицизма. Значение журналов Н.И. Новикова, роль сатирической комедии Фонвизина, Крылова, Капниста в развитии театра. Комическая опера.

Искусство первой половины XIX века.

«Александровский классицизм» и архитектурная деятельность начала XIX века: градостроительные мероприятия, возведение новых общественных сооружений (Казанский собор и Адмиралтейство в Петербурге и др.). Архитектура ампира.

Архитектурная деятельность О. Бове.

Живопись: романтизм и неоклассицизм в русской живописи. Эволюция портрета в творчестве О.А. Кипренского, В.А. Тропинина и др. Творчество С.Ф. Щедрина и развитие пейзажа.

Зарождение и развитие музыкального романтизма в Германии. Творчество Р.Шумана («Карнавал»), К.М. Вебера и Ф. Мендельсона-Бартольди. Песни Ф. Шуберта. Национальные романтические школы: творчество Ф. Шопена (фортепианные миниатюры), Г. Берлиоза («Фантастическая симфония»).

Расцвет русского музыкального искусства в творчестве М.И. Глинки. Эпическая соборность крупных музыкальных жанров. Религиозно-философская концепция оперы «Иван Сусанин». «Пушкинская» опера Глинки («Руслан и Людмила»). Музыкальное иноязычие в операх Глинки. Развитие русского балетного театра.

Западноевропейский театр эпохи романтизма. Драматургия. Актерское и сценическое искусство. Русский театр первой четверти XIX века. Сосуществование различных художественных направлений в театре: классицизма, сентиментализма, предромантизма. Актерское искусство: А. Яковлев, Е. Семенова. Я. Брянский, П. Плавилыциков. Малый и Большой театры Москвы. Романтизм в русском театре. Творчество П. Мочалова и В. Каратыгина. Работы Белинского «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», «И мое мнение об игре Каратыгина». Стилевые различия московской и петербургской актерской школы. Театр и «натуральная школа». Драматургия Н.В. Гоголя. Деятельность М. Щепкина в Малом театре. Водевиль и его актеры. Н. Дюр и В. Асенкова.

Искусство второй трети XIX века.

Искусство Николаевской эпохи: идеологические предпосылки, формально-художественные особенности. Архитектура: развитие градостроительных принципов начала XIX века в творчестве К. Росси. Сложение «византийского стиля», его превращение в официальное художественное направление и творчество К.А. Тона.

Живопись: творчество А.А. Иванова как крупнейшее явление русской живописи XIX века. Развитие бытового жанра (А.Г. Венецианов, П.А. Федотов) и портрета (К.П. Брюллов) в живописи.

Искусство середины – второй половины XIX века.

Образование Товарищества передвижных художественных выставок, его значение. Проблема реализма в искусстве середины XIX века. Творчество И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, В.В. Верещагина и др. Развитие пейзажа (К.А. Саврасов, Ф.А. Васильев и др.).

«Могучая кучка» и творчество М.П. Мусоргского (оперы «Борис Годунов», «Хованщина», фортепианный цикл «Картинки с выставки»). П.И. Чайковский и его произведения (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Симфония № 6 «Патетическая», цикл «Времена года», романсная лирика). Русский восток в симфоническом наследии Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, А.П. Бородина («Шехеразада», «Исламей». «В Средней Азии»). «Свое» и «чужое» в опере Бородина «Князь Игорь». Оперы Римского-Корсакова («Снегурочка», «Царская невеста», «Садко»).

Основные направления в развитии музыкального искусства в Западной Европе. Лист и идея программной музыки. Оперы Р. Вагнера («Лоэнгрин», цикл «Кольцо Нибелунга»). Опера в Италии: творчество Дж. Верди. Расцвет национально-музыкальных композиторских школ Европы. «Пер Гюнт» в творчестве основоположника норвежской школы, Э. Грига. Классики Чехии Б. Сметана («Моя Родина») и А. Дворжак (Симфония «Из нового света»).

Балет Мариинского театра и творчество М.И. Петипа.

Драматический театр второй половины XIX века. Островский и сложение культурной модели русского национального театра. Островский и Малый театр. Актеры в ролях Островского. Портреты мастеров Малого театра второй половины XIX века: П. Садовский, С. Шуйский, Г. Федотова, М. Ермолова, А. Ленский, А. Южин. Александрийский театр. Репертуарная политика. Приход нового поколения в труппу в последней четверти века: М. Савина, К. Варламов и В. Давыдов.

Искусство конца XIX – начала XX вв.

Новое понимание задач искусства и образование стиля «модерн».

Архитектура: творчество Ф.О. Шехтеля и архитектура «модерна». Псевдорусский стиль.

Живопись: творчество В.А. Серова и М.А. Врубеля как важнейшее явление в формировании основ новой изобразительной культуры. Пейзаж (И.И. Левитан, К.А. Коровин). Сложение новых художественных объединений («Мир искусства» и др.), их программа, входившие в них художники. «Бубновый валет» и авангардные направления в русском искусстве 1910-х гг.

Творчество В.В. Кандинского и сложение основ абстрактного искусства. «Черный квадрат» К. Малевича. Импрессионизм во французской живописи и музыке. Творчество К. Дебюсси и Д. Равеля.

Творчество Ф.И. Шаляпина. Творчество С.В. Рахманинова. «Неоклассицизм» И.Ф. Стравинского. Фольклорное начало в балетах И.Ф. Стравинского («Жар-Птица», «Петрушка», «Весна священная»), С.П. Дягилев и «Русские сезоны» в Париже. Новые тенденции в русском балете предреволюционного десятилетия: творчество М.М. Фокина.

Искусство XX века

Искусство русского авангарда XX века. Конструктивизм.

Музыка в СССР: С.С. Прокофьев (балет «Ромео и Джульетта», кантата «Александр Невский»), Д.Д. Шостакович (Симфония № 7 «Ленинградская»), А.И. Хачатурян (балет «Спартак»),

Развитие балетного театра в СССР: творчество Г.С. Улановой.

Общие тенденции развития русского и западноевропейских драматических театров последней четверти XIX–нач. XX века. Новые направления в драматургии. Становление искусства режиссуры в европейском театре и движение «свободных театров». Русский театр на рубеже XIX–XX вв. Создание Московского Художественного театра. A.П. Чехов и МХТ. Системы и методы в театральном искусстве, реформаторская деятельность К.С. Станиславского. Многообразие путей режиссерского театра. Символизм в театре. В.Э. Мейерхольд и «условный» театр. Новое в актерском искусстве:

B.Ф. Комиссаржевская, ансамбль МХТ. Формирование театрального авангарда: режиссура Е.Б. Вахтангова. Идеология и стиль официального искусства «социалистического реализма».

Основные направления в развитии западноевропейского театрального искусства XX века. Интеллектуальная драма. Экзистенциальная драматургия. Театр абсурда. Основные этапы развития советского театра, отечественный театр на современном этапе.


Возврат к списку