7
Календарь конференций
  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 6 – 10 декабря

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по политологии

  • 6 – 10 декабря

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по русскому языку

  • 6 – 10 декабря

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по истории российской государственности

  • 6 ноября – 6 декабря

    Всероссийский форум научной молодежи «Богатство России»

  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 15 – 17 марта

    VII Международная научная конференция «Текстология и историко-литературный процесс»

  • 7 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

Все конференции
23/07/15

Бегом на мехмат. На какие факультеты МГУ в этом году будет труднее всего поступить

Вступительная кампания в разгаре: вузам выделено 410 тыс. бюджетных мест на дневных отделениях. Сколько олимпиадников возьмут в МГУ? На какие факультеты самый большой конкурс?

На вопросы "РГ" отвечает ректор МГУ Виктор Садовничий.

Виктор Садовничий: На этот год пришелся пик демографической ямы. Тем не менее сегодня в МГУ подано 27 тыс. заявлений от 14 тыс. человек. Если сравнивать с прошлым годом, то обе эти цифры выше. В среднем конкурс по факультетам - 4 человека на место. Но это, подчеркиваю, реальный конкурс. В этом году ситуация выровнялась: на мехмате, географическом, медицинском факультете, информатике конкурс такой же высокий, как и на гуманитарных направлениях. На мехмате, например, на 1 место претендуют 8 абитуриентов. Больше только на факультете госуправления, но там и бюджетных мест в разы меньше.

Смогут вузы зачислить в первую волну 80% поступающих?

Виктор Садовничий: МГУ сумеет зачислить 80% сильных ребят. У нас уже сейчас оригиналов больше, чем количество мест. Подлинники аттестатов сдали 4 тыс. человек. В начале вступительной кампании некоторые ректоры говорили, что у них есть ощущение, что заявлений пока не так много, как хотелось бы. Но сейчас ситуация близка к прошлогодней. Сильные крупные вузы сумеют набрать эти 80%, но будут и те, кто не сможет. Вузам, конечно, придется решать трудную задачку и высчитывать: сколько придет к ним во вторую волну, может, там будут более сильные абитуриенты?

Сколько бюджетных мест отдаст МГУ победителям и призерам олимпиад? Будут ли в этом году места для целевиков?

Виктор Садовничий: Для целевиков мы выделили 264 места. Могли бы и больше - до 600, но это наше продуманное решение. Подлинники аттестатов принесли 470 победителей и призеров олимпиад, которые смогут поступить вне конкурса без экзаменов. Еще 3 тыс. олимпийцев подали заявления на получение льготы. Они получат 100 баллов за дополнительное вступительное испытание или профильный ЕГЭ. Им всем придется участвовать в общем конкурсе. Скорее всего, студентами МГУ смогут стать 3,5 тыс. победителей и призеров олимпиад. Это больше, чем в 2014 году. К слову, только что подписан указ президента, который расширяет льготы олимпиадникам, - они смогут пользоваться ими не 1 год, как раньше, а 4.

Много ли желающих в Год литературы пойти на филфак?

Виктор Садовничий: Конкурс неплохой, 6 человек на место. 95% - девушки. Раньше, в 1980-90-е годы, парней было больше. Думаю, это связано с рынком труда - запросы общества сейчас значительно меняются. Есть и другие причины. Поколение "большого пальца" или "опущенной головы" - в разных странах молодежь называют по-разному - разучилось читать. 20 лет назад я был в Национальной библиотеке Франции, держал в руках фолианты VIII-IХ веков, а мне говорили: "Скоро эти книги будут заменены электронными!". Я не верил. Сейчас, вспоминая эту встречу, понимаю, что опасения были правильными: с уходом книги мы теряем огромный пласт культуры. Но не сомневаюсь, что человечество когда-нибудь опомнится.

В этом году был первый массовый выпуск бакалавров. При этом выросло и количество мест в магистратуре. Какие специальности больше всего востребованы?

Виктор Садовничий: Да, число мест в магистратуре значительно выросло. Если раньше в МГУ их было 500-600, то сейчас 3 тыс. Самый большой конкурс - на психологический, экономический факультеты, факультет иностранных языков. Там везде 12 человек на место. В МГУ есть программы интегрированной магистратуры, когда бакалавры могут продолжить свое обучение по выбранной специальности и углубить знания. Большая часть таких магистрантов поступает через универсиады - олимпиады для студентов. Это письменные задания, которые требуют творческих ответов. Но можно поступать иначе, сдав вступительные испытания, и в МГУ они очень серьезные.

Компетентно

Назар Агаханов, доцент МФТИ, руководитель сборной команды России на Международной математической олимпиаде:
- Ничего криминального в предложении сдавать математику после 10 класса нет. Нового материала по математике в 11 классе действительно практически нет. Ведь с учетом того, что вузовские олимпиады начинаются в зимний период, в школах стараются завершать прохождение новых тем до Нового года. К тому же первые задания в ЕГЭ по математике базового уровня основаны на знаниях среднего звена школы. Так что с этой точки зрения ничего страшного нет. Для учителей в каком-то смысле ЕГЭ в 10 классе тоже был бы удобен, можно будет больше времени уделять ученикам, которые собрались сдавать математику профильного уровня. Но вот в чем вопрос: что будут делать в 11 классе те дети, которые уже сдали базовый экзамен по математике? Так что тут надо продумать организационный момент.
Вторая проблема: деление математики на базовый и профильный уровень снижает ценность математического образования для массовой школы. Но ясно, что математика в каком-то виде нужна всем. Мы живем в веке IT-технологий и без математики не обойтись. Согласен, что профильный экзамен по математике стал более качественным. Но остается другая часть. Я недавно встречался с математиком - нашим бывшим соотечественником. Один внук у него учится в Питере, другой - в шведской школе, где знаниями и учебой детей не перегружают. Тот, который в Питере, серьезно занимается, старается получать в школе знания. А тот, что в Швеции, к учебе относится гораздо легче. И многие дети там ходят в школу без портфелей и тетрадей. А в обществе идет дискуссия: не рано ли начинать ставить оценки ученикам в 6-м классе? И какой итог? За последние 20 лет европейские страны, за исключением Великобритании, Италии и Румынии, заметно сдали свои позиции на международных соревнованиях по математике.

Кирилл Семенов, директор Специализированного учебно-научного центра при МГУ:
- Раньше выпускники средней школы (в разные периоды) сдавали до восьми выпускных экзаменов. Сейчас могут сдавать два. Если у них есть профильная льгота (победа в рейтинговой олимпиаде), то им больше и не нужно. Это все обесценивает предназначение средней школы. Если преподавание предмета не заканчивается экзаменом, качество знаний по этому предмету неизбежно падает, что и происходит в среднем по стране. И учить этому предмету рано или поздно перестанут.
Косвенно разделение ЕГЭ по математике на два уровня свидетельствует о серьезном падении уровня преподавания математики в целом по стране. Хотелось бы знать - на уроки математики в 11 классе те, кто сдал это базовое ЕГЭ после 10-го, могут вообще не ходить?

Конкретно

Что надо знать будущим абитуриентам?

В ближайшее время список ЕГЭ, которые разрешат сдать после 9 и 10 класса, может расшириться.

- Одна из перспектив на будущее, которую мы рассматриваем, - предоставление учащимся возможности сдавать базовый экзамен по математике, а также определенные предметы, обучение по которым заканчивается в 9 и 10 классе, сразу после 10 класса, не дожидаясь Государственного экзамена в 11 классе. Русский язык заканчивается в 9 классе, география и математика - в 10-м, и так далее, - пояснил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. На уроках русского языка, математики, некоторых других дисциплин основной материал школьники к этому времени уже должны пройти. Кстати, новые учебники истории тоже заканчиваются десятым классом.

Министр подчеркнул, что окончательные решения будут приниматься только после обсуждения с родительским и экспертным сообществом: "В следующем году мы планируем провести апробацию сдачи базового экзамена по математике после 10 класса. Только после рассмотрения результатов апробации будем принимать какие-либо решения". Надо сказать сразу, что это не означает освобождение от занятий и то, что выпускник, сдавший базу, будет год пропускать уроки.

По словам министра, выпускники колледжей и техникумов могут лишиться льгот при поступлении в вузы. Сейчас ребятам, которые прошли программы среднего профобразования, не надо сдавать ЕГЭ, чтобы стать студентами вузов - их принимают на основе вступительных вузовских испытаний или собеседований. Притом, что многие из них уходят из школы после девятого класса именно потому, что опасаются не сдать ЕГЭ после 11-го. По словам Дмитрия Ливанова, к нему с этой проблемой обращались главы регионов. Дело в том, что систему среднего профобразования финансируют регионы, а высшего - напрямую министерство. Регионам невыгодно вкладывать деньги в того, кто потом не захочет работать, а идет учиться дальше.

Еще одно возможное новшество - ЕГЭ по китайскому языку. Сейчас только в одной Москве 10 школ предлагают детям китайский язык. Он появится в этом году и на Всероссийской олимпиаде школьников вместе с испанским и итальянским. Технологически ЕГЭ по китайскому языку уже прирабатывается в Рособрнадзоре.

Ирина Ивойлова

"Российская газета" - Неделя