18
Календарь конференций
  • 16 февраля – 16 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 22 – 24 сентября

    Вторая молодежная школа-конференция «Молекулярные механизмы регуляции физиологических функций»

  • 11 – 13 октября

    Вторая Ассамблея «Педагог XXI века»

  • 26 октября

    II Международная конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 13 ноября – 8 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 21 – 23 ноября

    Совместная XVII Международная научно-практическая конференция и XIII Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» на тему «Современное российское право: взаимодействие науки, нормотворчества и практики»

  • 24 – 26 ноября

    VII Международная конференция-конкурс «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования»

  • 29 ноября

    «Фигура поэта в старом и новом Китае» с участием современных китайских писателей

  • 14 декабря

    Междисциплинарная конференция «А.И. Чупров - Великий сын России»

  • 16 февраля – 16 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

Все конференции
29/06/15

О конкуренции вузов и университете будущего

Даже не верится, что 30 лет исполнилось выпуску моего курса на факультете журналистики в МГУ. Честно скажу, я не относился к числу самых усидчивых и примерных студентов. Однако я до сих пор горжусь тем, что сумел в МГУ поступить, и что диплом мой получен был честно. Тогда, на излёте советской эпохи ни у кого не было сомнений, что именно этот вуз, именно МГУ в стране лучший. А что сегодня? Век другой и вызовы иные. Каким должен быть современный университет, чтобы этим вызовам достойно отвечать?

Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, академик Виктор Садовничий - желанная персона в студии "Радио России".

Как время влияет на университет и вузовское образование? Какие новые вызовы Вы перед собой видите?

В. Садовничий: Университеты - это порождения общества. Исследователи говорят, что существует всего два института, которые сохранились с момента возникновения цивилизации: церковь и университет.

Теперь о том, что представляет собой современный университет. Есть такая новейшая теория, которой я следую, о том, что современный университет - это треугольник. Во-первых, должна быть фундаментальная часть. Во-вторых, должна быть клиника. Это обобщённое понятие наук о человеке. Всё, что мы делаем, мы делаем для человека. Это науки о жизни, биология, генетика, когнитивные науки. Это второй угол. Третьим углом обладают немногие университеты. Это научно-технологические кластеры, то, ради чего существует фундаментальная наука, то, ради чего человек живёт.

Я со школы помню, что треугольник жёсткая фигура. То есть в таком виде она будет жёсткой?

В. Садовничий: Да, она стоит на этом основании. Несколько университетов лидируют по этому критерию, например, Швейцарский политехнический. МГУ два угла имеет. Для создания третьего мы выдвинули идею создания научно-технической долины и завершаем её. Таким образом, современный университет должен быть классическим треугольником

Что касается требований, то они меняются и не всегда способствуют развитию фундаментальной науки и широты знаний. Например, сейчас модна публикуемость в топ-25 журналов. Это англоязычные журналы, относящиеся только к естественным наукам. Но ведь университет имеет и гуманитарную составляющую. Это язык, литература, психология. Поэтому те критерии рейтинговых агентств, о которых мы говорим, ориентированы на исследовательские университеты.

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле
http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57068/episode_id/1209620/

Виталий Ушканов

Радио России