11
Календарь конференций
  • 16 – 17 февраля

    Научно-практическая конференция «Суперкомпьютерные технологии в нефтегазовой отрасли. Математические методы, программное и аппаратное обеспечение»

  • 21 февраля

    Семинар «Современные проблемы геофизики» приглашает на заседания! 21 февраля - "Трехмерное моделирование археологической среды и ландшафта исторических территорий". Докладчики: Анна Клочко, Дмитрий Шишков (geor.ru)

  • 14 октября – 27 февраля

    Конкурс на лучшую студенческую работу «Аrs sacra Audit»

  • 3 марта

    Круглый стол «Наш Василий Васильевич Кандинский», посвященный 150-летию со дня рождения В.В. Кандинского

  • 25 марта

    Конференция студенческих научно-исследовательских проектов в рамках разработки концепции научно-технологической долины МГУ «Воробьевы горы»

  • 10 – 14 апреля

    Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2017»

  • 3 – 6 мая

    Международная научная конференция школьников «XVII Колмогоровские чтения»

  • 25 – 26 мая

    Международная научно-практическая конфкеренция "Новые идеи в геологии нефти и газа-2017"

  • 5 – 6 июня

    Позднепалеолитические памятники Восточной Европы

  • 25 – 30 сентября

    V Международный научный конгресс «Глобалистика-2017» - в рамках мероприятий Global Studies Conference

Все конференции
04/04/16

Тройка за сочинение

МГУ перешел на шестилетнее обучение

Сколько абитуриентов примет в этом году МГУ? На каких факультетах будет самый большой конкурс? Почему вузы не хотят проверять школьные сочинения? Об этом на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий.

Министр Дмитрий Ливанов обещал, что количество бюджетных мест в вузах в этом году не уменьшится. Но появилась информация, что в МГУ число мест на бюджете снизится. Почему?

Виктор Садовничий: В связи с переходом на шестилетнее обучение мы увеличили прием на 2 тысячи. У нас был план приема около 5 тысяч, а возьмем 7 тысяч абитуриентов. В МГУ работает 10 тысяч кандидатов и докторов наук. Этот потенциал позволяет нам готовить магистров, специалистов, которые учатся не пять, а шесть лет. В университете есть понятие "интегрированный магистр". Это студент, который закончил бакалавриат и пошел в магистратуру по своему направлению. Университет по сути добровольно взял на себя обязательство сделать шестилетнее обучение, чтобы выпускать не просто четырехлетних бакалавров и магистров, а интеллектуалов с глубокими знаниями по своему предмету.

Понятно, что шестилетнее обучение приводит к увеличению числа студентов. Посчитав свои возможности, в том числе по обеспечению стипендиями, местами в общежитии, без дополнительных бюджетных средств мы увеличили число поступающих. К примеру, нам понадобилось более тысячи дополнительных мест в общежитии, и мы их нашли. Что получилось? На факультете, скажем, было 100 бакалавров и 20 магистров. Стало, условно говоря, 95 бакалавров и 100 магистров. Произошло перераспределение, но для бакалавриата это уменьшение не больше 3-5 процентов мест. Зато существенный рост магистров.

Школьное сочинение стало для вузов головной болью. В этом году многие университеты вообще отказались от проверки. Как МГУ будет учитывать сочинение абитуриентов?

Виктор Садовничий: В прошлом году за интеллектуальные достижения можно было получить до 20 баллов, в этом - только 10. Я не очень поддерживаю то, что принято решение сжать портфолио. Это отчасти понижает его ценность. МГУ даст за сочинение до трех баллов и будет проверять все работы. Почему вузы неохотно проверяют сочинения? Обычно преподаватель вуза хорошо подготовлен к проверке "своих" тем: Пушкин, Достоевский, Лермонтов... А проверять ему приходится сочинения со всех школ страны. И чего только нет в сочинениях! Проверяющий должен обеспечить равенство критериев для всех работ. Проверка сочинений - не только расходы для вуза, но и огромная ответственность. МГУ берет на себя такую ответственность. В этом году мы ожидаем около 20 тысяч абитуриентов и готовы проверить все 20 тысяч сочинений.

Пять баллов мы дадим за аттестат с отличием и два балла - за золотой значок ГТО и более высокие спортивные достижения .

Впервые конкурс на технические специальности сровнялся с конкурсом на гуманитарные дисциплины. Выпускники поняли, что технари сегодня более востребованы, чем гуманитарии?

Виктор Садовничий: Сейчас действительно выше спрос на выпускников естественных факультетов. Наступило время, когда юристов и менеджеров уже достаточно. Я это чувствую даже по своим знакомым. В последнее время ко мне стали чаще обращаться с просьбой: "Помоги с работой! В Москве не могу устроиться на работу юристом". Рынок насыщен. Но нужны программисты, аналитики, математики, информатики. А это все выпускники других факультетов.

Университеты часто упрекают в том, что они готовят не тех специалистов , которые нужны производству, и существует разрыв между вузовскими знаниями и требованиями работодателей. Не зря же появились профессиональные стандарты, которые иногда создают парадоксальную ситуацию. Чтобы работать в школе, надо обязательно окончить вуз, где есть специальность, которая дает квалификацию педагога. Великого математика Колмогорова сегодня, наверное, просто не пустили бы в школу. МГУ тут заметно отличается от других. Мы готовим интеллектуалов, которые могут легко переучиться. Я не сторонник того, чтобы затачивать специалистов под конкретное производство, заталкивать его в жесткие рамки профессионального стандарта. Чем шире мыслит человек, чем глубже знания, тем ценнее он потом будет на конкретном производстве. Половина нашего выпуска мехмата 1963 года ушла работать к конструктору Королеву в Подлипки. Казалось, что мы умеем? Интегрировать да пределы считать. А тут ракеты! Прошло два года, и все мои сокурсники стали лидерами - руководителями лабораторий, ведущими специалистами. И так во всех областях. МГУ работает на широком поле образования.

Полный отчет о "Деловом завтраке" - в ближайших номерах "РГ".

Ирина Ивойлова

Российская газета