17
Календарь конференций
  • 1 ноября – 1 марта

    Универсиада «Ломоносов» по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 13 ноября – 8 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 19 декабря

    Круглый стол на тему: «Государственные корпорации: PRO et CONTRA»

  • 1 февраля – 15 мая

    Универсиада "Ломоносов" по геологии

  • 1 – 8 февраля

    VII Международная командная педагогическая олимпиада - универсиада

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 6 февраля

    XIV Региональная универсиада по персидскому языку (РФ и страны СНГ)

  • 13 ноября – 8 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 1 ноября – 1 марта

    Универсиада «Ломоносов» по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 15 – 17 марта

    VII Международная научная конференция «Текстология и историко-литературный процесс»

  • 1 февраля – 15 мая

    Универсиада "Ломоносов" по геологии

  • 23 – 25 мая

    Международная алгебраическая конференция, посвящённая 110-летию со дня рождения профессора А. Г. Куроша (1908–1971)

  • 2 – 5 июля

    ХVI Европейский психологический конгресс

Все конференции

Ломоносов – художник

Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века – они возродили искусство мозаики, утраченное в России после XIII века.

В своём художественно-изобразительном творчестве Ломоносов соединил выдающийся талант химика и мастерство художника: разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства.

Принципы работы Ломоносова в области мозаичного искусства отличались от целей и приемов, характерных для мастеров римских мозаик XVII-XVIII вв., использовавших разноцветные смальты для копирования произведений масляной живописи. Произведения мастерской Ломоносова отличает лапидарное и яркое живописное решение художественного замысла, обобщённость композиции и выразительность отдельных силуэтов, интенсивность и насыщенность цветовых контрастов. В целом, все работы отличает декоративная манера исполнения. При перенесении в мозаику произведений, выполненных в технике масляной живописи, Ломоносов делал расчет на обозрение создаваемого произведения издалека, что обусловило приподнятый и величавый стиль мозаичных картин, отвечающий задачам монументальной живописи.

Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755, Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, Исторический музей), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758-1760, Русский музей) и Екатерины II (1763, Русский музей), цесаревны Анны Петровны (1756-1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, Русский музей), портреты придворных П.И. Шувалова (1758, Эрмитаж), М.И. Воронцова (1765, Эрмитаж), Г.Г. Орлова (1764, Эрмитаж).

Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764, Главное здание РАН в Петербурге – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России. Грандиозный замысел, воплощённый в свободной и декоративной манере, отвечал главной задаче Ломоносова – прославлению Петра I, русского оружия, «Геройских славных дел, / Что долг к Отечеству изобразить велел».