11
Календарь конференций
  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 10 октября – 10 декабря

    Фотоконкурс МГУ #MSUFOTO2017

  • 26 октября

    Пятые Соколовские научные чтения: «Реализм и не-реализм на рубеже эпох: XVIII / XIX — XIX / XX — XX / XXI вв.»

  • 28 октября

    Лекция-консультация по журналистике для школьников и учителей в 2017/18 учебном году

  • 2 ноября

    Лекция-консультация по философии для школьников и учителей в 2017/18 учебном году

  • 9 – 10 ноября

    Междисциплинарная научная конференция – конкурс «Революция 1917 года в России: социально – экономические предпосылки и последствия»

  • 11 ноября

    Лекция-консультация по механике и математическому моделированию для школьников и учителей в 2017/18 учебном году

  • 18 ноября

    Лекция-консультация по робототехнике для школьников и учителей в 2017/18 учебном году

  • 21 – 23 ноября

    Совместная XVII Международная научно-практическая конференция и XIII Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» на тему «Современное российское право: взаимодействие науки, нормотворчества и практики»

  • 27 ноября – 1 декабря

    V Российская Школа по глинистым минералам «Argilla Studium-2017»

Все конференции

Ломоносов – драматург

Особое место в литературном наследстве Ломоносова занимает драматургия. Ему принадлежат две пятиактных пьесы, предназначавшиеся для постановки на сцене: «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751), «писанные громкими стихами, наполненными важностью» (Драматический словарь. М., 1787, с. 44) – в жанре стихотворной трагедии, свойственной эстетике классицизма. Однако Ломоносов-драматург не подражал образцам французского классицизма, носившим в основном придворно-аристократический характер, – в его трагедиях более сказывалось влияние поэм Гомера и трагедий Сенеки.

Первое произведение Ломоносов написал по указу Императрицы Елизаветы от 29 сентября 1750 года, согласно которому он и В.К. Тредиаковский должны были сочинить по одной трагедии; два месяца спустя из-под пера Ломоносова вышла «Тамира и Селим». Эта пьеса, поставленная кадетами Сухопутного шляхетского корпуса, игралась при дворе дважды: 1 декабря 1750 года и 9 января 1751 года. Трагедия тотчас же была отпечатана в Академии наук отдельным изданием (650 экз.), которое разошлось почти сразу после выхода в свет. После смерти Ломоносова она вошла в собрание сочинений поэта, вышедшее в типографии Императорского Московского университета в 1778 году.

«Тамира и Селим» написана на национально-историческую тему: её сюжет основан на важнейшем событии русской истории конца XIV века – Куликовской битве. Историческими источниками Ломоносову послужили летописи, в которых повествовалось о побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем, изданное в 1735 году «Сказание о Мамаевом побоище», рукописная «История российская» В.Н. Татищева, а также иллюстративный материал – миниатюры Остермановских томов Никоновской летописи, хранившиеся в Библиотеке Академии наук. В развитии национально-патриотической темы в трагедии и в стремлении к достоверной передаче исторических событий сказалось художественное новаторство Ломоносова.

Возможно, под влиянием успеха своего первого драматического произведения Ломоносов сразу же приступил к сочинению второй трагедии, на сюжет из античной истории – «Демофонт», действие которой разворачивается в Древней Греции. Однако вопреки ожиданиям эта пьеса никогда не шла на сцене: «Есть ли и не представляема сия трагедия на театрах, то сие не иначе, как за трудностию для актеров», – сказано в «Драматическом словаре» (с. 45). Эта трагедия была издана в 1752 году.

Исследователь русской литературы XVIII века Г.А. Гуковский замечательно написал об образном строе поэзии Ломоносова: «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса».