19
Календарь конференций
  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 27 октября

    4-я научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Эффективное управление» памяти заслуженного профессора Московского университета М.И. ПАНОВА

  • 30 октября

    Научно-практическая конференция: «Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы»

  • 7 – 10 ноября

    Международная студенческая конференция "Carpe Scientiam"

  • 9 – 10 ноября

    Междисциплинарная научная конференция – конкурс «Революция 1917 года в России: социально – экономические предпосылки и последствия»

  • 15 – 18 ноября

    III Национальный конгресс по регенеративной медицине

  • 17 – 18 ноября

    ХIII Поспеловские чтения. Памяти В.Е. Хализева. Аксиологические проблемы в художественной литературе

  • 24 – 26 ноября

    XII Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование»

  • 24 – 26 ноября

    VII Международная конференция-конкурс «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования»

  • 27 ноября – 1 декабря

    V Российская Школа по глинистым минералам «Argilla Studium-2017»

Все конференции

Ломоносов и психология

Общепризнанным является вклад Ломоносова в развитие психологической науки в России. Во многих своих публикациях, выступлениях, а также в письмах, заметках, «репортах» (отчётах о работе в Академии), деловых записках он развивает глубокие психологические идеи. Они охватывают практически все стороны душевной жизни человека, от элементарных ощущений до сложнейшей динамики чувств и страстей, и в совокупности складываются в достаточно целостную систему. Собственные психологические идеи развиваются в контексте созданной им научно-философской концепции, а также в соотношении и с опорой на авторитеты своего времени – философско-психологические учения Декарта, Спинозы, Локка, Лейбница и своего марбургского учителя Вольфа, благодарное отношение к которому он пронёс через всю свою жизнь.

В основу объяснения ощущений Ломоносовым были положены идеи, развиваемые в его естественнонаучных трудах. Ощущения рассматривались как продукт воздействия объектов физического мира на человека. Это воздействие осуществляется посредством «совмещения» (сцепления) мельчайших, не уловимых органами чувств частиц материи внешних тел с частицами материи нервного окончания в органах чувств. Возникающие в нервных окончаниях движения по механическим законам передаются по всему нерву до самого мозга. Так описывались ощущения различных модальностей – обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые, зрительные, которые объяснялись этим единым для всех них механизмом; указывалось на связь различных ощущений между собой, например, зрительных и вкусовых, зрительных и слуховых и т.п.

Богаты психологическим содержанием сочинения Ломоносова по грамматике и риторике. В них он переходил от объяснения психических процессов, направленных на познание природы с целью открыть «завесу внутреннего святилища натуры», к описанию жизненных свойств, принадлежащих человеку как одушевлённому существу.

В сочинениях по риторике Ломоносов уделял внимание различным психическим образованиям и процессам, составляющим жизненные свойства человека, среди которых – представления (идеи, в терминологии Ломоносова) памяти и воображения, рассуждение, воля, чувства и страсти, мудрость, приобретенные дарования (благородие, счастие, богатство, слава, власть), телесные дарования и свойства (пол, сила, красота, здоровье), чувства (зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание ).

Особый интерес представляет учение Ломоносова о страстях и их выражении в речи, которое излагается в его сочинениях по риторике. По мысли учёного, убедительность речи достигается не только её содержательностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но и эмоциональным влиянием слова: слово оратора должно захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нём любовь или ненависть, желание или отвращение. Отсюда вытекает необходимость изучения страстей.

Выделяются три компонента страстей: эмоциональный (удовольствие или неудовольствие), волевой (желание или отвращение) и физиологический (движение крови). Даётся описание отдельных страстей, к которым Ломоносов относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, надежду, боязнь, гнев, милосердие, ненависть, удивление, подражание, отчужденность, зависть, мщение. Подчёркиваются важнейшие характеристики страстей: их противоречивость и динамизм, возможность одновременного переживания противоположных страстей, например, ярости и отчаяния. Страсть и разум рассматриваются в их взаимовлияниях, и на этой основе устанавливаются правила «утоления» страстей. Главным средством воздействия на страсть является ум.

В своих психологических рассуждениях Ломоносов подходит к целостному пониманию личности, таких её свойств (признаков) как активность и связанные с ней деловые, профессиональные и нравственные качества. В ряде его работ, как научных трактатах, так и в деловых записках, содержатся представления о различных профессиях и психологических требованиях, которые они предъявляют к человеку. Причина обращения Ломоносова к этим вопросам коренится в общей направленности его научных исканий на решение жизненно важных проблем для человека и общества в целом.

В письмах, официальных записках и отчётах по вопросам работы Академии он дает яркие характеристики учёных, представителей власти, с которыми общался и которых хорошо узнал по их делам. В этих материалах он выступает глубоким психологом, подлинным аналитиком человеческой души, в том числе и собственной. За текстами его трудов зримо выступает нравственный облик самого автора – гениального мыслителя и великого человека. Поэтому специалисты справедливо отмечают, что труды Ломоносова являются материалом к изучению его личности, запечатленной им самим.