Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Цветовая схема:
  • А
  • А
  • А
Календарь конференций
  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 24 – 26 ноября

    VII Международная конференция-конкурс «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования»

  • 28 ноября

    Заседание научного общества “Исторический и методологический анализ социальных процессов”

  • 30 ноября

    V ежегодная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Инновационные факторы обеспечения экономической безопасности России в современных условиях»

  • 1 – 5 декабря

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по географии

  • 1 – 5 декабря

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по философии

  • 5 – 7 декабря

    Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики»

  • 7 – 10 декабря

    III Всероссийский форум молодых управленцев «Ответственное поколение»

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 7 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 2 – 5 июля

    ХVI Европейский психологический конгресс

Все конференции
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Мероприятия для школьников и учителей
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
Программы дополни-
тельного образования
«Университет без границ»
14/02/2013

Межфакультетские курсы станут атрибутом нового семестра

С весеннего семестра 2013 года в МГУ читаются 107 межфакультетских учебных курсов, основная цель которых сформировать у студентов общенаучный кругозор и развить способность цельного научного мышления. 12 февраля в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась встреча, на которой ректор МГУ обсудил с лекторами особенности, сложности и задачи, возложенные на них этим нововведением.

В начале совещания В.А. Садовничий рассказал о явных преимуществах МГУ в сравнении с другими университетами: большое количество факультетов и кафедр, уникальное оборудование, стремительно растущая инфраструктура, самое высокое соотношение количества преподавателей на одного студента (1:4), большое количество академиков и членов-корреспондентов среди преподавателей, развитая филиальная сеть, собственные образовательные стандарты. Однако, несмотря на это, университет не занимает высокие места в международных рейтингах и стоит перед серьезной задачей ответа на непростые вызовы со стороны общества и мирового развития. Ректор подчеркнул, что на эти вызовы невозможно ответить без серьезной внутренней реорганизации, одной из мер которой и стала идея проведения межфакультетских курсов. Именно сейчас современное общество как никогда нуждается не в узких специалистах, а в людях, видящих научные процессы в целом и способных к междисциплинарному синтезу. Большинство из введенных курсов носят междисциплинарный характер, они рассчитаны на синтез нескольких научных дисциплин с целью демонстрации связи между, казалось бы, далекими науками.

Для мониторинга слушателей курсов разработана система интернет-регистрации. Этот мониторинг позволит лекторам сформировать представления, каким студентам (с каких факультетов и какого уровня базового образования) они будут читать лекции. На курсы зарегистрировались более 15 000 студентов, начиная от первокурсников и заканчивая пятикурсниками. Предварительный мониторинг показал, что представлены все факультеты МГУ. Курсы носят обязательный характер для студентов 3-4 курсов специалитета, 3 курса бакалавриата, а также 1 курса магистратуры. В конце семестра предусмотрена обязательная отчетность студентов в форме зачета или экзамена, оценки о сдаче этих курсов будут занесены в диплом.

Ректор призвал лекторов делать курсы общедоступными, чтобы они привлекали слушателей, а не отпугивали их, и могли быть освоенным как первокурсником, так и пятикурсником. Главная цель, поставленная перед лектором, вызвать интерес у студентов к междисциплинарной научной проблематике и настроить студентов на синтез разных научных направлений, активную работу, а также твердо осознать, что их факультетская наука не является чем-то изолированным, а тесно связана с другими научными направлениями и имеет широкие приложения. В.А. Садовничий призвал делать названия курсов привлекательными и с интересной аннотацией. Что же касается процесса проведения занятий: деканов всех факультетов попросили выделить время по средам с 15.00 до 19.00, а лекторов — первое занятие проводить в форме презентации, основной же курс начинать читать со второго занятия, чтобы студент при необходимости мог без ущерба для знаний заменить его другим уже на следующей неделе. Ректор порекомендовал лекторам в конце семестра провести опрос мнения студентов о содержании и преподавании курса, что должно помочь в работе над его усовершенствованием.

Идею университетского нововведения положительно оценили члены Студенческого совета МГУ. Виктор Антонович сказал, что студенты уже давно обращались к нему с просьбой организовать подобные курсы.

К чтению межфакультетских курсов привлечены лучшие лекторы Московского университета, являющиеся не только первоклассными учеными в своей отрасли, но и видящие ее связи с другими смежными научными направлениями и обладающие способностью донести эти знания другим в популярной и интересной форме. Наиболее популярные лекции будут читаться «на весь мир» в специально оборудованных аудиториям с возможностью видеосъемки и трансляции в интернет.

Фотоальбом