19
Календарь конференций
  • 16 февраля – 16 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 22 августа

    Региональная научно-методическая конференция «Система качества образования в Севастополе: опыт, проблемы, перспективы»

  • 28 – 30 августа

    Seventh International Conference on Iranian Linguistics

  • 25 – 30 сентября

    V Международный научный конгресс «Глобалистика-2017» - в рамках мероприятий Global Studies Conference

  • 2 – 5 октября

    IV научно-практическая молодежная конференция "Экобиологические проблемы Азово-Черноморского региона и комплексное управление биологическими ресурсами"

  • 23 октября

    Ежегодная научная конференция консорциума журналов экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 7 – 10 ноября

    Международная студенческая конференция "Carpe Scientiam"

  • 9 – 10 ноября

    Междисциплинарная научная конференция – конкурс «Революция 1917 года в России: социально – экономические предпосылки и последствия»

  • 13 ноября – 8 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 24 – 26 ноября

    VII Международная конференция-конкурс «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе ИТ-образования»

  • 16 февраля – 16 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

Все конференции

Заседание Совета Учёных советов — Конференция МГУ 27 сентября 2010 года

27 сентября 2010 года в Актовом зале Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки МГУ состоялось заседание Совета Учёных советов – Конференция Московского университета. В повестке дня было два вопроса:

  • «Московский университет: дела и планы». Доклад ректора о состоянии и действиях Московского университета.
  • Об Уставе Московского университета.

В заседании приняло участие более тысячи человек — члены Учёных советов факультетов и институтов, представители общественных организаций, студенчества, а также трудовых коллективов Московского университета.

Свой доклад ректор МГУ академик В.А. Садовничий начал с обращения к участникам заседания, представляющим высший орган управления Московского университета, который традиционно обсуждает стратегические вопросы развития МГУ.

 

Московский университет — лидер российской высшей школы. И недавно это было законодательно подтверждено на государственном уровне. В ноябре прошлого года принят Федеральный закон «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

В законе зафиксирован особый статус МГУ как ведущего классического университета России, уникального научно-образовательного комплекса. Тем самым фактически завершается формирование иерархии российских университетов. Сначала из всех российских университетов были выделены исследовательские и федеральные. А на вершине этой пирамиды – Московский и Санкт-Петербургский университеты.

В соответствии с Указом Президента разработана Программа развития Московского университета до 2020 года.

Аплодисментами были встречены слова ректора о том, что 27 сентября, в день Конференции, Председатель Правительства РФ В.В. Путин утвердил Программу развития Московского университета до 2020 года. И, по существующим в Правительстве проектировкам, она может быть продлена до 2030 года.

Цель Программы — максимально полно реализовать потенциал Московского университета, его кадровые, интеллектуальные и материально-технические ресурсы.

Программа охватывает важнейшие направления деятельности университета в сфере образования и науки. Это – подготовка специалистов по собственным стандартам, разработка новых магистерских программ, стратегические информационные технологии, включая создание мощнейших супервычислителей, научно-образовательные спутники, комплексные исследования человека, энергоэффективность, нанотехнологии и бионаносистемы, и многое другое.

Такое доверие накладывает на университет огромную ответственность. Тем более что для выполнения этой Программы развития государство планирует выделение МГУ дополнительного к бюджету весьма значительного финансирования.

Утверждение Программы развития — важнейший этап в жизни Московского университета. Это — успех, которым мы можем гордиться. И это — вызов, на который мы должны ответить. Это — доверие, которое мы должны оправдать.

В последнее время фактически происходит перестройка российской системы образования. Неотъемлемой частью этой системы является Московский университет.

В соответствии с законом в стране вводится двухуровневая подготовка (бакалавры и магистры). Причём степень бакалавра, правда, прикладного, можно получить теперь в системе среднего профессионального образования.

Некоторые университеты переходят на диплом PhD. И это не просто инициатива с их стороны, а отражение наметившейся линии преобразования российской науки и высшей школы по западному образу и подобию. В результате — привычные степени кандидата и доктора наук могут остаться в прошлом.

Одобренные министерством образовательные стандарты нового поколения принесли новую терминологию: «компетенции», «модули», уровни АВС, – хорошо ещё, что вместо термина «кредиты» используются «зачётные единицы».

Это не просто новые для нас слова. За ними — фактически новая идеология образования. Это — идеология прагматизма, которая становится господствующей в современном обществе.

Нарушается привычная для нас система отношений студента и преподавателя. Возникает опасность уменьшения роли прямого общения, непосредственного контакта ученика с учителем, необходимого для создания научных школ, которыми мы так гордимся. Но, в то же время, здесь есть и положительные стороны. Студенты становятся менее зависимы от случайных оценок, получают возможность учиться у разных преподавателей. Широкое использование новых образовательных технологий повышает эффективность учебного процесса. И, положа руку на сердце, надо признать, что этого нам, в силу нашей инертности, не хватает. Мы медленно осваиваем новое. Нам уже давно необходимо широко внедрять дистанционные технологии, применять интерактивные методики преподавания с использованием последних достижений информационных технологий.

При этом, конечно, мы не должны потерять то богатство, которое было накоплено предыдущими поколениями: умение рано вовлекать студентов в научную работу и поддерживать те особые отношения преподавателя со студентами, которые способствуют развитию талантов и профессиональному росту.

К счастью, мы располагаем уникальным интеллектуальным потенциалом. Соотношение «студент-преподаватель» — «3:1» ставит нас в преимущественное положение по сравнению с другими университетами.

Правда, при этом у нас более двух тысяч совместителей. Возникает вопрос о сбалансированности учебной нагрузки, обязательной для всех профессоров Московского университета.

Этот интеллектуальный потенциал пока ещё позволяет компенсировать издержки нашей инертности и даёт нам некоторый запас прочности. Но надолго его не хватит: требования времени неумолимы.

Всем нам надо постоянно учиться и смелее предлагать новые решения. Надо шире давать дорогу молодым талантливым преподавателям, которые активно работают в науке и не боятся экспериментировать в аудитории.

Молодые преподаватели — важнейший ресурс обновления учебного процесса, в частности, в условиях новых образовательных стандартов и новых обучающих технологий. Молодой преподаватель должен быть главной силой, увлекающей студента. Ему проще установить тот контакт, без которого трудно добиться хороших результатов в обучении. Ему легче внедрять новые методики: он не скован многолетними методическими привычками. Мы должны выращивать из наших молодых преподавателей ярких, блестящих лекторов, которые пополнят плеяду замечательной университетской профессуры. То же — и в науке. Научные школы без молодого пополнения, без преемственности не могут развиваться успешно.

Конечно, в Университете многое делается для продвижения молодёжи. Но добиться положительной динамики пока не удаётся. Возраст кадрового состава — профессорско-преподавательского и научного — остаётся острейшей проблемой Московского университета.

Важнейшей задачей руководителей факультетов и институтов, заведующих кафедрами, отделами и лабораториями является активная работа с молодёжью. Необходимо при оценке работы руководителей всех уровней: деканов, директоров, заведующих кафедрами, отделами, лабораториями – учитывать этот важный кадровый показатель — приход молодых сотрудников и их профессиональное продвижение.

Да и в руководство университета, факультетов, институтов, кафедр и лабораторий надо смелее привлекать молодых — энергичных, креативных, способных принести новые идеи и реализовать их.

Надо работать на опережение. Думать не только о том, как не отстать от тех, кто вырывается вперёд, а стремительно продвигаться самим, постоянно подтверждая своё лидерство. У нас для этого есть все необходимые условия — и интеллектуальные, и материальные.

Говоря о перестройке системы высшего образования в России, надо иметь в виду ещё одно важное обстоятельство. Изменяется соотношение сил на российском образовательном пространстве. Становится всё острее конкуренция вузов между собой, их борьба за абитуриентов, за государственное финансирование, за гранты, за влияние в обществе.

Наиболее активные университеты выдвигаются на передовые позиции, стараясь заявить о своём лидерстве в том или ином направлении. К сожалению, Московский университет не только не проявляет той активности, которая необходима в условиях конкуренции, то есть не демонстрирует своё реальное лидерство во многих областях, но и утрачивает его по целому ряду позиций. Чем острее конкуренция в высшей школе, тем больше появляется попыток — далеко не всегда удачных – ранжировать вузы по тем или иным признакам.

Нам необходимы авторитетные рейтинги, с точными данными и корректными методиками, учитывающие основные критерии, отражающие качество образования.

Ни обществу, ни руководству страны небезразлично, какие места занимают российские университеты в мировых рейтингах. Здесь не место обсуждать корректность методик и критериев различных рейтингов. Надо извлечь уроки из их результатов и серьёзно задуматься, ведь речь идёт — хотим мы того или не хотим — о международном авторитете Московского университета. И нам есть над чем задуматься.

Одна из решающих позиций в оценке университетов — число публикаций в международных научных журналах на одного сотрудника и цитируемость статей. А мы в этом сильно проигрываем.

Этому есть несколько причин, в том числе и не имеющих непосредственного отношения к качеству работ наших учёных. К сожалению, на Западе часто стараются игнорировать статьи российских авторов, а редколлегии некоторых журналов просто добиваются того, чтобы ссылка на работу российского автора была заменена ссылкой на зарубежную статью, пусть и более позднюю. Российские учёные не виноваты в том, что международным языком науки стал английский, а не русский. Но научиться работать в таких условиях мы должны.

Надо публиковать свои результаты в ведущих, широко известных международных научных журналах. И учитывать этот показатель при оценке работы наших сотрудников.

Необходимо добиться того, чтобы «Вестник Московского университета» высоко котировался в мире, чтобы все серии переводились на английский язык и распространялись как серьёзные международные журналы. Уже сейчас восемь естественнонаучных серий «Вестника» переводятся на английский язык, и за последние три года подписка на английский перевод «Вестника» выросла в среднем в 10 раз (в основном за счёт электронной версии).

Мы могли бы переводить и книги наших учёных, шире представлять их на международных книжных ярмарках, наладив сотрудничество с ведущими мировыми издательствами.

Есть ещё один ресурс. Мы не учим студентов писать научные статьи. Нужны специальные курсы, посвящённые тому, как написать научную работу, которая может привлечь внимание. Причём и на русском, и на английском языке. Этому уже отводится место в наших новых образовательных стандартах.

У нас есть все основания для того чтобы работы наших учёных получали достойную оценку. Вклад в науку научных школ Московского университета, их роль признаются во всём мире. И сегодня наши учёные добиваются замечательных результатов во многих областях знаний.

Основу Программы развития и составили те самые научные направления, которые эффективно развиваются университетскими учёными и, в то же время, соответствуют приоритетам научно-технологического развития страны. В нашей Программе они называются «приоритетные направления развития», или ПНР.

Один из них – стратегические информационные технологии.

В Московском университете создан уникальный суперкомпьютерный комплекс, основу которого составляют отечественные суперкомпьютеры «Чебышёв» производительностью 60 терафлопс и «Ломоносов» производительностью 414 терафлопс, а также суперкомпьютер Блу Джин производительностью около 30 терафлопс. Ни один университет мира не обладает подобным парком вычислителей.

Суперкомпьютер «Ломоносов» является новейшей разработкой с уникальными инженерно-техническими решениями, благодаря которым удалось достичь на сегодняшний день максимальной в мире производительности на одну стойку суперкомпьютера. В настоящее время пользователями суперкомпьютерного комплекса МГУ являются около трёхсот научных групп, работающих в разных областях науки.

Программой развития Московского университета предусмотрено увеличение максимальной производительности суперкомпьютера «Ломоносов» до одного петафлопса.

МГУ – единственный университет, который систематически запускает собственные научно-образовательные спутники. К 300-летию основателя Московского университета мы готовимся запустить спутник «Ломоносов», который продолжит исследования, начатые двумя нашими предыдущими спутниками — «Татьяна-1» и «Татьяна-2». С его помощью планируется провести детальное изучение транзиентных электромагнитных явлений.

В Институте человека Московского университета ведутся междисциплинарные исследования медико-биологических, экологических, социально-экономических и других факторов, которые влияют на здоровье человека.

На основе новых методов молекулярного дизайна, использующих высокопроизводительные вычисления на суперкомпьютере «Ломоносов» конструируются новые лекарственные препараты. Создаются вакцины, терапевтические гены и новые методы клеточной терапии и тканевой инженерии для целей регенеративной медицины. Разрабатывается программа медико-психологической поддержки людей в экстремальных условиях и обеспечения полётов человека в космос.

Планируются исследования и в новых перспективных направлениях, например, создание метагеномного портрета микрофлоры человека, то есть расшифровка геномов всех видов микроорганизмов, находящихся в симбиозе с организмом человека.

В МГУ создан научно-образовательный центр по нанотехнологиям, который координирует работы, ведущиеся на разных факультетах по изучению свойств наносистем и наноматериалов.

Планируется разработка наноматериалов для повышения энергоэффективности и энергосберегающих технологий, нового поколения биосовместимых материалов и медицинских препаратов, использующих наноразмерные носители лекарственных веществ. Проводятся исследования в целях развития альтернативной и солнечной энергетики, применения инновационных методов поиска и разведки залежей, увеличения нефтеотдачи, а также внедрения инновационных методов переработки углеводородного сырья. Московский университет активно сотрудничает с крупнейшими государственными корпорациями: Роскосмос, Роснано и Ростехнологии. Подписан Меморандум о сотрудничестве Московского университета с Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фондом «Сколково»). Приоритетные направления нашего сотрудничества — энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, медицинские, космические и стратегические компьютерные технологии.

Мы могли бы в ближайшее время создать собственный Технопарк, сделав его базой для реализации наших инновационных проектов, или, как сейчас говорят, технологических платформ. У нас есть для этого все возможности — и интеллектуальный потенциал, и инфраструктурный ресурс, и организационные рамки. Основу технопарка могли бы составить такие платформы, как Научный парк, Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор.

Целям инновационного развития Московского университета отвечает и работа по созданию нового факультета — факультета фундаментальной физико-химической инженерии. В основу концепции этого факультета положена задача инженерного конструирования на основе фундаментальных физических и химических знаний новых процессов и технологий, обеспечивающих создание новых веществ, материалов и комплексных гибридных систем с заданными свойствами.

 

Этим летом, в соответствии со специальными Постановлениями Правительства № 218, № 219 и № 220, Министерство образования и науки провело несколько конкурсов.

В конкурсе «Развитие кооперации вузов и организаций по созданию высокотехнологичных производств» (Постановление № 218) победителем стал совместный проект Московского университета и известного оборонного предприятия «Сплав» «Организация производства медицинских и биологических устройств с тактильными возможностями».

В конкурсе программ развития инновационной инфраструктуры (Постановление № 219) первым в списке победителей стал проект Московского университета «Развитие инновационной инфраструктуры МГУ как основы для формирования инновационной среды в МГУ, в том числе за счёт создания профильных технологических платформ с предприятиями высокотехнологичного сектора экономики».

Не надо думать, что инновационной экономике нужны результаты только в естественнонаучных областях. Мы создали центр стратегических исследований, целью которого является исследование стратегических проблем глобальной экономики, международной интеграции и кооперации.

Эта область деятельности в Московском университете пока только начинается, хотя, казалось бы, кому как не нам быть экспертами и аналитиками, вести заказные исследовательские работы по мониторингу в сфере образования, науки и инноваций?

Большая работа ведётся группой факультетов по комплексной оценке экологических, социальных и экономических последствий подготовки к Олимпийским играм 2014 года на уровне города Сочи, Черноморского побережья, западного Кавказа, восточного Причерноморья, Краснодарского края, Южного федерального округа и Российской Федерации в целом.

На прошлой неделе в Московском университете в течение двух дней проходила конференция Российского географического общества, посвящённая проблемам Арктики. В ней приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, другие представители руководства страны, видные государственные зарубежные деятели. Были обсуждены вопросы стратегического значения, касающиеся природных запасов, экологии, устойчивого развития. Важно, что во всех арктических программах принимают участие учёные разных факультетов Московского университета.

 

Это короткий рассказ о научной составляющей Программы развития, но, конечно, главное в ней — образование. И ключевой вопрос здесь — стандарты. В соответствии с Федеральным законом, Московский университет должен работать по образовательным стандартам, устанавливаемым им самостоятельно, причём они должны быть выше государственных.

Для разработки этих стандартов ещё в прошлом учебном году была создана специальная представительная комиссия Московского университета по академическому развитию. Она собрала и обобщила более сорока развёрнутых предложений факультетов и отдельных сотрудников по принципам разработки собственных образовательных стандартов.

В работе над макетами стандартов было решено следовать европейскому подходу к систематизации компетенций (чтобы облегчить признаваемость дипломов), а также определить единые для всех стандартов универсальные междисциплинарные компетенции для создания единого университетского образовательного пространства.

На заседании Учёного совета МГУ в апреле 2010 года было принято принципиальное решение о том, что стратегическим приоритетом Московского университета является высшее образование второго уровня, то есть подготовка специалиста и магистра. Это соответствует тенденциям ведущих университетов мира.

Экспертные группы из представителей разных факультетов сформировали содержание универсальных компетенций выпускников МГУ в области физико-математических дисциплин и информационных технологий, естествознания, иностранного языка, русского языка и культуры речи, экономики и права, гуманитарной и социально-личностной проблематики, физической культуры и безопасности жизнедеятельности.

Стандарт специалиста – основной для Московского университета. В нём с максимальной эффективностью используются возможности и преимущества классического университетского образования, и, прежде всего, — междисциплинарность. Для того чтобы качество и уровень подготовки специалиста в Московском университете соответствовали особому статусу МГУ, а также учитывая переход образовательной системы России на схему подготовки 4+2, мы приняли решение сделать подготовку специалиста в МГУ шестилетней.

В макете стандарта специалиста, кроме специальных дисциплин значительное место отведено общеуниверситетскому ядру подготовки, в которое входят не только привычные студентам всей страны физкультура, ОБЖ, иностранный язык, философия и история (практически все эти дисциплины есть и в обязательной части федеральных стандартов), но и преподаваемые на большинстве факультетов информатика, экономика, правоведение, русский язык и культура речи, а также дисциплина «современное естествознание».

Предусмотрено также обязательное преподавание опредёленного объёма специальных дисциплин на иностранном языке. В утверждённый Правительством федеральный перечень входят 9 специальностей, по которым разрешена пятилетняя подготовка специалистов. Сейчас от факультетов поступили предложения ещё по 56 специальностям. Теперь необходимо в инициативном порядке разработать проекты соответствующих стандартов и представить их на экспертизу.

Макет университетского стандарта подготовки магистра достаточно гибок, отвечает современным требованиям к магистратуре, что позволяет нам конкурировать в этой сфере не только на российском, но и на международном рынке образовательных услуг. Планируется, что уже к 2013 году в МГУ будет создано не менее ста междисциплинарных магистерских программ для выпускников бакалавриата всех российских университетов.

Внедрение собственных стандартов требует значительной перестройки в организации учебного процесса. В ближайшее время будет пересмотрена система расчёта педагогической нагрузки с учётом применения современных методов и технологий обучения – контактные часы, дисциплины по выбору студента, дистанционные образовательные курсы и модули.

К концу ноября этого года все образовательные стандарты должны быть готовы к утверждению Учёным советом университета.

До 1 февраля 2011 года будет объявлен приём студентов в Московский университет на обучение по новым стандартам.

Хочу ещё раз подчеркнуть: Университету фактически брошен вызов. Сможет ли МГУ продемонстрировать, что такое настоящий университетский образовательный стандарт, сможет ли стать не только лидером, но и законодателем фундаментального университетского образования, — зависит только от нас. Наши стандарты должны быть не просто выше государственных. В них мы можем воплотить свою, университетскую, идеологию образования, в основе которой — три взаимосвязанных ключевых принципа: фундаментальность, междисциплинарность, востребованность.

Наряду с самостоятельно устанавливаемыми образовательными стандартами закон предоставляет Московскому университету право на выдачу дипломов собственного образца. И образцы таких дипломов уже разработаны.

Разработать стандарты и обеспечить преподавание по ним — это только полдела. Нам нужен контингент знающих, думающих, талантливых студентов.

В этом году приём в целом по университету прошёл успешно. План приёма на бюджетные места был выполнен. Средний конкурс в этом году был выше пяти человек на место.

Всего на бюджет было зачислено около четырёх тысяч человек, из которых более половины — победители и призёры олимпиад. А в общей сложности, с учётом контрактников, на первый курс принято около шести тысяч человек.

В подготовке к новому набору надо искать новые пути — искать своего абитуриента. И делать это надо уже сейчас, не откладывая до весны.

Главное в этой работе, конечно, — олимпиады. В течение нескольких лет эта инициатива Московского университета стала общероссийским делом и неотъемлемой частью системы образования в нашей стране.

Это не означает, что олимпиадное движение состоит из одних успехов; есть и немало проблем. К ним сейчас приковано пристальное внимание. Мы должны не допустить дискредитации Олимпиад, добиваясь, чтобы они не превратились в новый способ упрощённого поступления в университет, а стали действенным средством привлечения и отбора талантливых ребят.

Нынешним студентам, приходящим в университет, в силу особенностей подготовки в школах, часто не хватает не только знаний, но и профессиональной ориентации. Многие выпускники школы не знают, какая же область знаний их привлекает, кем бы они хотели стать: химиком или биологом, историком или географом. Ведь часто поступают «от противного»: идут на гуманитарный факультет не потому, что увлечены историей или языками, а просто потому что «не лады с математикой».

Отсутствие профессиональных интересов усугубляется действующими правилами приёма, позволяющими подавать документы сразу в несколько вузов.

Главное — в обществе изменилась иерархия ценностных ориентиров. Несколько десятилетий назад служение обществу, бескорыстное служение науке считалось высшим смыслом и целью жизни. А сейчас – господствует дух прагматизма. Изменилась и привлекательность профессий. Сегодня большинство хотят стать управленцами, экономистами, юристами, госслужащими. Конечно, кто-то выбирает эти профессии сознательно, понимая, что они будут делать, мечтая добиться профессиональных успехов. Но многие, надеясь на высокие зарплаты, не задумываются о том, будет ли в будущем эта работа им интересна.

Да, молодёжь сейчас другая. Кто-то по незнанию ищет лёгкий путь в жизни. Путь науки труднее. Как говорил академик С.Е. Северин, «корни науки горьки, плоды её кислы». Но многим молодым этот путь интересней, к тому же он может привести их к большему успеху. Наша задача — помочь молодому человеку сделать свой — правильный — выбор. И это очень важно и для государства, для общества, ведь прорывы в технологическом развитии, в экономике — дело молодых.

Увлечь молодёжь наукой, рассказать об интересных перспективах высоких технологий, дать ей импульс к самостоятельному творчеству призван Фестиваль науки.

Московский университет был инициатором этого важного дела в России и в течение пяти лет каждый год проводит его. Сначала Фестиваль из университетского превратился в городской, и правительство Москвы уже несколько лет принимает активное участие в его организации. На очереди — следующий шаг: расширение его масштабов на всю Россию.

Учитывая успех Фестиваля и его важнейшее значение в деле профессионального воспитания молодёжи, проведение Фестиваля науки включено в перечень поручений Президента РФ Д.А. Медведева Правительству РФ.

Ещё одно дело, в котором Московский университет принимает самое активное участие — это возрождение Московского планетария. К весне планетарий должен быть открыт для посетителей, и тогда наши учёные будут читать там лекции. Будет работать и обсерватория, в которой можно будет наблюдать небесные тела.

Важная роль принадлежит Московскому университету в помощи средней школе.

Мы начинаем системную работу по повышению квалификации школьных учителей.

Прошедшим летом в Московском университете на базе разных факультетов прошло 11 летних школ для учителей-предметников, в которых приняло участие более тысячи человек. Четверть участников — иногородние, представляющие разные регионы России, от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Северной Осетии.

Факультетами разработано 23 программы повышения квалификации, в том числе, что очень важно, междисциплинарного характера.

Ключевым звеном программы «МГУ–школе» станет проведение в Московском университете Всероссийских съездов учителей-предметников с целью широкого обсуждения перспектив преподавания соответствующих дисциплин в школе. Таким образом МГУ возрождает традицию проведения Всероссийских съездов учителей.

Зимой 1911–1912 года в Санкт-Петербурге прошёл первый съезд преподавателей математики. Через два года такой же съезд состоялся в Москве. И теперь, спустя почти столетие, Московский университет по своей инициативе снова собирает учителей математики на профессиональный съезд, который откроется 28 октября.

В съезде примут участие более тысячи человек, в том числе иностранные делегации – учителя из Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Сирии.

В 2011 году в дни школьных каникул Московский университет планирует провести съезды учителей физики, химии, информатики, русского языка и литературы, иностранных языков.

 

Московский университет не только не сбавляет своей международной активности, но и по некоторым направлениям наращивает обороты.

Появляются новые формы сотрудничества, которые свидетельствуют о возрастающем авторитете МГУ в мире. Становятся регулярными двусторонние форумы университетов, которые собирают в наших стенах ректоров разных стран.

Начало этой традиции положили форумы университетов России и Китая. Недавно мы принимали представительную делегацию ректоров университетов Японии. А буквально через неделю к нам приезжают ректоры французских университетов в рамках года Франции в России и России во Франции.

Московский университет по-прежнему часто становится местом встреч и выступлений высоких государственных деятелей разных стран.

Растёт сеть зарубежных филиалов МГУ. Их у нас теперь пять. Последний — в Душанбе — был открыт этим летом в присутствии президента Таджикистана.

Филиалы динамично развиваются, открываются новые специальности, растёт число студентов. На сегодняшний день в филиалах Московского университета в общей сложности обучается около двух с половиной тысяч студентов. Цифра впечатляющая. К сожалению, наш контингент иностранных учащихся впечатляет не так сильно. Их у нас почти столько же, сколько студентов зарубежных филиалов. В целом получается немногим больше пяти тысяч, что далеко не соответствует нашим возможностям. Конечно, не мы виноваты в том, что студенты едут учиться в Америку или другие благополучные страны: и язык русский освоить не так просто, и условия жизни не всех устраивают. Но мы должны признать, что делаем далеко не всё, что могли бы для привлечения иностранных учащихся.

И снова — о Программе развития. Программа утверждена. Нам предстоит её выполнять. Серьёзное финансирование предполагает соответствующую ответственность и отчётность.

Важной частью Программы являются индикаторы — показатели эффективности работы университета по тем или иным направлениям. Среди таких показателей — численность студентов и преподавателей, приглашённых зарубежных профессоров, иностранных учащихся, стажировок за рубежом и т. д. Все эти показатели должны существенно увеличиться к 2020 году, что может показаться достаточно трудной задачей. Но только так — ставя масштабные цели и прикладывая адекватные усилия, воплощая свои знания и опыт – мы можем добиться главного – того, чтобы Московский университет стал настоящим университетом XXI века: современным, динамично развивающимся, занимающим лидирующие позиции в образовательном пространстве.

Выполнение Программы развития, достижение намеченных показателей потребует интенсивной работы, и мы должны быть к ней готовы.

Необходимо в ближайшее время на всех факультетах, в институтах, на кафедрах и в лабораториях, на профессорских собраниях обсудить положение дел и вместе подумать о том, как сделать, чтобы факультет и кафедра, институт и отдел максимально проявили свой потенциал, стали бесспорными лидерами в своей области.

Такие обсуждения не должны носить привычного нам характера отчёта с предложениями незначительных конкретно-бытовых изменений. Надо принципиально обсудить вопросы преподавания каждой дисциплины учебного плана, приоритеты научных исследований, проанализировать международный опыт, изучить ситуацию у нас в стране, сильные стороны наших конкурентов. И после такого обсуждения – принять стратегию развития факультета, института, возможно, до двадцатого года, увязав её с Программой развития Московского университета.

У нас есть все условия для развития и всё необходимое для успеха.

Прежде всего, это — наши люди — люди Московского университета.

Переход на новую систему оплаты труда позволил улучшить материальное положение сотрудников, которые продолжали получать ежемесячные выплаты стимулирующего характера, а также стимулирующие выплаты по итогам полугодия за особые успехи в работе. Как всегда, Московский университет реализует целый ряд социальных программ, финансируя из внебюджетных средств детский отдых, спортивно-оздоровительные лагеря для студентов, культурные мероприятия, материальную помощь и различные премии. Продолжается масштабная программа развития инфраструктуры Московского университета, освоение новой территории.

Заканчивается оснащение университетского медицинского центра. Там уже ведётся учебный процесс, а с начала следующего года начнётся клиническая деятельность. И министерство финансов с 2011 года открыло соответствующее бюджетное финансирование.

Быстрыми темпами идёт строительство новых корпусов. Буквально на наших глазах растут этажи второго учебного корпуса на новой территории, рядом с библиотекой; к декабрю уже будут возведены стены. Близится к завершению строительство третьего и четвёртого корпусов на так называемой старой территории. На очереди — строительство нового современного корпуса для нашей школы-интерната имени А.Н. Колмогорова на новой территории и подземного перехода через Ломоносовский проспект.

У здания физического факультета – пионера стройотрядовского движения — установлен памятник студентам-стройотрядовцам. А рядом со зданием Медицинского центра в дни чеховского юбилея заложен памятник Чехову – студенту Московского университета.

Продолжается и расширяется программа ремонта и реконструкции, а в некоторых случаях и фактического возрождения университетских баз отдыха.

Завершено строительство второй очереди дома отдыха «Красновидово» на месте пионерлагеря «Юность» Он стал настоящей жемчужиной на берегу Можайского моря. Начались работы и в отдалённых здравницах. К началу следующего года должно быть завершено строительство современных комфортабельных зданий, вместо снесённых старых, в нашем пансионате «Буревестник» в Сочи. Заново будут построены корпуса студенческого лагеря «Солнечный» в Пицунде, где уже начата работа.

Московскому университету удалось зарегистрировать в установленном сейчас порядке практически все университетские земли и здания. Таким образом, собственность МГУ полностью сохранена, и право на неё оформлено должным образом.

В мае 2010 года принят закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

По новому закону с 1 января 2011 года происходит изменение статуса всех бюджетных учреждений, включая университеты. Они будут финансироваться в форме субсидий, обусловленных выполнением обязательных государственных заданий.

Финансирование в форме субсидий представляет собой своего рода «плату» за «оказание услуг государству», которая рассчитывается по специальным нормативам. Полученные субсидии расходуются университетом свободно, без сметы, а неизрасходованная часть субсидий не изымается. Увеличивается степень свободы в части ведения соответствующей уставным целям университета деятельности, приносящей доход.

Однако при этом университет будет работать в условиях имущественного риска. Государство не будет отвечать по долгам университета, который при осуществлении хозяйственной деятельности рискует своим имуществом, за исключением недвижимого или так называемого особо ценного.

Существенно изменятся способы доведения финансирования до подразделений. Это потребует от всех нас, в первую очередь от руководителей подразделений, от юридических и финансовых служб огромной кропотливой работы.

Все сотрудники Московского университета должны осознать ответственность момента. Работая по-старому, не удастся сохранить университет и обеспечить его развитие. Сегодня — не время пассивных ожиданий.

Сегодня — время активных действий.

Мы должны вспомнить свою историю, когда в трудные годы университет мобилизовывался и отвечал на вызовы времени. Сейчас без преувеличения такой момент. Нам необходимы глубокое понимание происходящего, новые творческие идеи, решительность в выборе путей развития и ответственность за наше общее дело.

Завершением доклада ректора стали названия романов известной трилогии Ю. Германа: «Дорогой мой человек», Университет — «Дело, которому ты служишь». Каждый должен осознать свою персональную ответственность за будущее университета и сказать себе: «Я отвечаю за всё».

 

В обсуждении доклада ректора приняли участие декан факультета фундаментальной медицины академик РАН и РАМН В.А. Ткачук, декан геологического факультета академик Д.Ю. Пущаровский, декан биологического факультета академик М.П. Кирпичников, проректор МГУ, председатель Объединенного профкома МГУ И.Б. Котлобовский, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам, заведующий кафедрой факультета педагогического образования профессор Г.А. Китайгородская, профессор механико-математического факультета А.В. Булинский, доцент философского факультета А.П. Козырев, доцент факультета ВМиК, председатель Совета молодых учёных В.В. Фомичёв, студент 1 курса физического факультета А. Иванов.

Во всех выступлениях звучала поддержка линии Московского университета, направленной на его интенсивное развитие, максимальное и разностороннее использование его потенциала, выполнение утверждённой правительством Программы развития Московского университета до 2020 года.

Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» до 2020 года (размещена на сайте Правительства Российской Федерации)
одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1617-р

 

По второму вопросу — «Об уставе Московского университета» выступил ректор В.А. Садовничий, который рассказал о предлагаемых изменениях в устав, необходимых в связи с его приведением в соответствие с Федеральным законом «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Эти изменения касаются особого положения Московского университета как уникального научно-образовательного комплекса, его состава, порядка замещения руководящих должностей, обучения по собственным образовательным стандартам, выдачи собственных дипломов и т. д.

30 августа предлагаемые изменения были одобрены Учёным советом Московского университета, который также создал Комиссию по уставу для подготовки вопроса к Совету Учёных советов. После этого в подразделениях университета, на факультетах, в институтах, в общественных организациях, прошли обсуждения, в результате которых в Комиссию по уставу поступили замечания и предложения по внесению дополнений в предлагаемый текст. Большинство предложений относились к п. 25 устава и касались видов деятельности, осуществляемой факультетами. Все эти предложения факультетов были учтены. Отражены и другие предложения факультетов и общественных организаций, касающиеся, в частности, Профессорских собраний, поддержки талантливой молодёжи и т. д.

В.А. Садовничий обратил внимание на то, что предлагаемые изменения в устав должны пройти ещё несколько этапов согласований в различных министерствах и ведомствах, прежде чем они будут утверждены Правительством. Он призвал участников заседания проявить ту же ответственность, что и раньше, когда коллектив университета всегда принимал правильное, единственно верное решение, которое гарантировало развитие и укрепление Московского университета.

Предлагаемые изменения в устав Московского университета были единогласно приняты Конференцией — Советом Учёных советов МГУ.