16
Календарь конференций
  • 1 ноября – 1 марта

    Универсиада «Ломоносов» по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 16 ноября – 4 февраля

    Четвертая Международная Универсиада Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 1 декабря – 15 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по прикладной математике и информатике в 2017/2018 учебном году

  • 19 декабря

    Круглый стол на тему: «Государственные корпорации: PRO et CONTRA»

  • 1 февраля – 15 мая

    Универсиада "Ломоносов" по геологии

  • 1 – 8 февраля

    VII Международная командная педагогическая олимпиада - универсиада

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 16 ноября – 4 февраля

    Четвертая Международная Универсиада Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 1 ноября – 1 марта

    Универсиада «Ломоносов» по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 15 – 17 марта

    VII Международная научная конференция «Текстология и историко-литературный процесс»

  • 1 декабря – 15 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по прикладной математике и информатике в 2017/2018 учебном году

  • 1 февраля – 15 мая

    Универсиада "Ломоносов" по геологии

  • 23 – 25 мая

    Международная алгебраическая конференция, посвящённая 110-летию со дня рождения профессора А. Г. Куроша (1908–1971)

  • 23 – 28 августа

    Конференция «Теоретико-множественная топология и Топологическая алгебра», посвященной 80-летию профессора Александра Владимировича Архангельского

Все конференции
16/11/17

«Мы будем готовить таких специалистов, которые смогут ответить: зачем лететь в космос, какие результаты мы сможем получить и как эти результаты использовать?»

Василий Сазонов: 
«Мы будем готовить таких специалистов, которые смогут ответить: зачем лететь в космос, какие результаты мы сможем получить и как эти результаты использовать?»

В гостях у «Системного администратора» Василий Викторович Сазонов, и.о. декана факультета космических исследований Московского государственного университета имени Ломоносова, кандидат физико-математических наук, выпускник факультета ВМК

– Как и почему был образован в МГУ новый факультет?

– В целях дальнейшего совершенствования подготовки кадров для космической отрасли по инициативе ректора академика В.А. Садовничего в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова в 2017 году создан факультет космических исследований. Наш научный руководитель – дважды Герой Советского Союза, д.т.н., член-корреспондент РАН, летчик-космонавт Владимир Алексеевич Соловьев.

Какие были предпосылки его создания? Если посмотреть историю МГУ, то видно, что Московский университет включился в космическую гонку с начала первых разработок в стране в целом. В Московском университете работали такие ведущие ученые, как Мстислав Всеволодович Келдыш, Дмитрий Евгеньевич Охоцимский, Андрей Николаевич Тихонов, Александр Андреевич Самарский, Лев Семенович Понтрягин и другие, которые были связаны с ядерной икосмической программами.

Институт ядерной физики МГУ, например, за последние 40 лет поставил более 400 приборов на спутники, те спутники, которые и сейчас летают. У каждого большого факультета есть своя космическая программа – это медицинские исследования, биологические исследования, физика, математика, механика, программирование. То есть у многих крупных факультетов имеется свое направление в космической теме.

Мы сотрудничаем с предприятиями космической отрасли – например, наш ректор Виктор Анатольевич Садовничий долгое время руководил и продолжает руководить программами разработки специальных тренажеров для тренировки космонавтов. Кстати, за эти программы он был удостоен Государственной премии.

Много работ проводится в Московском университете, и в итоге появилась идея объединить их в рамках образовательного процесса и целенаправленно готовить специалистов в области космических исследований и использовании результатов космической деятельности, тем более что сейчас в отрасли есть нехватка таких специалистов. Ученый совет Московского университета в декабре 2016 года принял решение о создании факультета, и 16 февраля 2017 года он был создан.

Мы провели исследование, посмотрели, каких специалистов в отрасли не хватает. Задались вопросом: где наши специалисты востребованы? Общались и с представителями «Роскосмоса», и с руководством крупных предприятий космической отрасли. Выбрали несколько направлений, по которым наиболее целесообразно начать обучение. Начали, естественно, с магистратуры. Потому что магистратура – это два года обучения. Мы берем выпускников уже сфундаментальным образованием, даем им специальные знания, навыки, практику и на выходе за достаточно короткое время получаем готового специалиста.

У нас пока созданы четыре кафедры, и в этом году мы проводили набор на четыре магистерские программы.

– Каждая кафедра – под программу?

– И да и нет. Есть кафедра фундаментальной и прикладной математики, есть кафедра управления космическими полетами, они инвариантны, они дают знания, общие для всех программ, есть кафедры специальные – методы и технологии дистанционного зондирования земли, государственного управления и экономики в космической отрасли. Я с гордостью скажу, что лучшие специалисты по фундаментальным наукам работают в Московском университете, поэтому с этой частью обучения мы полностью закрыли вопрос. Но мы и людей из отрасли, конечно, приглашаем, для нас очень важен их уникальный опыт.

– Расскажите, пожалуйста, «на кого» вы учите студентов.

– Мы определили несколько горячих направлений. Самое горячее – это методы и технологии дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Дело в том, что в последнее десятилетие многократно возрасли возможности систем ДЗЗ. С первых полетов первого спутника уже стали фотографировать и «сбрасывать» данные; сейчас ежедневно на Землю поступают 5 терабайт спутниковых данных, понятно, что вручную обработать их уже невозможно, требуются специальные технологии, которые будут это делать автоматически или с высокой степенью автоматизации. Вот наша специальность «Методы и технологии дистанционного зондирования» готовит именно таких специалистов. Готовим программистов сознанием основ дистанционного зондирования, физики, знанием таких специфических разделов механики, как механика космического полета, основ обработки изображений, машинного обучения, с умением работать с большими данными и т.д.

Вторая специальность – это «Технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем». Она «выросла» из механико-математического факультета, из отдела прикладных исследований, которым руководит ректор МГУ академик В.А. Садовничий. Речь идет об исследованиях, связанных с тренажеростроением. Эта специальность находится на стыках математики, механики, биологии и медицины. Ребята изучают воздействие внешних факторов на вестибулярный аппарат человека и на его способности работать в режиме перегрузки в невесомости. Ведь в космосе на задачу даже просто перевести взгляд из одной точки в другую тратится в 10 раз больше времени, чем на земле.

Третья специальность – это «Физические условия космического пространства и планирование космических миссий». Она родилась из тематики Института ядерной физики Московского университета. Что такое физические условия космического пространства? На самом деле космос – это очень агрессивная среда, необитаемая, там кроме вакуума есть еще и жесткое электромагнитное излучение. Если мы говорим про полеты в околоземном пространстве, то есть овысоте полета орбитальных станций, таких как МКС, они летают внутри так называемых радиационных поясов земли. А вот если выйти за них, то излучение может быть очень жестким. При текущем развитии технологий защиты мы неможем сказать, что человек долетит до Марса здоровым и готовым к необходимой деятельности.

Четвертая специальность – «Государственное управление в космической отрасли». Космическая отрасль – передовая, здесь сконцентрированы новейшие достижения науки и техники, она относится к крайне высокотехнологичным, каждое новое изделие, даже серийное, уникально, и здесь требуются специалисты по технологии управления. Специальность вызвала большой интерес, отклик среди молодежи, но мы отобрали для начала 15 человек

– Конкретно где эти ребята будут работать?

– Руководители крупных корпораций, их финансовые отделы, экономические отделы заинтересованы в ребятах, потому что такие специалисты понимают, как все устроено и в сфере космоса, и в сфере управления.

– Сколько студентов на курсе?

– 42 человека, половина из МГУ, половина пришедших из других вузов и приехавших из других городов. Есть ребята из Новосибирска, из Бауманки, из МАИ… мы приглашаем всех, кто выдержит вступительный конкурс.

В этом году у нас была интересная ситуация – на разные специальности был разный конкурс: на методы и технологии дистанционного зондирования земли было 20 бюджетных мест и конкурс 3 человека на место, на специальность потехнологиям смешанной реальности было 8 бюджетных мест и 6 человек на место.

– Расскажите о вступительном конкурсе.

– Перед магистратурой – по каждой специальности свое вступительное испытание.

На технологии дистанционного зондирования – прикладная математика и информатика.

Если мы говорим о технологиях смешанной реальности – математика.

По физическим условиям космического пространства – физика.

По госуправлению – основы государственного и муниципального управления.

Со следующего года будет набор на специальность «Космические исследования и космонавтика». Сейчас мы находимся в процессе согласования ее с руководством университета и вышестоящими органами, подробности мы озвучим уже вновом году, но специальность точно будет. Это будет набор на шесть лет, мы станем обучать ребят на высоком уровне математике, физике и информатике плюс специальные предметы, они для каждой специализации разные. Будут имеханика космического полета, и устройство космических аппаратов…

– Кого вы планируете принимать? Бывших школьников? Или это будут целевые наборы от предприятий?

– Нам нужны хорошие студенты. Заинтересованные люди, которые готовы напряженно учиться и потом работать в космической отрасли, чтобы двигать нашу страну вперед. Мы не будем отказываться ни от целевых мест, ни от платного обучения, просто прежде всего нужны хорошо мотивированные учащиеся.

– Что нужно сделать тем, кто учится в других российских вузах, но хочет к вам поступить?

– Надо посмотреть, какая магистерская программа подходит им, чем интересно заниматься. Потому что, когда мы набираем специалистов на первый курс, мы сначала даем им большой объем фундаментальных знаний, боремся за их разум идушу, чтобы они четко определились с выбором профессии. Когда человек к четвертому курсу заканчивает бакалавриат, выбор уже осознан. Если вы учитесь в другом вузе, но решили поступать к нам, то готовьтесь к экзаменам, они, конечно, не простые, но все можно выучить. Программу мы вывешиваем на сайте, есть видеозаписи разборов вариантов прошлого года.

Хочу сказать, что мы не останавливаемся только на этом наборе магистерских программ, каждый год мы будем давать (начинать) что-то новенькое. Сейчас планируем запуск двух программ, я пока не буду озвучивать, каких, но это будет очень интересно.

– Порекомендуйте дополнительные курсы для поступления?

– Есть и так называемые Центральные подготовительные курсы, и курсы факультета ВМК, на физическом факультете есть своя подготовка. А экзамен по математике – он общий, пишется одновременно, т.е. годятся все курсы. Наспециалитет мы ждем всех и призываем готовиться к вступительным экзаменам по математике.

– Как вы взаимодействуете с российскими космическими структурами?

– Нам хорошо помогает ГК «Космос». Хорошее сотрудничество с ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королева, Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», АО «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина». Мы туда проводим экскурсии, для каждой специальности мы нашли там место практики.

Моя цель в том, чтобы ребята плавно двигались по своей траектории и к написанию диплома уже были готовы перейти на конкретное место работы.




Игорь Соколов: 
«Считаю, что сегодня должна начаться новая жизнь у факультета ВМК!»

Когда-то я был студентом факультета ВМК МГУ, потом, по прошествии лет, вернулся, чтобы самому руководить учебными процессами. В общем, ВМК – это на всю жизнь и это, как сейчас говорят, тренд. Во-первых, потому что Data Sience– это действительно новая технология научных исследований. Если мы раньше различные объекты и процессы описывали в дифференциальных уравнениях, а потом эти уравнения решали, то сейчас уже на повестке извлечение знаний изданных другими методами. Наиболее мейнстримный метод – искусственный интеллект, фактически это новая математика.

Этот путь дает замечательные научные результаты! Два последних открытия в области физики, за которые была получена Нобелевская премия, смогли появиться только благодаря новым технологиям работы с большими данными. Среди колоссального массива данных с помощью многих тысяч фильтров смогли вычленить те физические сущности, которые предсказывались еще несколько десятилетий назад.

Считаю, что сегодня должна начаться новая жизнь у факультета ВМК из-за всплеска интереса к этой тематике, причем не на уровне 90-х годов, когда технологиями интересовались системные администраторы и программисты.

Сейчас активировался интерес ученых, тех, кто без этих технологий, без этих знаний теперь в науке продвинуться не может. Уже с 2010 года в ведущих университетах мира появились курсы Big Data, появились компетенции, неожиданные для нас, которые требуют определенных специалистов. Появились мирового уровня проекты, которые объединяет понятие исследовательской инфраструктуры, создаются сети экспериментальных исследовательских лабораторий всовокупности с центрами данных.

Одних исследовательских инфраструктур в Европе насчитывается несколько сотен. И тут-то возникает вторая неизбежность всплеска популярности ВМК – это очевидное отставание наших образовательных стандартов от современных требований.

Стандарты в области информационных технологий быстро устаревают, а технология подготовки загнана в такие рамки, что их изменение – чрезвычайно долговременный и трудоемкий процесс. Так или иначе, проблему подготовки кадров, обладающих актуальными компетенциями, нужно решать, и у ВМК большие перспективы в развитии и реформировании учебных процессов.

Из важных новостей хочу отметить, что в МГУ создан Национальный центр цифровой экономики для исследований и подготовки кадров. Его задача, в том числе, разрабатывать методические рекомендации и учебные материалы для того, чтобы корректировать существующие, либо создавать новые учебные программы.

В октябре 2017 года прошел XII Всероссийский фестиваль науки, в котором приняли участие сотрудники и студенты факультета космических исследований МГУ

Самыми популярными среди посетителей всех возрастов оказались шлем виртуальной реальности, в котором люди могли ощутить себя настоящими космонавтами, и симулятор поездки на луноходе, представленные лабораторией МОИДС.

От лаборатории геометрического моделирования и интеллектуальных систем (ЛГМИС) был представлен ряд проектов, успешно использующихся в действующих задачах космической отрасли. В их числе: моделирование взаимодействия транспортных летательных аппаратов с международной космической станцией, расчет тепловых характеристик для спутников системы ГЛОНАСС, а также визуализация поля видимости спутников наземными антеннами. В составе экспозиции можно было наблюдать смоделированную работу системы ГЛОНАСС, где с помощью средств компьютерной графики и современных методов математического моделирования отображалась орбитальная группировка спутников и наземных станций. Немалый интерес среди посетителей вызвала экскурсия по лаборатории виртуальной реальности МГУ в Ломоносовском корпусе. Можно было опробовать современные технологии дополненной и смешанной реальности, а именно прогуляться по Марсу, прокатиться на луноходе по поверхности Луны и даже выйти в открытый космос.

В 14:00 посетителей связал с космонавтами телемост с МКС, во время которого выпускник МГУ космонавт Сергей Рязанский и космонавт Александр Мисуркин ответили на вопросы гостей Фестиваля.




Светлана Зива: 
«Только за прошедший учебный год студенческие команды ВМК семь раз победили в различных профессиональных соревнованиях международного (три раза) и всероссийского уровня»

Два года назад журнал «Системный администратор» писал о факультете ВМК. За это время произошли немалые изменения. Факультет продолжает развиваться: совместный образовательный проект с Mail.ru Group «подрос» настолько, чторезультаты дипломной работы выпускников стало возможно презентовать на только что прошедшем Фестивале науки. Полгода назад была открыта совместно со Сбербанком лаборатория, которая специализируется на теории риска ианализе данных.

Стабилизировались условия приема. Ранее, еще семь-восемь лет назад, изменения в правилах приема в МГУ от года к году могли быть значительные, теперь новшеств в этих правилах мы наблюдаем минимальное количество. Конкурс нафакультет остается на уровне четыре с небольшим человека на место. Примерно одинаковым остается и количество бюджетных мест – около 320, да и уровень подготовки, и багаж знаний поступивших к нам абитуриентов практически неизменны в течение последних лет.

Однако существенные изменения, я бы даже сказала, прорыв, произошли в результатах участия наших студенческих команд (под руководством сотрудников ВМК) во всероссийских, а в случае победы на этом уровне, и в международных профессиональных соревнованиях. Быстрый анализ новостей официального сайта факультета cs.msu.ru показывает, что только за прошедший учебный год студенческие команды ВМК семь раз победили в различных профессиональных соревнованиях международного (три раза) и всероссийского уровня.

В основном речь идет, конечно, о состязаниях между командами программистов, но также есть победы и в соревновании по анализу данных, и в соревновании, связанном с управлением рисками. Логичным продолжением этой тенденции стала 60-я позиция факультета ВМК в предметном рейтинге Times Higher Education в категории «Компьютерные науки». Среди российских вузов, представленных в этой категории, факультет занимает первое место. Победы наших студентов и высокие места в международных рейтингах доказывают, что факультет остается одним из ведущих мировых университетов и наращивает интеллектуальные мощности в разработках, связанных с основными направлениями деятельности факультета.

Два года назад на центральной площадке Фестиваля науки (ФН), в Фундаментальной библиотеке МГУ, факультет ВМК представлял как один из экспонатов победу студенческой команды лаборатории безопасности информационных систем в «хакерских» соревнованиях международного уровня. Теперь можно констатировать, что победы студентов этой лаборатории в соревнованиях международного уровня стали привычными. А на центральной площадке Фестиваля продолжают демонстрироваться экспонаты, которые визуализируют разработки наших кафедр: роботы, играющие в шахматы с посетителями, роботы, реагирующие на движение, распознавание по силуэту ладони, 3D-изображение безочков. В разработке каждого экспоната обязательно принимают участие студенческие коллективы кафедр и лабораторий.

На центральной площадке ФН в формате «Золотого лектория» наши профессора уже девять лет подряд читают лекции, доступные для понимания большинства посетителей. В этом году лекцию, посвященную электронным деньгам ибезопасности в этой сфере, представил наш профессор Владимир Анатольевич Захаров.

Традиционно во время ФН факультет проводит выставку своих кафедр, совпавшую в этом году с Днем открытых дверей МГУ. Абитуриенты смогли не только познакомиться с факультетом, задать вопросы руководителям факультета опоступлении, но также посетить выставку кафедр сразу после Дня открытых дверей и получить информацию об узкой специализации, которая могла бы стать им интересна.

Именно эта специализация затем существенным образом влияет на область практического применения знаний, полученных на факультете. Учеба у нас – это гарантия того, что выпускник найдет себе работу. Вот уже более 45 лет факультет выпускает специалистов, которые уверенно работают с последовательностью объект – модель – алгоритм – программа. Об этом писал еще в 1989 году в своей статье «Неизбежность новой методологии» Александр Андреевич Самарский, академик, заведующий отделом Института прикладной математики имени М.В. Келдыша АН СССР.

Багаж знаний наших выпускников включает сбалансированные навыки по построению математических моделей объекта, применению вычислительных методов и использованию возможностей компьютеров и суперкомпьютеров. Дляподготовки высококвалифицированных разработчиков требуется преподать большой объем знаний по вычислительным методам, иначе из триады, описанной выше, выпадет целый этап процесса познания. Акцент же на звено «программа», который делают некоторые вузы, приводит к появлению многочисленного количества «кодировщиков», в современном мире называемых программистами, не способных, отталкиваясь от объекта, построить его математическую модель.

На Фестивале молодежи и студентов Герман Греф говорил о том, что «мода» на профессию может привести к неустроенности личной судьбы в будущем, особенно если следовать ошибочному прогнозу о востребованности профессии через5-7-10 лет. В этот раз его рассуждения коснулись профессии программиста. Позже Герман Греф дал разъяснения о том, что «нужны программисты-тестировщики, умеющие работать в команде и понимающие глубоко продукт (читай: объект), над которым они работают». Благодаря фундаментальным знаниям, которые студенты получают на факультете ВМК, наши выпускники не являются программистами-кодировщиками в том понимании, которое сформировалось вИТ-отрасли.

Не так давно, всего полгода назад, Сбербанк совместно с нашим факультетом создал новую лабораторию теории риска и анализа данных. Задачами этой лаборатории станут передовые исследования и разработки в области статистических методов анализа больших данных и машинного обучения, и все это – в разрезе современных банковских потребностей. Это событие подтверждает тот факт, что наш факультет готовит специалистов, которые очень востребованы вбанковской (и во многих других) отраслях.

Векторы знаний для личного профессионального развития на факультете таковы, что они могут привести в очень разные отрасли деятельности после факультета. Это и аналитика в банковском и страховом деле, и различные прикладные задачи ИТ-отрасли, работа с большими объемами данных, управленческая деятельность в компаниях и, конечно, широкие возможности продолжать профессиональную деятельность в научной среде. Как пример возможного развития деловой судьбы могу предложить свою.

Окончив университет, я оказалась в бизнес-мире в молодой тогда отрасли «обучение ИТ-технологиям для специалистов». В те годы этот рынок лавинообразно развивался, постоянно добавлялись новые и очень интересные знания. Отраслевые курсы для сложившихся специалистов в это время в России уже включали в себя управленческие направления.

Одно время был всплеск интереса к курсам по управлению проектами. Затем развивалась линейка курсов по управлению ИТ-процессами. Когда 10 лет назад я вернулась в Университет на родной факультет, стало ясно, что необходимо включать эти курсы в учебные планы, воспринять этот материал студентам вполне под силу.

Сейчас курсы по управлению ИТ-процессами и проектами преподаются у нас на факультете и на нескольких других факультетах МГУ. Сама же я параллельно преподаю на философском факультете авторский курс «Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью».

Теперь уже окончила аспирантуру, сейчас пишу диссертацию, защищаться предполагаю по техническим наукам. Организовала и продолжаю руководить информационно-техническим продвижением факультета ВМК. А в феврале этого года мне предложили развивать такое же направление на новом факультете, который был создан в этом году, – факультете космических исследований МГУ.

Кстати, декан нового факультета – выпускник ВМК.




Татьяна Ершова: 
«Основная цель центра – содействие становлению и развитию цифровой экономики в Российской Федерации»

25 января 2017 года под председательством Президента России В.В. Путина прошло заседание Попечительского совета МГУ имени М.В. Ломоносова, выступая на котором, ректор университета академик В.А. Садовничий сказал: «Утвержденная недавно Стратегия научно-технического развития направлена на преодоление больших, то есть глобальных вызовов. И к таким вызовам относится использование информационных технологий и развитие цифровой экономики. Мы создаем в МГУ Национальный центр компетенций в области цифровой экономики для научных исследований и подготовки кадров».

4 сентября 2017 года центр был создан в качестве структурного подразделения МГУ. Академик И.А. Соколов возглавил новое подразделение в качестве научного руководителя, я – в качестве директора. Основная цель центра – содействие становлению и развитию цифровой экономики в Российской Федерации.

Есть такая программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Мы активно включились в концептуализацию подпрограммы «Цифровая промышленность». Экономический факультет МГУ выступил инициатором ее создания, центр и Институт развития информационного общества подключились к работе. Надеемся, что в начале следующего года эта подпрограмма станет частью большой национальной программы.

Недавно мы провели очень интересный семинар, посвященный созданию цифровых платформ для исследований. Тема эта очень важна для России, потому что исследования ведутся в огромном количестве в научных и образовательных учреждениях, и цифровая платформа необходима как инструмент эффективного создания и хранения знаний, обмена ими.

Поскольку наш центр научно-образовательный, мы, естественно, будем заниматься и образовательной деятельностью, включая разработку различных учебных курсов, прежде всего межфакультетских, ведь МГУ – это колоссальная фабрика по производству знаний и обучению студентов.

Почему именно межфакультетские? Цифровая экономика – явление, которое пронизывает буквально все общество, затрагивает разные аспекты человеческой жизни. Допустим, наш центр, социологический и экономический факультеты объединяются и готовят курс, посвященный социально-экономическим аспектам развития цифровой экономики. Или, например, новые цифровые медиа. В этом могут участвовать факультет журналистики, социологический факультет, психологический факультет и наш центр. Объединение структур университета может происходить при разработке курсов, носящих комплексный характер. Они будут читаться для студентов МГУ.

Сейчас мы задумали базовый курс «Введение в цифровую экономику». Он будет предназначен для всех, кто заинтересован в понимании этого явления. Слушателями могут быть студенты любых вузов, предприниматели, работники компаний, просто граждане. Мы дадим базовый понятийный аппарат, расскажем об истории формирования цифровой экономики, о цифровых технологиях, как тех, что уже существуют, так и тех, которые только нарождаются, но, возможно, будут определять нашу жизнь в ближайшие годы. Это авторский курс нашего центра. Этот курс будет онлайновым, и пройти его сможет каждый, получив в конце обучения соответствующий сертификат.




Иван Самыловский: 
«С факультета ВМК я пришел на ФКИ – это было совершенно естественно»

Я закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова по кафедре оптимального управления, где также учился в аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию.

У нас на ВМК в научную специализацию кафедры оптимального управления всегда вписывалась механика полета. Начиная с 2010 года, еще будучи на кафедре, я как специалист по небесной механике начал работать с Василием Викторовичем Сазоновым, теперь он декан ФКИ, в его проектах с организациями госкорпорации «Роскосмос». Расскажу всего лишь об одном из них.

Прошедшим летом мы благополучно завершили большой проект вместе с Центральным НИИ машиностроения – головным НИИ «Роскосмоса». Нашей задачей было создание системы, предназначенной для отображения состояния орбитальной группировки ГЛОНАСС и смежных систем спутниковой навигации, а также состояния наземного сегмента.

На стенде факультета космических исследований, представленном на выставке, проходящей в рамках Фестиваля науки 2017 в МГУ, демонстрировалась видеозапись того, как работает система ГЛОНАСС в реальных полевых условиях вгороде Королеве, в ЦУПе.

На видеостоле были развернуты четыре компоненты модулей управления, с которых посылаются сообщения модулям отображения на четырехмониторную видеостену. Информация туда стекается из центральной базы данных головного изделия, там складывается вся картина о состоянии наземных станций, о состоянии спутников, о параметрах гравитационного поля. И все это отображается в удобном оператору виде.

Наши заказчики получили эффективную систему отображения состояния с помощью настраиваемого набора маркеров, звуковых сигналов, анимации и списка параметров. Хорошо то, что в рамках одного и того же программного средства можно несколькими навигационными действиями настроить либо отображения для специалистов, либо для зрителей.




Никита Соколов: 
«Мне интересно изучение космоса, особенно направление смешанной реальности»

Еще недавно я учился в МГТУ им. Баумана, изучал прикладную математику, но когда узнал, что в МГУ открылся новый факультет, решил перейти сюда, поступил в магистратуру. Я доволен своим выбором – на нашем факультете делается очень много интересного и, что важно, полезного для практического применения в космосе.

Например, в октябре, во время Всероссийского фестиваля науки, который три дня проходил в МГУ, на выставочном стенде факультета космических исследований было очень много желающих посмотреть экспозицию, попробовать тренажеры. Особенно всех привлекали симулятор поездки на луноходе и шлем виртуальной реальности, в котором можно представить, как себя чувствуют люди в космосе. Это были разработки лаборатории МОИДС.

К смешанной реальности, в частности, относится виртуальная реальность, и как раз системные имитации, которые мы разрабатываем. Для полетов в космос, например, проще сначала все сымитировать на земле, в том числе визуальную картинку виртуальной реальности, отработать на тренажере все неполадки, которые могут происходить с реальным объектом, прежде чем отправить космонавта или луноход в полет на Марс.

Моя научная работа посвящена обработке изображения в шлемах виртуальной реальности. Задача заключается в том, чтобы устранить разные проблемы отображения картинки. Это поможет четкому и плавному погружению в виртуальную реальность – визуальная имитация будет максимально правдоподобной, что очень важно.

Мой научный руководитель Виктор Александрович Чертополохов предложил мне попробовать сделать еще не реализованные алгоритмы. Это интересная тема для научной работы. Мне надо разработать алгоритм, который будет всеулучшать, а применять его можно повсеместно.

При успешной реализации работы, первые результаты которой, надеюсь, смогу получить в ближайшие месяцы, ее можно будет использовать для визуализации любого проекта виртуальной реальности.

Системный администратор

http://samag.ru/archive/article/3545