20
Календарь конференций
  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 13 ноября – 8 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 14 декабря

    Междисциплинарная конференция «А.И. Чупров - Великий сын России»

  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 1 февраля – 15 мая

    Универсиада "Ломоносов" по геологии

  • 1 февраля

    Международная научная конференция «Инженерная и экологическая геология в МГУ: выдвинутые научные идеи, их развитие и реализация», посвященная 80-летию кафедры инженерной и экологической геологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 6 февраля

    XIV Региональная универсиада по персидскому языку (РФ и страны СНГ)

  • 13 ноября – 8 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 19 – 20 февраля

    XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» «СОЦИАЛЬНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

  • 9 – 13 апреля

    Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018»

  • 2 – 5 июля

    ХVI Европейский психологический конгресс

Все конференции
27/11/17

Ученые нашли верхнепалеолитическое изображение верблюда в пещере на Урале

Древнейшее изображение двугорбого верблюда открыто в Каповой пещере (Южный Урал). Возраст изображения предварительно оценивается в интервале от 14 500 до 37 700 лет, однако и в то время на Южном Урале не водились верблюды. Находка подтверждает мнение исследователей, что в верхнем палеолите художники могли мигрировать на дальние расстояния.

В Каповой пещере (Шульган-Таш) открыт уникальный рисунок фигуры верблюда, выполненный красной охрой и частично оконтуренный черной линией, нанесённой древесным углём. Уникальную находку обнаружил известный специалист-реставратор из Андорры Эдуаль Гийаме, которого пригласили органами охраны памятников Башкирии, чтобы удалить из пещеры граффити туристов.

«Расчищенный на известном с конца 1970-х гг. полихромном панно «Лошади и Знаки» рисунок верблюда не имеет аналогов в изобразительных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с фигурой верблюда из Игнатьевской пещеры. И вероятно, теперь, становится значимым образом верхнепалеолитического пещерного бестиария Южного Урала», комментирует Владислав Житенёв, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, возглавляющий научное изучение Каповой и Игнатьевской пещер.

«Возраст рисунков на этом панно точно пока не может быть установлен, но результаты уран-ториевого анализа кальцитовых натеков, на которых сделан рисунок и которые его перекрывают, показывают однозначно верхнепалеолитический возраст интервала времени, в который и был нанесён рисунок не ранее 37 700 лет назад, но и не позднее 14 500 лет назад. В раскопах Каповой пещеры датирована пока только верхняя пачка отложений со следами деятельности палеолитических художников, проходившей там около 17 000 – 19 000 лет назад», — заключил учёный.

Художественные особенности и расположение изображений, а также следы деятельности человека в пещере демонстрируют, что традиции организации подземных святилищ верхнего палеолита произошли из Франко-Кантабрии. Однако на таком расстоянии от основного европейского региона распространения памятников с настенными изображениями неизбежно возникали и локальные особенности в развитии изобразительных традиций. Изображение верблюда известно в монгольской пещере Хойд Цэнхэр, настенные изображения которой многие исследователи относят к эпохи верхнего палеолита. Однако стиль некоторых изображений резко отличается от стиля европейских пещерных изображений, в т.ч. и рисунков Каповой пещеры.

Тот факт, что люди, жившие на Южном Урале в Ледниковом периоде, рисовали не только распространённые в пещерах Европы образы лошадей, бизонов, мамонтов и шерстистых носорогов, но и представителей местной фауны, говорит о достаточно долгом развитии традиции пещерного искусства в регионе. Это подтверждает и анализ каменных орудий.

Газета.ру

https://www.gazeta.ru/social/news/2017/11/27/n_10866068.shtml?updated