14
Календарь конференций
  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 13 сентября – 20 декабря

    Научный семинар «Антропологическая среда». Осенняя сессия 2017-2018 года: «110 лет на Моховой»

  • 1 ноября – 1 марта

    Универсиада «Ломоносов» по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 16 ноября – 4 февраля

    Четвертая Международная Универсиада Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 1 декабря – 15 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по прикладной математике и информатике в 2017/2018 учебном году

  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 13 сентября – 20 декабря

    Научный семинар «Антропологическая среда». Осенняя сессия 2017-2018 года: «110 лет на Моховой»

  • 1 февраля

    Международная научная конференция «Инженерная и экологическая геология в МГУ: выдвинутые научные идеи, их развитие и реализация», посвященная 80-летию кафедры инженерной и экологической геологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  • 1 – 8 февраля

    VII Международная командная педагогическая олимпиада - универсиада

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 16 ноября – 4 февраля

    Четвертая Международная Универсиада Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 6 февраля

    XIV Региональная универсиада по персидскому языку (РФ и страны СНГ)

  • 1 ноября – 1 марта

    Универсиада «Ломоносов» по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 1 декабря – 15 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по прикладной математике и информатике в 2017/2018 учебном году

  • 23 – 28 августа

    Конференция «Теоретико-множественная топология и Топологическая алгебра», посвященной 80-летию профессора Александра Владимировича Архангельского

Все конференции

Тысячи украшений из стоянки древнего человека Сунгирь были сделаны специально для погребения

Украшения из кости, найденные в погребении детей (1-3) и в культурном слое (4).
Украшения из кости, найденные в погребении детей (1-3) и в культурном слое (4).

Российский археолог из МГУ Владислав Житенев исследовал сделанные из кости украшения, найденные на верхнепалеотической стоянке древнего человека Сунгирь. Благодаря украшениям ученым удалось определить относительный возраст погребенных в Сунгири людей. Группа Владислава Житенева выяснила, что многие украшения были изготовлены специально для погребения, тогда как другие носились постоянно. Стиль изготовления украшений подвергался влияниям разных культур, представленных в Европе и на русской равнине. Статья опубликована в журнале EPAUL 147.

Фигурка лошади, вырезанная из кости, декорированная высверленными точками и раскрашенная охрой.
Верхнепалеотическая стоянка Сунгирь находится во Владимирской области и датируется возрастом примерно 29–31 тыс. лет. Изучение этого места началось более тридцати лет тому назад. Бывшая стоянка древних охотников включает могилу мужчины 40-50 лет и могилу двух детей 10-14 лет. В раскопках найдено более 80 тысяч разных предметов.

«Украшений и другого погребального инвентаря в детском погребении больше, чем во всех других погребениях верхнего палеолита Евразии», — сообщает автор исследования Владислав Житенев, доктор исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ. Сейчас все предметы хранятся в государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

При исследовании подвесок из клыков песца, костяных бусин и других украшений ученые выяснили, что часть этих предметов явно долго носили. Ученые заметили на них потертости и другие следы износа. Остальные найденные в погребениях украшения сделаны более поспешно: они не такие гладкие и удобные. Видимо, они были сделаны специально для погребения. К таким предметам принадлежит, например, массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой. Хотя поверхность фигурки заполирована, на ней сохранились многочисленные следы изготовления и обработки.

Вопрос, почему в погребении детей оказалось так много предметов, в том числе явно ношеных, до сих пор открыт. Возможно, так люди приносили своеобразную жертву для спасения от какого-то бедствия — болезни или голода. В изготовлении погребальных предметов участвовали не только опытные мастера, но и дети. Например, один из найденных в детском погребении бивневых дисков сделан неаккуратно, неизящно и даже неумело. Скорее всего, его изготовил ребенок. 

Украшения — это предмет невербального языка, с помощью которого каждый человек мог понять, друг перед ним или враг, какого он социального статуса и положения. Поэтому изучение украшений помогает лучше понять многие аспекты межкультурного взаимодействия людей верхнего палеолита.

Непропорциональная фигурка лошади, вырезанная из кости и содержащая следы неаккуратной обработки. Скорее всего, изготовлена специально для погребения и найдена рядом с останками детей.
Владислав Житенев установил, что мужчина и дети жили примерно в одно время, в пределах нескольких поколений. Об этом свидетельствует один стиль изготовления украшений в их погребениях. Найденные в погребении дети были похоронены единовременно, однако неизвестно, сколько лет разделяет их со смертью мужчины. Это не удалось определить с помощью радиоуглеродного метода, поскольку он не позволяет получить дату с точностью до года. Когда радиоуглеродный метод дает лишь приблизительные результаты, на помощь приходит датирование по косвенным данным.

«При взгляде на предмет всегда чувствуется рука мастера. Многие украшения из погребения мужчины и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. Или эта техника передавалась внутри семьи, например, от отца к сыну или от бабушки к внучке», — поясняет Владислав Житенев. Таким образом, погребения мужчины и детей отделяет друг от друга не более нескольких десятков лет.

Украшения из погребений Сунгири сложно отнести к какой-то определенной культурной традиции, они испытали влияние разных культур. С одной стороны, они имеют много общего с ориньякской культурой, распространенной в раннем верхнем палеолите на территории Западной и Центральной Европы. С другой стороны, сунгирские украшения похожи на материалы некоторых костенковских стоянок. Наконец, это все сочетается с изделиями из камня, которые были выполнены по неандертальской технологии, хотя все найденные в Сунгире костные останки принадлежали Homo sapiens без примеси неандертальской крови.

Итак, по результатам изучения украшений, найденных в Сунгири, было выяснено, что часть из них изготовили специально для погребения, а часть носили; мужчина и дети, скорее всего, жили примерно в одно время; стиль изготовления украшений испытал на себе влияние многих культур, в том числе ориньякской и культур Русской равнины.

Дальнейшие исследования ученый планирует посвятить изучению межкультурных взаимодействий. Например, выяснить, чем отличаются друг от друга стоянки с неандертальским компонентом и без него.