16
Календарь конференций
  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 1 декабря – 15 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по прикладной математике и информатике в 2017/2018 учебном году

  • 16 февраля – 17 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний", посвященный году экологии

  • 19 декабря

    Круглый стол на тему: «Государственные корпорации: PRO et CONTRA»

  • 1 февраля – 15 мая

    Универсиада "Ломоносов" по геологии

  • 1 – 8 февраля

    VII Международная командная педагогическая олимпиада - универсиада

  • 13 ноября – 2 февраля

    Открытый конкурс "Кафедра инженерной и экологической геологии МГУ - прошлое, настоящее, будущее!" (посвященный 80-летию кафедры)

  • 6 февраля

    XIV Региональная универсиада по персидскому языку (РФ и страны СНГ)

  • 15 – 17 марта

    VII Международная научная конференция «Текстология и историко-литературный процесс»

  • 7 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 1 декабря – 15 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по прикладной математике и информатике в 2017/2018 учебном году

  • 23 – 28 августа

    Конференция «Теоретико-множественная топология и Топологическая алгебра», посвященной 80-летию профессора Александра Владимировича Архангельского

Все конференции
29/02/16

Ученые смогут выявить сцены в 3D-фильмах, вызывающие у зрителей головную боль

Дмитрий Ватолин с коллегами. Источник: Дмитрий Ватолин
Дмитрий Ватолин с коллегами. Источник: Дмитрий Ватолин

Группа исследователей, возглавляемая старшим научным сотрудником лаборатории компьютерной графики и мультимедиа факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Дмитрием Ватолиным, более восьми лет занимается изучением проблемы головной боли, возникающей после просмотра 3D-фильмов. В середине февраля о результатах этого исследования ученый рассказал на проходившей в Сан-Франциско 27-ой ежегодной конференции Stereoscopic Displays & Applications.

Проблема, которой ученый посвятил восемь лет своей жизни, вполне серьезная. Ватолин ссылается на французский портал, который в 2011 году провел опрос, пытаясь понять, как люди чувствуют себя после просмотра 3D-фильмов. Выяснилось, что только треть зрителей смотрят подобные фильмы, не испытывая никаких проблем, 27% испытывают «определенный дискомфорт», 22% жалуются на ухудшение самочувствия, 7% испытывают сильную головную боль, остальные 11% тоже отмечают симптомы ухудшения самочувствия, но уже по другим причинам. Сам Дмитрий Ватолин полагает, что практически все смотревшие 3D-фильмы как минимум однажды сталкивались с дискомфортом, причем многие не ходят на 3D-сеансы именно из-за испытанной когда-то ощутимой головной боли.

Эта головная боль представляет собой реакцию мозга на «неправильные» картинки, одновременно приходящие на оба глаза. Мозг должен совместить их для получения стереоэффекта, но сделать это, к сожалению, у него получается не всегда. Мозг в большинстве случаев привыкает к этим неправильностям, не замечая их, но, как показывает статистика, это пока случается не всегда. Исследовательская группа Дмитрия Ватолина называет более пятнадцати причин этой проблемы.

Делятся они на две категории — недостатки оборудования и «проколы» самого фильма. Первая категория объясняется, в первую очередь, естественным стремлением владельцев уменьшить затраты, что неизбежно приводит к снижению качества стереопоказов. Плохие очки, дешевые проекторы и другое оборудование ненадлежащего качества резко снижают качество самого фильма. Причины второй категории более сложны, разнообразны и пока, к сожалению, не всегда доступны для исправления или недопущения. Среди них самый болезненный для зрителя (но, к счастью, один из самых редко встречающихся) «прокол» — перепутывание правого и левого видеосигналов, иногда случающееся при монтаже даже высокопрофессионально сделанных фильмов. И это далеко не единственный сегодняшний недостаток современных 3D-фильмов.

Главным достижением своей группы Дмитрий Ватолин считает создание «метрики» — программного продукта, позволяющего отслеживать проблемы подобного сорта, при этом минимизируя время технического контроля за качеством фильмов. С помощью этой метрики исследовательская группа отсканировала почти всю видеопродукцию, выпускаемую на Blue-ray дисках, и составила статистику этих проблем. Всего с помощью метрики было проанализировано 105 стерео-дисков Blu-ray, при этом в 23 фильмах было обнаружено 65 проблемных сцен. Так, подобные, правда, не слишком значительные, казусы с перепутыванием ракурсов были обнаружены даже в таких высокорейтинговых фильмах, как «Аватар», «Хроники Нарнии», «Сталинграде» и прочих.

«Это означает, — рассказывает Дмитрий Ватолин, — что при покупке 3D-фильма на Blu-ray диске вы с вероятностью 21% купите фильм, в котором будет хотя бы одна сцена с проблемой перепутанных ракурсов. Для чувствительных людей это уже заметно». Большое количество этих и других проблем, утверждает Ватолин, было обнаружено в фильмах ужасов, что объясняется малыми бюджетами таких фильмов. «Стереофильмы переживают сейчас переходный период, — комментирует ученый. — Кинопродюссеры все чаще начинают предпочитать стереоформат, это стало особенно массовым явлением после ошеломительного финансового успеха “Аватара”. И, разумеется, качество самих фильмов и качество оборудования кинотеатров со временем улучшается, и уже сейчас качество в среднем выше, чем было у “Аватара”, но на существенное уменьшение проблем может уйти еще 2-3 года. А если вы хотите качественного 3D сейчас, то выбирайте высокобюджетные фильмы и залы с дорогим оборудованием. Желаю всем поменьше головной боли!»