Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Цветовая схема:
  • А
  • А
  • А
Календарь конференций
  • 1 июля

    Ежегодный вестник «Инновации в профильном естественнонаучном образовании: диалог между школой и ВУЗом»

  • 1 июня – 31 июля

    Виртуальный ботаник: отправь растения в онлайн!

  • 7 – 8 сентября

    Всероссийская научная конференция «Проблемы агрохимии и экологии – от плодородия к качеству почвы», посвященная 90-летию выдающегося деятеля науки, классика отечественной школы агрохимии, академика РАН Василия Григорьевича Минеева

  • 7 – 8 сентября

    VI Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 17 – 18 ноября

    Всероссийская научная конференция с международным участием «Природная и антропогенная неоднородность почв и статистические методы ее изучения»

  • 10 декабря

    Международная конференция по общему языкознанию «Наследие трудов Ю.В. Рождественского в XXI веке» — к 95-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского (1926-1999)

Все конференции
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Филиал МГУ в г. Сарове

«Университет без границ»
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
24/05/2021
  • Наука

«Можем ли мы жить в мире с вирусами?»

26 мая 2021 года в 17:00 состоится лекция профессора Александра Горбалени (факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ, Медицинский центр Лейденского университета) «Можем ли мы жить в мире с вирусами?», приуроченная к тематическому месяцу «Новые вызовы и угрозы. Безопасность» Года науки и технологий в России.

Прямая трансляция лекции будет доступна на канале факультета биоинженерии и биоинформатики в Youtube.

Вероятно не будет преувеличением сказать, что каждый человек на нашей планете прямо или косвенно затронут продолжающейся пандемией новой коронавирусной инфекции. Глобальный масштаб COVID-19 ставит ее в один ряд с крупнейшими пандемиями инфекционных заболеваний в истории человечества, которые ввиду успехов современной науки и здравоохранения, казалось бы, являются уделом прошлого. Спасение жизней заболевших и смягчение последствий пандемии определяют сегодняшние приоритеты в фундаментальной науке и прикладных исследованиях. Важно также понять, что привело к пандемии и извлечь уроки на будущее.

В этой связи в центре внимания исследователей находится severe acute respiratory syndrome coronavirus 2 (SARS-CoV-2) вида Severe acute respiratory syndrome-related coronavirus, вызвавший пандемию COVID-19 и часто называемый в обиходе просто «коронавирус», а также его ближайшие родственники и даже все вирусы в целом. С момента открытия вирусов более ста лет назад учеными в России, Нидерландах и Германии, они продолжают рассматриваться преимущественно как ключевой элемент заразных болезней человека, животных и растений. Изучение инфекционных заболеваний привело к формированию широко используемого понятийного аппарата, который не был направлен на рассмотрение вирусов отдельно от вызываемых ими болезней. В частности, заражение вирусом рассматривается как заболевание, безотносительно от последствий заражения.

В силу этой логики, многие свойства присущие только вирусам приписываются – осознанно или нет - также болезням, а борьба с инфекционными заболеваниями отождествляется с борьбой с вирусами. Такой упрощенный подход к рассмотрению взаимодействия вирусов с другими организмами находится в растущем противоречии с результатами современных исследований большинства вирусов, включая даже SARS-CoV-2. Он сильно осложняет понимание и плодотворное обсуждение всеми заинтересованными лицами вопросов вирусологии, имеющих практическое и фундаментальное значение. Широкое признание вирусов и их видов такими же самостоятельными субъектами биосферы как Homo sapiens и остальные биологические виды может способствовать улучшению понимания природы инфекционных заболеваний и определению других возможных ролей вирусных инфекций в сложных экосистемах.