10
Календарь конференций
  • 27 сентября – 1 октября

    X международный научно-образовательный форум молодых исследователей «Языки. Культуры. Перевод»

  • 27 сентября – 1 октября

    X международный научно-образовательный форум молодых исследователей «Языки. Культуры. Перевод»

  • 5 – 6 октября

    VI Международная научно-практическая конференция Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: Базовые ценности культуры в экранном контексте

  • 9 – 12 октября

    Научно-практический семинар V школа сербистики "Доминанты сербской культуры"

  • 25 – 26 октября

    Всероссийская междисциплинарная научная конференция «МУЗЕЙ – НАУКЕ» (к 180-летнему юбилею профессора МГУ Д.Н. Анучина и 140-летию организации Музея антропологии)

  • 27 – 28 октября

    XXXIV Международная научная конференция по японской филологии и методике преподавания японского языка «Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания», посвящённая празднованию 270-летия Московского государственного университета имени М. В. Ломон

  • 1 – 2 ноября

    научно-методический семинар, посвященный научному наследию М.В. Всеволодовой, "Лингводидактическое описание русского языка в ʺзеркалеʺ иноязычных систем"

  • 21 – 24 ноября

    СОВМЕСТНАЯ XXIV Международная научно-практическая конференция юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и XXIV Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» «Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы»

  • 21 – 22 ноября

    Международная научная конференция «Интеллектуалы и власть в еврейской истории»

  • 22 ноября

    Межрегиональная научная студенческая конференция «А. И. Чупров: эпоха, современники, ученики»

  • 17 мая

    Научная конференция «Школе геофизиков МГУ - 80 лет. Перекличка поколений», посвященная 80-летию образования кафедры геофизики и 40-летию создания отделения геофизики на геологическом факультете МГУ

Все конференции
20/05/2010
  • Международное сотрудничество

Россия и Китай встретились в сфере образования

В Фундаментальной библиотеке МГУ 12 мая за круглым столом встретились ректоры ведущих вузов России и Китая. На повестке дня стоял вопрос о совместной подготовке кадров в области естественных и технических наук.

Китайскую делегацию возглавлял заместитель министра образования КНР Чэнь Си. В ее состав входили руководители и представители восьми технических вузов: Университета Цинхуа, Китайского аграрного университета, Тяньцзинского университета, Далянского политехнического университета.

Открыл заседание ректор МГУ В.А. Садовничий. Он рассказал гостям о проводимых в последние годы реформах высшего образования России, в том числе о выделении группы вузов-лидеров, которые получают от государства существенное финансирование, а также значительные академические свободы.

Однако получая дополнительные средства, вузы берут на себя и серьезные обязательства, которые прописаны в их программах развития. Так, МГУ представил на рассмотрение правительства свою десятилетнюю программу. В ней определено несколько приоритетных направлений, в том числе исследования человека, космоса, рациональное природопользование, био- и наносистемы. В.А. Садовничий рассказал о каждом направлении и достигнутых в нем результатах. В частности, о запущенных спутниках «Татьяна» и «Татьяна-2» и готовящемся к запуску в 2011 году спутнике «Ломоносов», о суперкомпьютерах МГУ, об Институте человека МГУ, который объединил все подразделения университета, занятые изучением психологических, физиологических и других особенностей развития человека. Эти направления, по его мнению, могли бы стать основой для сотрудничества с китайскими вузами.

Чэнь Си в своем выступлении отметил, что Россия и Китай — стратегические партнеры в области науки и образования. Встречи ректоров вузов проводятся уже несколько лет подряд. В прошлом году в КНР был объявлен Год русского языка, а в этом году в России проводится Год китайского, запланировано около 90 самых разных мероприятий.

В Китае, так же как и в России, система высшего образования активно реформируется. Например, около десяти лет назад был запущен так называемый «Проект 985» по отбору и поддержке вузов-лидеров: 34 университета получили около 4 миллиардов долларов. В России реализуется сейчас аналогичная программа: статус национального исследовательского университета по конкурсу получили 29 вузов, формируется несколько федеральных университетов.

В этом году в КНР должна быть утверждена новая долгосрочная программа развития образования, о чем сообщил Чэнь Си. Ее основная задача — повышение качества образования и уровня научных исследований в университетах. Особое внимание будет уделяться вузам естественнонаучной направленности, усилению в них интеграции науки, образования и производства. В настоящее время в Китае обучается 29 миллионов студентов (24 миллиона выпускников школ поступают в вузы, то есть, как и в России, можно говорить фактически о всеобщем высшем образовании — правда, у нас значительно меньше студентов — около семи миллионов). Чэнь Си подчеркнул, что 4,3 миллиона молодых людей учатся на инженеров. По его мнению, крайне важно обеспечить совместную подготовку специалистов в области инженерных и технических наук.

С китайскими вузами сотрудничает не только МГУ, но и другие университеты России. Президент Московского технического госуниверситета имени Н.Э. Баумана И.Б. Фёдоров сообщил, что планируется создать ассоциацию технических вузов России и Китая. В нее войдут по пять университетов от каждой страны, в том числе Санкт-Петербургский политехнический, Московский авиационный, Московский электротехнический, Ижевский технический, Пекинский политехнический, Пекинский аэрокосмический, Шанхайский технический и другие университеты.

«Главная задача новой ассоциации — координация работы по международному признанию дипломов вузов-партнеров, — сказал И.Б. Фёдоров. — Среди других ее задач: развитие академической и студенческой мобильности».

Ректор национального исследовательского технического университета «МИСиС» Д.В. Ливанов отметил, что России и Китаю важно сотрудничать, чтобы преодолеть общие для высшего образования двух стран проблемы. На мировом рынке образовательных услуг усиливается конкуренция. При этом на долю России приходится лишь 3% от общего количества иностранных студентов. А США и Великобритания, по данным Минобрнауки, привлекают 45% иностранных учащихся. Эти государства получают от образовательных услуг огромные прибыли. По оценкам экспертов, если Россия не включится в процесс экспорта услуг, то со временем рискует покинуть образовательный рынок. Это реальные вызовы, на которые нужно отвечать, и России и Китаю есть чему поучиться друг у друга, обмениваясь опытом по актуальным вопросам.

Анастасия Чибисова