20
Календарь конференций
  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 25 – 29 августа

    Международный симпозиум по космическим лучам предельно высоких энергий UHECR-2020

  • 25 – 29 августа

    Симпозиум № 365 Международного астрономического союза «Динамика конвективных зон и атмосфер Солнца и звезд»

  • 1 – 30 ноября

    Внутривузовский этап в МГУ имени М.В. Ломоносова Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов "Наука будущего - наука молодых"

  • 10 – 11 ноября

    V Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 23 – 26 ноября

    Всероссийская конференция и XII научная молодежная Школа с международным участием

  • 17 – 18 декабря

    VII Международная научная конференция «Русская литература ХХ–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения)»

  • 1 сентября – 31 декабря

    Форум «Гуманитарные науки и вызовы современности»

  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 2 февраля

    Международная научная конференция "Новые идеи и теоретические аспекты инженерной геологии"

Все конференции
09/01/2018

Материалы Конференции МГУ

21 декабря 2017 года в Ломоносовском корпусе прошла очередная ежегодная Конференция трудового коллектива и обучающихся Московского университета. С докладом «О выполнении Программы развития Московского университета: итоги и перспективы» выступил ректор МГУ академик В.А. Садовничий:


Выступления после доклада ректора МГУ академика В.А. Садовничего.

В.В. Миронов, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, декан философского факультета, посвятил своё выступление проблемам гуманитарного образования и науки.

Основа подлинного инновационного развития – фундаментальная наука и образование, чему наилучшим образом соответствует модель классического университета.

Фундаментальное образование не сводимо к математическому или естественнонаучному; история или филология могут быть не менее фундаментальны. Сегодня наметилась удивительные взаимосвязи между естественными и гуманитарными науками, что отвечает общемировым интегративным тенденциям.

Гуманитарное знание связано с понятием гуманности, человечности, т.е. с системой духовных ценностей. Научные достижения должны соизмеряться с целями развития и сохранения общества. Речь идёт о новом уровне гуманитарной безопасности. МГУ может стать общероссийской площадкой для проведения научной социально-гуманитарной экспертизы новых научно-технических программ и проектов.

Гуманитарные науки учат воспринимать общество как сложную систему, связанную с особенностями той или иной культуры. Для решения сложных системных задач развития общества нужны люди с широкой культурой и мышлением, которое дает именно классический университет.

Духовная жизнь современного общества, для которой характерны попытки подменить систему ценностных ориентиров некритической пропагандой индивидуальных ценностей, требует усиления роли гуманитарного образования. Этого требует и распространение цифровых технологий, облегчающих подмену знания поверхностной эрудицией.

У философии особая роль: она является связующим звеном между гуманитарными и естественнонаучными предметами, особенно в рамках современных процессов интеграции научного знания.


В.В. Сазонов, кандидат физико-математических наук, и.о. декана факультета космических исследований, рассказал о том, что было сделано за время, прошедшее с создания факультета в феврале 2017 года.

40 человек обучается по 3 магистерским программам: «Методы и технологии дистанционного зондирования Земли», «Технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем» и «Государственное управление в космической отрасли». Созданы 4 кафедры, установлены партнёрские связи с факультетами МГУ и внешними организациями космической отрасли (ГК «Роскосмос», ИКИ РАН, РКК «Энергия» и др.).

В 2018 г. факультет планирует начать набор в 6-летний специалитет по программе «Космические исследования и космонавтика». Готовятся новые магистерские программы по космическим медико-биологическим исследованиям и управлению в высокотехнологичных отраслях.

Факультет работает над перспективными инициативными проектами: баллистический центр (совместно с ГАИШ), распределенные хранение и обработка данных дистанционного зондирования Земли (совместно с факультетом ВМК и ИКИ РАН), удаленное управление антропоморфным манипулятором с большим откликом и др. Выполняются и коммерческие проекты по заказу РКК «Энергия» и ФГУП ЦНИИмаш. В процессе согласования — заявка на космический эксперимент на МКС.

Факультет является организатором олимпиады «Ломоносов. Космонавтика», сотрудники факультета ведут проект в Университетской гимназии «Технологии дистанционного зондирования Земли».


А.В. Боченкова, кандидат химических наук, доцент химического факультета, посвятила своё выступление одной из последних инициатив ректора МГУ – созданию лабораторий под руководством молодых учёных.

Эта программа не только предоставляет стартовую площадку с начальной материальной базой для создания новых лабораторий, но и стимулирует инициативу молодых ученых, которые воспринимают её не столько как поощрение за достигнутые успехи, сколько как возможность воплотить свои амбициозные идеи.

Как один из победителей этой программы, она рассказала, как проходил конкурс проектов новых лабораторий – многоступенчатая экспертиза с привлечением внешних экспертов.

Проект А.В. Боченковой – межкафедральная лаборатория квантовой фотодинамики. Основное научное направление – разработка современных методов моделирования электронно-возбужденных биомолекулярных систем и теоретическое исследование функционирования фотоактивных живых систем. Цели исследований – создание новых подходов к управлению процессами поглощения, преобразования и передачи энергии в фотоактивных биосистемах; компьютерный дизайн фотоактивных биомолекулярных систем с контролируемым фотооткликом. Планируются междисциплинарные исследования с ведущими российскими и зарубежными специалистами в области экспериментальной молекулярной биологии, нано- и биофотоники, сверхбыстрой лазерной спектроскопии.

От лица молодых учёных А.В. Боченкова поблагодарила ректора МГУ академика В.А. Садовничего за предоставленную молодым ученым возможность реализовать свой потенциал.


А.Д. Некипелов, доктор экономических наук, профессор, академик, директор Московской школы экономики МГУ.

Доклад В.А. Садовничего показывает, насколько нам повезло, что мы работаем в Московском университете, который в непростые времена для нашей страны показывает всё новые и новые достижения, у руководства университета много планов, и они последовательно реализуются. Мы все пользуемся благоприятной обстановкой, которая существует в университете и содействует нашей творческой работе. Поэтому я с удовольствием присоединяюсь к той высокой оценке деятельности руководства университета, которая уже была дана.

О филиале МГУ в Словении. Сам факт создания этого филиала является отражением высокого международного авторитета МГУ, потому что в 2014 году инициатива была проявлена словенской стороной, принадлежащей единому образовательному пространству Европейского Союза. Значение этого проекта выходит далеко за рамки чисто образовательной сферы, что повышает ответственность всех, кто будет участвовать в деятельности этого филиала.

В университете формируются новые образовательные программы, в том числе на базе сотрудничества разных факультетов. К сожалению, для таких совместных образовательных программ есть серьёзные институциональные преграды. На сегодняшний день существует довольно громоздкая процедура зачётов, оценок. В результате за обучение по одной совместной программе должно выдаваться два диплома одной организации, в данном случае МГУ, ведь факультеты не выдают своих дипломов. Было бы логичнее выдавать один диплом с двумя специальностями. Ситуация еще сложнее, если на создавших общую программу факультетах различаются образовательные траектории: на одном готовят специалистов, а на другом бакалавров и магистров. И уже почти непреодолимое препятствие возникает, если на одном из факультетов образование платное.

Надо прорабатывать вопрос о снятии барьеров, стоящих на пути объединения усилий факультетов по реализации совместных образовательных программ, тем более что понимание необходимости создания условий для междисциплинарных программ все больше осознается и в Минобрнауки.


И.Б. Котлобовский, кандидат экономических наук, председатель Объединенного профсоюзного комитета МГУ.

За прошедший год в МГУ не было увольнений по ст. 81 ТК (по инициативе администрации). Это выгодно отличает МГУ от тех вузов, где погоня за контролируемыми министерством показателями приводит к сокращению штатов, слиянию подразделений, переводу сотрудников на доли штатных ставок.

В МГУ сохранены все социальные проекты и программы: профилакторий, детский сад, оздоровительные детский и студенческий лагеря, пансионаты, поддерживаются студенческие инициативы: балы, интеллектуальные игры, донорство и др.

Завершились профсоюзные собрания и конференции в структурных подразделениях. Список основных тем, которые прозвучали на конференциях, передан ректору. У руководства есть живая обратная связь с коллективом и стремление решать возникающие вопросы. В.А.Садовничий часто встречался с разными категориями студентов и сотрудников, знает их жизнь, и я надеюсь, что традиция регулярных встреч с профактивом будет продолжена. Хорошим инструментом делового взаимодействия мог бы стать Коллективный договор, подписанный в 2016 году.

Часто ректорат воспринимается как служба «единого окна», куда передаются любые вопросы, даже те, которые можно и нужно решать в своем подразделении, зачастую располагающем и материальными ресурсами, и большой финансовой самостоятельностью. К примеру, у нас много высокооплачиваемых сотрудников, в то же время значительная их часть живет на скромный оклад. Среди них есть и многодетные, и имеющие неполные семьи сотрудники и другие категории, нуждающиеся в помощи. Руководители подразделений, профсоюзные организации должны, как об этом сказал и ректор, искать возможности помогать таким сотрудникам, конечно, с учетом реальных результатов работы.

В больших достижениях МГУ за 2017 год огромный личный вклад ректора. География его рабочих поездок поражает, его активная и результативная деятельность вызывает глубокое уважение. Неслучайно В.А. Садовничий назван «Человеком года–2017» в области образования и науки.


Сунь Цзыци, кандидат политических наук, преподаватель факультета политологии, рассказал о своей учёбе и работе в МГУ.

Родился в Китае, в 2007 году приехал в Россию учиться, поступил на факультет политологии МГУ, окончил его с красным дипломом, поступил в аспирантуру, досрочно защитил кандидатскую диссертацию. Решил остаться работать в России – в родном университете на родном факультете, и факультет меня принял.

Атмосфера Московского университета абсолютно меняет жизнь человека. Учась в Московском университете, я влюбился в Россию и русскую культуру, стал поклонником русской науки.

Для меня Россия – это не восток и не запад, Россия – это уникальная культура. Русские люди – не только этнические русские, но и те люди, которые чувствуют себя русскими по культуре, по общему языку, по общему менталитету.

Сегодня я горжусь тем, что смог стать частью коллектива нашего университета – самого главного и престижного университета России.

Хочу выразить свою благодарность Московскому университету за то, что он не просто дал мне лучшее образование в мире, но и воспитывал меня как личность, как самостоятельного научного исследователя.

Выражаю глубокую благодарность уважаемому ректору академику В.А. Садовничему. Спасибо за наш любимый университет, за возможность получить лучшее образование в России и работать здесь!

Спасибо моему родному факультету политологии за знания, за замечательных людей и дружественный коллектив!


С. Илиадис, доктор физико-математических наук, профессор механико-математического факультета, поделился воспоминаниями о студенческих годах, об учёбе на механико-математическом факультете МГУ, о работе на своей родине, в Греции, после окончания МГУ. За время преподавательской деятельности в Афинском университете, где высоко оценили уровень его знаний, полученных в Московском университете, он продолжал поддерживать контакты с коллегами-математиками МГУ, мечтая о возвращении в Московский университет. Обратившись к ректору с просьбой о возможности преподавания в МГУ, он получил положительный ответ и стал преподавать математику на мехмате. А совсем недавно в его жизни произошло судьбоносное событие: Президент РФ В.В. Путин подписал указ о предоставлении С. Илиадису российского гражданства, и с трибуны Конференции профессор мехмата продемонстрировал свой российский паспорт.


Ф. Студеникин, студент 2 курса магистратуры физического факультета, председатель Объединенного студенческого комитета МГУ, напомнил, что 6 декабря на вручении ежегодной премии «Доброволец России–2017» Президент РФ В.В. Путин объявил 2018 год в России Годом добровольца и волонтера.

У Московского университета богатые традиции добровольческого движения. В 1959 году студенты-добровольцы физического факультета МГУ во время летних каникул отправились на целину. В студенческие годы В.А. Садовничий возглавлял стройотряд и был одним из первых участников этого движения. Многие сотрудники МГУ – активные деятели добровольческого движения. Мы стараемся достойно продолжать славные университетские традиции. Силами волонтеров Студсоюза МГУ реализованы крупные волонтерские проекты. Фестиваль науки ежегодно проходит при поддержке волонтеров Объединенного профкома. Дружина охраны природы биологического факультета, поездки студентов исторического факультета в детские дома; социальные акции профкомов факультетов – вот далеко не полный список дел студентов МГУ. У наших студенческих организаций есть возможность реализовать даже самые крупные проекты благодаря поддержке руководства Университета, регулярным встречам с В.А. Садовничим и внимательному отношению к проблемам студенчества.

На XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи была представлена выставка «Knowledge Creates Our Future», подготовленная студентами и аспирантами физфака, мехмата и факультета ВМК с помощью волонтеров Студсоюза. В.А. Садовничий осмотрел её одним из первых. Нашей аудиторией была молодежь со всего мира. Многие были поражены тем, какие серьезные проблемы решаются молодыми учеными МГУ.

Тогда, в Сочи, В.А. Садовничий предложил создать на базе МГУ Международный союз молодых ученых. Мы готовы внести свой вклад в развитие этого проекта.


В.А. Твердислов, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой биофизики физического факультета, выступил как председатель одного из диссертационных советов МГУ.

Важной особенностью успешно начавших свою деятельность новых диссертационных советов является не только необходимость общей тщательности и требовательности в работе, но и активное привлечение к защитам наиболее талантливых молодых ученых. Причем, не только университетских. Советы должны быть не столько «фильтрами» для диссертаций, сколько активными «насосами». Базовые для диссертационных советов кафедры, несмотря на безусловную занятость сотрудников, призваны слушать, учить и подготавливать к защитам не только своих, но и внешних диссертантов.

Традиционная миссия нашего университета состоит в необходимости нести академическую культуру и широту знаний в научную среду. В этой связи совершенно необходимым на подготовительной предзащитной стадии представляется доброжелательный контроль за использованием и цитированием соискателями отечественной научной литературы, ведущих отечественных журналов. Это действенный путь правильного воспитания научной молодежи. Стремление достойно присутствовать в мировой науке никоим образом не должно сворачивать внутрироссийские научные контакты и взаимную осведомленность.

Всецело поддерживаю высокую оценку деятельности ректора и всего коллектива университета за прошедший год.


В.А. Ткачук, доктор биологических наук, профессор, академик РАН, декан факультета фундаментальной медицины.

Этот год – юбилейный для В.А. Садовничего, это 25 лет его ректорства. Обсуждая в первые месяцы после избрания восстановление медицинского факультета в Московском университете, он сказал, что, сделав это, уже выполнит свою миссию как ректора. У В.А. Садовничего была сверхзадача, было новаторство. Он создавал не просто медицинский факультет – создавалось новое медицинское образование. Лучшие педагоги восьми факультетов учат наших студентов. Получаются хорошие врачи, востребованные, 95% остаются в медицине (статистика Минздрава по другим вузам 48-50%).

Когда мы отмечали 25-летие факультета, министр здравоохранения сказала, что это правильный, нужный для страны вектор развития медицинской науки и образования. Она наградила В.А. Садовничего Знаком «За выдающийся вклад в отечественное здравоохранение».

Наш факультет небольшой, но он попал в Золотую лигу медицинских школ мира. И мы заняли в этом году первое место среди университетов России, в том числе медицинских университетов, по биомедицинской науке и по клинической медицине, а также по вкладу в здравоохранение. Конечно, это не столько заслуга факультета, это было заложено 15 лет назад, когда у ректора возникла идея построить Медицинский центр. А потом – создание Института регенеративной медицины. И сегодня это одно из основных направлений биомедицинского развития в стране.

Созданный В.А. Садовничим Институт человека объединил все естественнонаучные и гуманитарные факультеты вокруг проблемы жизни человека, не только связанной с состоянием его тела, но и того, что определяет всю его жизнь. Это была программа всех прошедших 25 лет. И, может быть, сейчас надо думать и о следующих 25 годах. И если Президент нашей страны поручает развивать инновационное спортивное направление в научно-технологической долине «Воробьёвы горы», это может для нас означать, что надо заниматься здоровьем здоровых людей. Наш Медцентр, факультет фундаментальной медицины могли бы заняться этой большой и нужной программой здоровья человека, восстановления после перегрузок.

Предлагаю включить в проект решения, что мы оцениваем не только прошедший год, но и все эти прекрасные 25 лет, которые мы прожили, сохранив университет, развив его и приумножив. Мы прошли славный, выдающийся путь выдающегося университета с выдающимся ректором!