4
Календарь конференций
  • 22 – 28 августа

    19 Международная Ломоносовская конференция по физике элементарных частиц

  • 13 – 15 сентября

    III всероссийская молодежная школа-конференция с международным участием «Молекулярные механизмы регуляции физиологических функций»

  • 2 – 4 октября

    ХVII Международная научная конференция «Лазаревские чтения» 2019 года

  • 8 октября

    Пленарное заседание Седьмого Международного семинара «Беспозвоночные в коллекциях зоопарков и инсектариев»

  • 14 – 15 октября

    Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике

  • 14 – 16 октября

    Всероссийская научная конференция «Астрометрия вчера, сегодня, завтра»

  • 23 – 25 октября

    Международная научно-практическая конференция «Предвузовская подготовка иностранных граждан в РФ: история и современность»

  • 25 октября

    Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Тункинские чтения»

  • 21 – 22 ноября

    Международная научная конференция Хачатуровские чтения - 2019 «Устойчивое развитие и новые модели экономики"

Все конференции
Мероприятия для школьников и учителей
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
Программы дополни-
тельного образования
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Проект «Вернадский»
Гранты Президента РФ
10/05/18

Главная цель — научить учиться

10 мая в пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика РАН Виктора Садовничего. Ректор МГУ рассказал журналистам о роли российских университетов в эпоху больших вызовов и основных задачах, поставленных перед ними научным сообществом и президентом страны.

Совсем недавно произошли два крупнейших события в научно-образовательной сфере: во-первых, в конце апреля состоялся XI Съезд Союза Ректоров; во-вторых, буквально через пару недель после съезда президент России Владимир Путин, вновь вступая в должность, поставил задачи для деятелей науки и образования на ближайшие годы. Прошедшие мероприятия позволили обозначить основные направления дальнейшего развития российских университетов и всей научно-образовательной системы. 

Одной из главных проблем российского образования до сих пор остается централизация ведущих университетов и научных организаций вокруг Москвы — молодежь, желающая получить достойное образование, а также молодые ученые, мечтающие об успешной карьере в науке, не остаются в своих родных городах, а приезжают в столицу. Качество образования в регионах значительно уступает "столичным" вузам. Этим вопросом давно озадачились и в Российской академии наук — необходимо выравнивать качество вузов в столице и регионах. В ответ на этот вызов ректор МГУ предложил соответствующую программу под говорящим названием"Вернадский": знаменитый на весь мир ученый создавал школы при университетах. Под его руководством были открыты школы при университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя и других городов. Садовничий предлагает перенять опыт великого ученого, создавать тем самым единое образовательное пространство, что позволит "не привозить все в Москву".

Программа "Вернадский" подразумевает следующее: ведущие университеты Москвы устанавливают связи с университетами в регионах по тем направлениям, которые в этих вузах наиболее развиты и продвинуты. Затем они организуют совместные лаборатории и кафедры, открывают общие центры коллективного пользования, составляют совместные программы по подготовке аспирантов. Предлагается также организовать студенческую мобильность между сотрудничающими университетами и отправлять студентов из одного вуза в другой на полгода. Главной задачей программы, по словам Садовничего, станет именно повышение качества образования в регионах, создание там школ достойного уровня, быть может даже мирового. Студент не обязан ехать в столицу за качественным образованием — оно должно быть и в его родном регионе. 

Говоря о студентах, Садовничий отметил, что нужно помнить не только о необходимости выравнивания качества образования в столице и регионах, но и о том, что мы должны научить нашу молодежь учиться. Россия всегда была мировым лидером по качеству фундаментального образования и остается им до сих пор. Это важно, потому что каждые два-три года в мире меняются приоритетные направления, и человек должен уметь подстроиться под эти изменения, вникнуть в то новое, что привнесла наука в нашу жизнь. Именно поэтому университеты сегодня должны делать упор на фундаментальную часть образования, на расширение кругозора студента и раскрытие его талантов. Человек окажется безоружным в нашем мире, если не научится учиться, отметил ректор МГУ. 

Молодежь стремится к науке и образованию — это доказывает ежегодное увеличение числа школьников и студентов, принимающих участие в олимпиадах. Важнее даже то, что они участвуют в них не единожды, а становятся постоянными членами олимпиадного движения, принимают участие в нескольких олимпиадах, достигают определенных высот и не останавливаются на этом. Совсем недавно завершился студенческий форум "Ломоносов", который стал базой для создания Международного союза молодых ученых. Инициаторами создания союза стали сами студенты. Они же выбрали и две главные темы своих научных исследований на ближайшие годы — экология и цифровые технологии. Поэтому Садовничий отметил, что это стремление молодежи к науке и образованию должно всячески поддерживаться: нам просто необходимо создавать научные школы при университетах, распространять науку в регионах, еще больше и лучше ее популяризировать и предоставлять молодому исследователю все необходимые условия для его творческого пути.

Садовничий говорил также о необходимости совершенствования и обновления научных центров коллективного пользования. Он напомнил, что в России на сегодняшний день есть всего три суперкомпьютера мирового класса. Два из них принадлежат МГУ и расположены в Москве, третий — в Санкт-Петербурге. Но эти машины должны быть доступны всем научным организациям страны. Садовничий предлагает расширить список участников Суперкомпьютерного консорциума университетов России и объединить усилия в использовании оборудования и совершенствовании центров коллективного пользования. Такая задача была поставлена и в майских указах президента России — создать научную инфраструктуру передового уровня и сделать ее доступной для всех. 

Много внимания в ходе Съезда Союза Ректоров уделялось и обсуждению международной деятельности российских университетов. По словам Садовничего, в этом вопросе наблюдается положительная динамика: растет число иностранных студентов, все больше молодых людей проявляют интерес к нашим университетам и нашей науке. Но интерес к нашим университетам проявляют не только студенты, но и ректоры их университетов: за последнее время было проведено 50 форумов ректоров России и зарубежных стран, на которых обсуждались дальнейшие планы взаимодействия России с зарубежными университетами. Более 2000 ректоров принимали участие в этих форумах. Московский университет в свою очередь может похвастаться завершением строительства здания совместного филиала МГУ и Пекинского политехнического университета в городе Шэньчжэнь. Примечательно, что инициатором создания филиала выступила китайская сторона. По словам Садовничего, уже в декабре этого года в этом здании пройдут первые занятия.

Научная Россия

https://scientificrussia.ru/articles/glavnaya-tsel-nauchit-uchitsya