Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Цветовая схема:
  • А
  • А
  • А
Календарь конференций
  • 1 февраля – 30 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по гуманитарной экспертизе социальных инноваций 2020-2021 учебного года

  • 3 февраля – 30 апреля

    Универсиада "Ломоносов. Космические исследования: математика, механика и космические исследования"

  • 12 – 23 апреля

    Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2021»

  • 23 декабря – 14 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по «Инноватике»

  • 20 – 29 апреля

    Ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения. Секция Физики»

  • 20 апреля

    «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» - 2021 года

  • 30 апреля – 3 мая

    City Nature Challenge 2021: чемпионат мира по документации городского биоразнообразия

  • 3 февраля – 30 апреля

    Универсиада "Ломоносов. Космические исследования: математика, механика и космические исследования"

  • 1 февраля – 30 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по гуманитарной экспертизе социальных инноваций 2020-2021 учебного года

Все конференции
Электронная трудовая книжка

Единая поисковая система по зарубежным базам данных
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Проект «Вернадский»
Программы поддержки талантливой молодежи
22/01/04

Интернет-интервью Виктора Антоновича Садовничего

22 января 2004 года в 10:00 в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью Ректора Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего.

Ведущая:

Виктор Антонович! Добрый день! Скажите, пожалуйста, чем в этом году МГУ порадует своих студентов в Татьянин день?

Садовничий В.А.:

Здравствуйте. Я рад, что к юбилею Московского университета проявлен большой интерес, и пришло очень много вопросов. Я благодарен Вам, Татьяна Юрьевна за презентацию Московского университета. И, конечно, главное, что сейчас нас волнует, предстоящий День рождения, это воскресенье, 25 января. Как всегда, к этому дню, мы приготовили несколько традиционных для нас мероприятий. Но главным для нас сейчас остается вопрос подготовки к нашему 250-летнему юбилею в январе 2005 года. Это будет событие национального масштаба. Я думаю, что не только в нашей стране будет праздноваться день рождения и юбилей старейшего первого российского университета. Мы надеемся, что к этому моменту мы порадуем студентов и преподавателей университета, нашу страну в целом и университетскую корпорацию многими проектами, осуществление которых идет сейчас полным ходом. Мне кажется, что об этих проектах, о строительстве библиотеки, о строительстве гуманитарных корпусов, о строительстве клиники, о строительстве жилья и других, я расскажу в других вопросах. Но я хотел сейчас сразу сказать, что главное, это подготовка к нашему 250-летнему юбилею. В это воскресенье, 25 января 2004 года Московскому университету исполнится 249 лет. Чем будем радовать студентов, преподавателей, университетскую корпорацию? Традиционно, у нас проходит несколько событий накануне основного мероприятия. Первое, 13 января, накануне Старого Нового года мы регулярно встречаемся с членами Российской Академии Наук и другими академиками, работающими в Московском университете. В МГУ работает 300 академиков РАН и других государственных академий. Такого потенциала нет ни в одном другом учебном заведении. Ровно четверть членов российской академии наук за всю историю академии составляют выпускники или профессора МГУ. То есть потенциал МГУ оценивается в среднем как четверть потенциала России. То, что мы встречаемся с 300 академиками 13 января, это еще раз подчеркивает. 16 января у нас была встреча с выпускниками. Около 500 выдающихся выпускников присутствовали в МГУ. Для них устраивалась презентация, а самые выдающиеся выпускники были награждены специальными дипломами "Почетный выпускник". После церемонии награждения, выпускникам была предоставлена возможность выступить, затем был устроен торжественный прием. Подобные приемы выпускников МГУ устраиваются уже 12 лет. Я сожалею, что не все выпускники смогли прийти на встречу, но в целом это позитивное событие. Обычно к этому дню подводятся итоги Ломоносовских и Шуваловских конкурсов, вручаются соответствующие премии. Сегодня в мы будем вручать звания заслуженных профессоров, преподавателей, научных сотрудников и работников 320 сотрудникам МГУ. Наша внутренняя награда, присуждаемая ученым советом, по мнению большинства, является для них самой дорогой. Потому, что это отмечено самим коллективом, это отмечено людьми с факультетов, институтов, и членами ученого совета. 24, в субботу, у нас состоится большое заседание в актовом зале МГУ. На заседании будет присутствовать более 2000 студентов, сотрудников и преподавателей государственного университета. На собрании будет произнесена традиционная актовая речь в честь МГУ. Будут выступления высоких гостей. В субботу к нам собираются приехать очень высокие гости. Будут выступления наших высокопоставленных выпускников, будут выступления студентов. 24 января, в субботу произойдет два совершенно новых события. Впервые в актовом зале Академический хор исполнит гимн МГУ. Слова этого гимна написаны профессором биологического факультета Федоровым Вадимом Дмитриевичем, а музыку гимна написал известный композитор Мартынов.

Гимн, на мой взгляд, прекрасный, и он будет исполнен впервые. Теперь каждое торжественное событие, происходящее в Московском Университете, будет начинаться с исполнения гимна Московского Университета. Также впервые будет исполнен оркестром (около 100 оркестрантов) вальс "Татьянин день", который Тихон Хренников написал к Татьяниному дню. Этот вальс будет подарен Московскому Университету к Татьяниному дню.

Традиционно 25 января будет проходить служба, которую будет вести его Святейшество Патриарх Московский Всея Руси. В предыдущие годы она проходила в Успенском соборе, но в этом году, в связи с приездом Патриарха Александрийского, эта служба будет проходить в Храме Христа Спасителя. После службы будет встреча с Патриархом. Он, конечно, пожелает нам хороших праздников, поздравит с Днем Рождения. Еще мы заедем в церковь Татьяны, это традиция, поздравим там всех с Татьяниным днем.

После этого у нас начинается "Голубой огонек". Это мероприятие, которое организуется студентами. Они сами разрабатывают программу, сами выступают, поют, рассказывают о себе и о своих путешествиях, своих приключениях. Все это проходит в такой театрализованной непринужденной обстановке. Это тоже традиция.

Сразу после "Голубого огонька" мы идем в фойе Дома Культуры, где состоится традиционный разлив медовухи. Медовуха уже приготовлена, вчера я пробовал три сорта, выбрал один. Оказалось, что вкус медовухи очень зависит от продолжительности приготовления. Мне кажется, медовуха получилась прекрасная, мною будет разлито около тонны медовухи в стаканчики для студентов. Меня всегда удивляет, умиляет, радует, как они хотят, чтобы я налил им медовуху в стаканчик. Это целое дело, целое событие. Они очень волнуются, наступают, их сдерживают, иногда я обливаю их. В общем, это тоже такое празднество. Те, кто сдерживает ребят к концу разлива полностью уже все в медовухе. Ну и на этом 25-го празднества наши заканчиваются.

Ведущая:

С какого момента в МГУ начали праздновать Татьянин день, и как отмечали этот праздник Вы, когда были студентом?
Иван, 1-й курс исторического факультета.

Садовничий В. А.:

Татьяна Юрьевна уже сказала в своем вступительном слове, что Татьянин день отмечается более 150 лет. Но в начале XX века, примерно в 1910 году, этот праздник был запрещен градоначальником Москвы, поскольку студенты проявляли слишком много вольности в этот день. Они выходили на улицы, кричали. Кстати, был указ не подбирать их с тротуаров, в это время к студентам было запрещено прикасаться. Их могла подобрать только внутренняя служба Московского университета. На полах в здании МГУ стелили рогожу, чтобы студенты не повредили полы. Это был, конечно, очень веселый праздник братания профессоров и студентов. Я читал описание, в котором говорится, что когда профессор запрыгивал на стол, читал стихи студентам, студенты могли его стащить, сами вскочить на стол и читать дальше стихи. Такой был веселый праздник. И вот в начале XX века он был запрещен, так как было слишком много неприятностей от того, что студенты слишком веселятся. Запрещен он был до 1992 года. При советской власти считалось, что этот праздник - пережиток и он не праздновался. Поэтому, когда учился я, это были 50-60-е годы, начало 70-х, мы знали о Татьянином дне, но в целом он никак не отмечался в Московском Университете. Мы только читали, как это было ранее. В 1992 г., когда я был избран ректором, я как-то подумал и решил восстановить эту традицию. Мы провели сначала робко, очень робко, первый Татьянин день, было всего несколько десятков человек. А потом на следующий год почувствовали, что студенты хотят больше, больше. И в результате, через год, два, он вылился вот в такое событие, о котором я рассказал, т. е. это уже тысячи студентов. Вот, кстати, 25 числа на дискотеке будет 3000 студентов, они будут веселиться вечером. Так, что с 1992 г. праздник проводился ежегодно по нарастающей.

Ведущая:

Вы сказали, что около 3000 студентов примет участие в празднике. Как студентам можно получить или купить билет на Татьянин день? Почему на празднование Татьяниного дня не могут попасть очень много студентов МГУ, ведь это же праздник всех студентов? Почему выпускники не могут нормально попасть на празднование Татьяниного дня, и приходится доставать билеты всеми возможными способами? Что Вы посоветуете?

Садовничий В.А.:

Действительно, мы можем пригласить столько студентов, сколько вмещает фойе актового зала, фойе клуба и фойе внизу, то есть весь МГУ. Иногда я хожу на эти дискотеки, вижу как все это происходит, у меня создается такое впечатление, что пройти между людьми практически невозможно, так плотно они стоят. В этом году мы принимаем особые меры безопасности.

Билеты не продаются, а раздаются но, мы не можем раздать билетов больше, чем может вместить МГУ. Что можно сказать? Студентов у нас 40 тысяч и в нашем распоряжении нет таких залов, чтобы можно было вместить всех.

Я советую ребятам отметить Татьянин день в эту субботу и воскресенье. Мы приветствуем это отмечание. Естественно, можно выехать за город, можно где-то еще отметить. Это, я думаю, каждая группа ребят может сделать. А то, что мы можем, то можем. 24 в актовом зале будут присутствовать преподаватели, профессора и гости и только около 500 студентов. К нам приезжают 5 Российских университетов со своими художественными коллективами. А каждый коллектив это примерно 100 человек, все они тоже будут в зале. А вот 25 числа, около 3000 ребят будут пробовать медовуху, танцевать и смотреть студенческий капустник в Доме культуры. Все то, что можно сделать, делается.

Ведущая:

Следующий, четвертый вопрос от Смирнова Сергея. Добрый день, Виктор Антонович! В следующем году у МГУ юбилей. Этот Татьянин день будет репетицией предстоящим торжествам? Если нет, то можете ли Вы рассказать, какие мероприятия планируются в МГУ в следующем году?

Садовничий В.А.:

Хороший вопрос, спасибо. Вообще, конечно, план подготовки к юбилею содержит 900 позиций. Это целая книга. Как известно, Указ о юбилее МГУ, был подписан Президентом РФ В.В.Путиным в 2000 году. А оргкомитет по подготовке к юбилею МГУ возглавил премьер-министр страны, Председатель Правительства М. М. Касьянов. Было проведено несколько заседаний оргкомитета, на которых рассматривались главные вопросы подготовки к юбилею. Подготовка к юбилею ведется факультетами, структурными подразделениями МГУ, ректоратом и контролируется оргкомитетом.

Что будет главным в подготовке к юбилею? Я считаю, что главным будет окончание строительства фундаментальной библиотеки МГУ. Впервые в стране будет построена такая библиотека. Это фундаментальная библиотека на 5 миллионов томов, площадью 65 тысяч кв. метров. Она будет оснащена новейшим технологическим и другим оборудованием. Библиотека будет находиться напротив главного здания МГУ через Ломоносовский проспект, и смотреть фасадом на главное здание. Причем контур библиотеки будет в точности повторять главное здание МГУ. Она будет построена примерно в таком же стиле. Перед зданием библиотеки будет стоять памятник Шувалову, учредителю МГУ, скульптор Церетели его уже изготовил и отлил. Строительство библиотеки идет невиданными темпами. Фактически за год строители Москвы возведут это здание. Все лучшие силы строителей брошены на строительство библиотеки. Каждую субботу, либо Ю.М. Лужков, либо В.И. Ресин, проводят крупные совещания всех строителей, участвующих в строительстве библиотеки прямо на месте строительства. На этих совещаниях присутствую я и другие службы МГУ. У нас есть понедельный график строительства. В сентябре месяце здание будет сдано для наладки технологий. 25 января в этом здании мы проведем ряд мероприятий. Там будет актовый зал, который будет больше зала в главном здании. Там будет еще один актовый зал. В библиотеке будет впервые развернут музей МГУ на площади около 1000 кв. метров. Там будут прекрасные читальные залы, зал заседаний ученого совета на верхнем этаже. Читатели гуманитарных и естественных факультетов смогут работать с книгами в читальных залах, которых будет несколько десятков. Мы задумали открыть публичный зал в этой библиотеке, и книгами смогут пользоваться жители Москвы, и также думаю, там может быть зал для работы руководителей страны, депутатов. В общем, это будет зал, в котором можно будет познакомиться с той или иной литературой, доступной во всех точках мира - так там будет организован доступ к информации. Мне кажется, что это будет крупное событие. Кроме того, будет построено несколько жилых домов для профессоров, преподавателей и молодых специалистов, эти жилые дома находятся на проспекте Вернадского, в Матвеевском, в Давыдково и в других местах.

Мы начнем строительство двух гуманитарных корпусов для того, чтобы несколько гуманитарных факультетов, из 1-го гуманитарного корпуса, из 2-го гуманитарного корпуса туда переехали. Сейчас утверждены решения о строительстве этих гуманитарных корпусов, и они будут площадью по 50 000 кв. м каждый, и находиться с двух сторон нашей территории, один ближе к площади Ганди, второй ближе к метро "Университет". Ну и, наконец, правительство Москвы к юбилею подарит нам поликлинический комплекс. Мы будем обладать собственной клиникой, стационаром на 300 мест. Там будут кафедры факультета фундаментальной медицины. И мне кажется, что мы возвращаемся к той традиции, когда при классических университетах существовали клиники, и профессора университетов могли на высоком уровне лечить больных. Строительство клиники начато, но, может быть, не будет закончено к юбилею. Кроме того, у нас много собственных крупных замыслов, мы издаем 250 классических университетских учебников в одной обложке. Это классика университетского образования. Все, что было накоплено раньше нашими профессорами и написано будет издано в этой серии. Эта серия уже издается, многие книги уже вышли. Есть много других замыслов, но может быть о них обо всех я сразу сказать не смогу. Спасибо.

Ведущая:

Очень много вопросов, связанных с библиотекой, поликлиникой и жилыми домами. Вы ответили на большинство из них. Но есть еще целый ряд вопросов, посвященных тому, как сейчас обстоят дела в главном здании МГУ и некоторых других корпусах. В частности, один из них задает Владимир. Как Вы относитесь к нахождению на территории МГУ арендаторов, продающих продукты питания и канцелярские товары. Не кажется ли Вам, что в МГУ не хватает студенческих кафе и клубов?

Садовничий В.А.:

Вопрос арендаторов для каждого университета всегда стоит остро. Дело в том, что университет это, все-таки, храм науки и предназначен для занятия наукой и учебой. Естественно, это не какая-то выставка или рынок. Мы пережили это время, когда мы сдавали в аренду большое количество различных площадей, отдельные подвальные помещения или помещения первых этажей, на которых арендаторы торговали всем, чем можно. Затем мы начали уменьшать этот круг наших клиентов с целью оставить только тех, кто наиболее отвечает потребностям студентов. Конечно, это бумага, канцелярские принадлежности, цветы, может быть какая-то фармацевтическая продукция и другие необходимые студентам вещи. То есть те вещи и предметы, которые продаются почти в каждом университете мира. У меня есть мечта, но осуществить ее, к сожалению не удалось. Я знаю, что, например в, японском университете, в котором я бывал, и с которым мы дружим, нанимает одну управляющую компанию, и она разворачивает на территории университета один или два торговых комплекса, где есть все. А управляющая компания отвечает за реализацию этого процесса. Безусловно, так лучше. Если арендаторов множество, естественно, надо работать и иметь отношения с каждым из них. Это намного сложнее. Надо признать, что у нас имеются взаимные вопросы. Нам известны печальные случаи, когда в одном из арендуемых помещений развернулся китайский ресторан, и на проводимой в этом ресторане свадьбе наших аспирантов, произошло массовое пищевое отравление принесенным из дома салатом. Хорошо, что все остались здоровыми, и все закончилось благополучно. Но сам факт того, что это произошло, очень неприятен. Все торговые точки МГУ, связанные с питанием, регулярно проверяются ответственными органами. Поэтому наша стратегия состоит в том, что, надо поддерживать на должном уровне наши столовые, принадлежащие комбинату питания. Я хочу сказать, что в зоне "В" мы открыли прекрасно отремонтированную столовую на 500 посадочных мест. Мы закупили за собственные средства новейшую импортную технику и оборудовали ей столовую. Теперь столовых такого класса стало уже две. Первая - это в зоне "Б", она известна всем. А вторая такая же теперь в зоне "В". До сих пор в МГУ не было завтраков с 8-00 утра, но по моей инициативе, теперь у студентов есть возможность перекусить перед лекциями в столовой, а не на ходу. Именно для этих целей была отремонтирована столовая и режим ее работы был установлен с 8 утра и до позднего вечера. Мне удивительно, что на сегодняшний день, в эту столовую утром приходит всего 15 человек. Я думаю, может быть, еще не все студенты об этом знают, может потому, что каникулы сейчас и сессия, но это будет столовая с питанием в три смены, то есть с утра. Что касается арендаторов, которые занимаются продажей пищи и продовольственных магазинов, будет организован очень строгий контроль, в результате которого, останутся только те, кто добросовестно относится к своим обязанностям, и продемонстрировал нам, что он может. Остальные, те у кого нарушались санитарные правила, скорее всего будут вытеснены, возможно они читают наше интервью, но такова наша позиция, основанная на требованиях к нам. Мы по-другому поступить не можем. В соответствии с этим будет проверена номенклатура продажи других предметов, но в целом никакой компании по вытеснению арендаторов не будет, все останется примерно на том же уровне, но будет упорядочено. Будут убраны точки, расположенные с нарушением норм пожарной безопасности и немного уменьшено число арендаторов. Кстати, арендаторы нередко занимают места, предназначенные для эвакуации при пожарах, лестницы или пространства под лестницами. Все эти точки будут нами убраны. Деньги, выручаемые за аренду, поступают в бюджет. Это не заработок Московского Университета. Все деньги попадают в казначейство и контролируются государством. Согласно последнему инструктивному письму, деньги от аренды добавляются к официальному бюджету Университета и учитываются. Эта легенда, что мы сдаем большое количество помещений и это наши собственные деньги, не имеет под собой оснований. Все учитывается в бюджете. Условно, если бюджет МГУ X рублей, а аренда Y, то государство учитывает, что бюджет МГУ X + Y, получается такая сумма.

Ведущая:

Давайте поговорим о научной составляющей деятельности университета. Вопрос задает студент третьего курса, абревиатура факультета не расшифрована. Проходят ли в МГУ встречи с известными учеными? Где об этом можно узнать?

Садовничий В.А.:

Ну, здесь можно коротко ответить. Впервые, три-четыре года назад, по предложению академика Скулачева, мы ведем лекторий МГУ. Каждый месяц в среду или, иногда, во вторник ( об этом объявляется широко и на сайте, и расклеиваются объявления) в аудитории 01 или 02 выдающиеся ученые читают лекции на тысячу человек. Это так называемый академический лекторий. Ведем этот лекторий обычно мы вдвоем с академиком Скулачевым. В этом лектории уже прочитаны десятки лекций выдающихся ученых. Я очень прошу тех, кто интересуется наукой, и кто хочет что-то узнать новое, присмотреться к лекторию и посещать его. Надо сказать, посещение его - почти 100%. Действительно, 1000 человек - это не только студенты МГУ. Приходят на этот систематический лекторий и из города.

Кроме того, конечно, есть много других возможностей послушать лекции. Это и наши конференции, которых сотни. Сотни научных конференций проводятся на факультетах и в университете. Среди них: Ломоносовские чтения, Рождественские чтения и другие. В принципе обо всем этом можно узнавать.

Есть одно, на мой взгляд, недоделанное дело. Я считаю, что в университете надо шире дать возможность студентам гуманитарных факультетов слушать общие естественнонаучные лекции, а студентам естественных факультетов иметь возможность слушать хорошие лекции по гуманитарным наукам. Это был бы, так сказать, стиль и дух университета, взаимное проникновение. Мы пробовали это организовать, но, Вы знаете, не получается, не так это просто. Для того, чтобы такие лекции были, требуется очень кропотливая работа по отбору лекторов. Надо найти лекторов, которые читали бы лекции по естественным наукам на понятном для гуманитариев языке, а гуманитариев, соответственно, которые читают на языке понятном и интересном для естественников. В целом мы пробовали, но они не стали жить.

Единственное, что удалось сделать - лекторий. Но хочу сказать, что для того, чтобы этот лекторий поддерживать требуется очень много усилий. Не так просто сейчас найти выдающегося ученого, номер один в своей области, чтобы он согласился подготовиться к этой лекции, прочитать её, несколько часов отвечать на вопросы. Но пока, я повторяю, лекторий очень успешно работает, и лекции, которые там читались, просто впечатляют. Я сам с удовольствием все их слушаю, как по естественным, так и по гуманитарным наукам.

Ведущая:

Что Вы посоветуете сделать студенту 1-го курса, чтобы быстрее включиться в научную жизнь?
Александр Андреев, 1-й курс

Садовничий В. А.:

Это хороший вопрос. Я советую студентам 1-го курса, которые интересуются наукой, присмотреться к семинарам, которые проводятся на факультетах. Семинар - это точка, где надо начинать свою научную деятельность. Надо выбрать несколько семинаров. В свое время, будучи студентом, я выбирал семинаров столько, сколько позволяло время. Я посещал до десяти семинаров в год. Семинар позволяет молодому человеку понять, что же его интересует и чем он может заниматься. Кстати, на семинарах можно выбрать себе будущего научного руководителя. Молодой человек, студент 1-го курса, уже может присмотреться с кем ему нравится работать. Семинар - начало научной работы студента, вовлечение его в научную школу, поддержание этой научной школы. Так все мы начинали. Единственное, что я могу сразу сказать студентам, особенно 1-го курса, при посещении этих семинаров все будет непонятно. На семинаре все будет непонятно, как разговор на другом языке. Как будто, ты не знаешь какого-то иностранного языка и присутствуешь в компании, которая на нем разговаривает. Тоже и в науке. Но через определенное время наступает прозрение. Студент начинает понимать связь разных наук, терминологию, понимать, о чем говориться и что надо делать. Лишь тот, кто обогатит себя вот такими знаниями, будет обречен на успех в науке. Другого вхождения в науку я не вижу. Наукой нельзя начать заниматься после 30 лет. Очень трудно самому прийти в науку, ни с кем не общаясь. Можно развивать какие-то навыки, но на самом деле, чтобы войти в науку, мне кажется, надо пройти путь через семинары, через научные школы.

Ведущая:

Следующий вопрос от Кирилла, студента экономического факультета. Уважаемый Виктор Антонович, в последнее время много говорят и пишут о том, что университеты помимо двух задач, связанных с образованием и с научными исследованиями, призваны решать и третью задачу, ориентированную на продвижение полученных научных результатов в промышленность. То есть заниматься инновационной деятельностью. Скажите, пожалуйста, что в этой области сделано в МГУ и что планируете сделать в ближайшем будущем?

Садовничий В.А.:

Очень правильный вопрос. Сейчас во многих западных зарубежных университетах эта третья задача вменена в обязанности университета официально. То есть университет получает финансирование в зависимости от того, выполняет он или нет эту функцию - применение научных исследований в высоких технологиях. Надо сказать, что здесь наши университеты проигрывают. Доля России в высокотехнологическом производстве где-то 0,3% от мировой составляющей. Это означает, что в целом наша страна проиграла это поле. Но это проигрыш не навсегда, я считаю, что мы обязаны научиться делать эту деятельность для нас привычной и успешной. Надо сказать, что на уровне страны сейчас продумываются меры и законы, которые изменят поле научных исследований в университетах в этом направлении. Кстати, в Татьянин день будет показана презентация наших высокотехнологических изделий гостям.

Что касается МГУ, то в 1992 году, когда я был избран ректором, мы объездили десятки стран с целью посетить Научные парки при университетах. Очень частым моим спутником в этих поездках был Николай Иванович Коротеев. Мы объездили и Европу, и Америку, и Китай, и Японию, и Тайвань, посмотрели много научных парков. И после этого приняли решение о строительстве Научного парка МГУ. Надо сказать, что это решение далось мне нелегко. Дело в том, что это было накануне моих выборов в 1992 году, и оппоненты обвинили меня в разбазаривании территорий МГУ. Эта была главная тема оппозиции на выборах. Вы знаете, что выборы 1992 года были альтернативными, было 4 еще претендента. Надо сказать, что мы доказали - МГУ нужен Научный парк.

Научный парк МГУ возник следующим образом. Один мой знакомый из Министерства науки сказал мне, что на границе с Польшей находится где-то 12 брошенных домиков. Мы эти домики привезли и поставили здесь. Вот так. После, с помощью компаний, которые уже сотрудничали с Научным парком, было построено здание Центра информационных технологий на территории МГУ, и в целом, я считаю, что в МГУ есть хороший Научный парк. Он ведет много проектов, я думаю, что Дмитрий Викторович еще расскажет об этом.

Я вот о чем еще хочу сказать. Мы наших гостей после посещения Научного парка поведем в построенный корпус "Б". Мы сдали 20 000 кв. м. В этом корпусе "Б" мы покажем лабораторию по биотехнологиям и несколько других лабораторий. Меня особо впечатляют два результата, полученные там. Первый - это разработки профессора Варфаломеева Сергея Дмитриевича, которые представляют собой создание альтернативного топлива, не бензина, в основном на базе углерода с помощью катализаторов. Второй проект - создание сверхчувствительных сенсоров для обнаружения токсикантов. Сенсоры позволяют обнаружить присутствия таких веществ, которые другими способами не могут быть обнаружены. Исследуя некоторые виды импортных продуктов, была обнаружена закономерность - есть очень дорогие продукты, которые имеют большую опасность по токсикантам, чем менее дешевые. Видимо большую роль играет реклама и марка фирмы, а не качество данного продукта.

Ведущий:

Будут ли в этом году еще проводиться "Дни открытых дверей"? И если да, то когда они пройдут?
Валерий Исаев, г. Москва.

В. А. Садовничий:

Да, "День открытых дверей" будет в марте. У нас традиция - проводить его два раза в год: первый раз - в дни зимних каникул, второй раз - в дни весенних каникул. Поэтому через 2 месяца, в марте, в дни школьных каникул, будет проведен "День открытых дверей". Я сейчас боюсь назвать точное число, оно еще не определено. Можно ориентироваться где-то на 24, 25 марта.

Ведущая:

К нам поступили вопросы по студенческим стипендиям. Один из этих вопросов от Владимира с 4-го курса ВМиК. Будут ли учреждены именные стипендии студентам к 250-летию университета?

Садовничий В.А.:

Вот это очень хороший вопрос. Он нам подсказка. Здесь сидят руководители штаба по юбилею МГУ, среди них профессор Александр Иванович Михалев. Может быть, мы учтем это хорошее предложение - учредить стипендию к 250-летию МГУ. Давайте на ученом совете рассмотрим. Но в целом, конечно, у нас сотни именных стипендий, которые получают наши студенты. Среди них сотни стипендий посвященных выдающимся ученым МГУ и другим ученым. Каждая именная стипендия присуждается ученым советом факультета, а затем утверждается голосованием на ученом совете МГУ. Так что получать стипендию, скажем, имени Келдыша, имени Петровского или имени Лебедева и так далее - это высокая честь для студента.

Ведущая:

Сейчас заканчивается самое тяжелое для многих студентов время - сессия, а какие оценки Вы получали в студенчестве?
Наталья, 1-й курс биофака

Садовничий В. А.:

Окончил я Московский Государственный Университет с отличием и со 2-го курса учился только на "отлично". Вот на 1-м курсе я учился неважно. Это объясняется следующим. Я пришел в Московский Государственный Университет после работы на шахте. Можно себе представить, парень 2 года в забое и вдруг сел за парту мехмата. Математику я любил, но то, что услышал на первых лекциях просто не ложилось на восприятие, которое у меня было. Мне очень трудно давались занятия на 1-м курсе, очень трудно. Я делал следующее: уходил после лекций в аудиторию мехмата, закрывал стулом дверь и работал до двенадцати часов ночи. Вот так целый год. Начиная со 2-го курса я учился только на отлично и закончил университет с отличием. Дальше все было в порядке.

Ведущая:

Еще один вопрос от физиков 2-го курса. Какие у Вас были приметы или обряды для успешной сдачи экзаменов, когда Вы были студентом?

Садовничий В.А.:

Я не верил в талисманы. Но вот что я хочу сказать. Мы с моим напарником Герой Кулешовым готовились к экзамену по ночам, и у нас было правило. На экзамен есть 5 дней. Мы 4 дня занимались до 2-х ночи, но в день перед экзаменом мы заканчивали в 12 часов пополуночи. Мы понимали, что перед экзаменом надо выспаться и утром шли на экзамен более свежими. Тоже я советую студентам - заниматься упорно и усиленно, но все-таки сохранять физическую форму. Потому что очень часто даже если ты знаешь предмет, а физически чувствуешь себя неважно, то можно просто завалить экзамен. И поэтому очень советую и родителям, и студентам, и школьникам следить за физической формой. Это половина, на мой взгляд, успеха. Поэтому не надо думать, что если человек сидит с утра и до ночи за книжками, то это хорошо. Надо поддерживать еще и другую сторону жизни человека.

Ведущая:

Как по-вашему повлияет подписание Болонской конвенции на уровень образования в России? Максим, студент 5-го курса юрфака

Садовничий В. А.:

Я неоднократно высказывался на эту тему. Сотрудничество в любой сфере - это положительное явление и оно необходимо во всех сферах. Во-первых, оно учит человека и позволяет ему впитать все лучшее, что есть у других, во-вторых, позволяет ему передать свои идеи, а в-третьих, обогатиться в результате взаимного общения. Я выступаю за абсолютное сотрудничество во всех направлениях науки и образования. У нас 200 университетов-партнеров. Мы уделяем особое внимание сотрудничеству и лично мне известны ректора всех этих университетов.

Давайте использовать какую-то модель, которую приняли члены Европейского союза в Болонье. Европейские страны приняли разумное решение объединить образовательные системы, потому что объединена их экономика и валюта, отсутствуют границы, им просто необходимо отслеживать уровень образования, поскольку миграция студентов очень высока. Принят устраивающий все страны минимальный уровень, чтобы все страны могли этот минимальный порог преодолеть. В рамках конференции высказывались разные точки зрения, шла большая дискуссия, о сохранении национальных традиций и отдельных направлений, связанных с менталитетом наций. Давайте зададимся вопросом: неужели Парижский университет, лучшее учебное заведение Франции будет готовить бакалавра 3 года? - Нет. Или давайте подумаем, что Оксфорд или Кембридж будут готовить бакалавра 3 года? - Нет, конечно. Они будут сохранять и развивать свои высокие стандарты. Я вступил в дискуссию по Болонье в связи с тем, что в соответствии с нововведениями у нас будет 3-летнее высшее образование до степени бакалавра, будут не экзамены, а кредит-часы, но сейчас не время разъяснять, в чем недостатки и опасности такой системы. Утверждается, что необходимо утвердить все стандарты, тогда наши студенты смогут стать теми же бакалаврами и иметь те же дипломы, что и в других странах, у них появится возможность свободно передвигаться по Европе. Я считаю как раз наоборот, если подготовка бакалавров будет трехлетней, то передвигаться они не смогут, потому что передвигаются те, кто имеет высокую фундаментальную подготовку. Уезжают из МГУ только лучшие. Студенты среднего уровня не едут. Чем ниже будет уровень нашего диплома, тем меньший интерес мы будем представлять. Я выступаю за то, чтобы мы сохранили свой высочайший уровень. Мы должны повысить наш уровень. Тогда к нам будут тянуться, мы будем открыты как рынок для обучения иностранных студентов, мы будем интересными партнерами. Поэтому, я предлагаю участникам Болонской конвенции посмотреть на нашу систему образования, а нам - предложить наши подходы.

Я за сотрудничество на высоком уровне с учетом интересов образования России. Только таким образом мы можем сохранить наше главное богатство, - высокий уровень образования. Это моя позиция.

Ведущая:

Спасибо, уважаемый Виктор Антонович! Вы уже второй раз проводите у нас Интернет-интервью и каждый раз очень интересно отвечаете на вопросы. Спасибо Вам!

Ведущая:

До сегодняшнего дня считала, что учиться нужно всю жизнь и продолжать учиться. Разделяете ли Вы эту точку зрения и следуете ли Вы ей сами?

Садовничий В.А.:

Да. Думаю, что это важнее даже первого образования. Потому что первое образование, если можно так сказать - это естественная потребность человека. Он учился в школе и хочет получить высшее образование. Но вот учиться всю жизнь, на это требуется усилие: дополнительное усилие человека, может быть фирмы, может быть общества. А если человек постоянно не учится, он, естественно, отстает и в итоге будет уже не вперед тянуть компанию, фирму, университет и так далее, а назад. Поэтому учиться надо постоянно.

И второе. Непрерывность образования является важнейшей задачей и для зарубежных университетов. Там созданы стройные системы непрерывного образования. У нас была неплохая система повышения квалификации. Раз в пять лет преподаватель, профессор мог уйти на полгода в творческий отпуск и работать. А потом, в виду отсутствия финансов, это потерялось, что сказалось очень отрицательно особенно на тех преподавателях, которые работают в отдаленных университетах, где нет соответствующей научной среды. Скажем, для МГУ это может быть не смертельно. Профессор в отпуске или не в отпуске имеет возможность общаться в своем кругу, расти или поддерживать форму. А если университет отдаленный, и такой среды нет, то преподаватель, конечно, опускает свою планку. На фирмах еще жестче. Меняются технологии, правовые акты, подходы, методики, методологии. В науке не так быстро меняются принципы. У нас, у преподавателей, сейчас возможности непрерывного образования почти нет, мы многое теряем. Я считаю, у нас в стране надо вернуть систему непрерывного образования. Если нас слушают руководители фирм, то они лучше меня знают, что им нужны только те сотрудники, которые постоянно учатся, создать условия для этого: школы, бизнес школы, центры повышения квалификации - это задача N 1. Кстати, у нас есть прекрасные бизнес школы. Одна из лучших бизнес школ находится в МГУ, потому что у нас очень высокий потенциал. Мы хотим открыть еще одну школу бизнеса. Я поддерживаю всякие проекты, связанные с непрерывным образованием или повышением квалификации.

Ведущая:

Еще раз всем спасибо, поблагодарим все вместе Виктора Антоновича и всех тех, кто принимал с ним участие в подготовке интервью.