8
Календарь конференций
  • 19 февраля – 15 мая

    Универсиада «Ломоносов» по направлениям подготовки «Почвоведение» и «Экология и Природопользование»

  • 1 марта – 1 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по международному сотрудничеству и глобальным исследованиям

  • 10 марта – 27 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по государственному управлению

  • 24 марта

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по географии

  • 19 февраля – 15 мая

    Универсиада «Ломоносов» по направлениям подготовки «Почвоведение» и «Экология и Природопользование»

Все конференции
Программы поддержки талантливой молодежи
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
«Университет без границ»
Гранты Президента РФ
Программы дополни-
тельного образования
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
Мероприятия для школьников и учителей

Ломоносов – художник

Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века – они возродили искусство мозаики, утраченное в России после XIII века.

В своём художественно-изобразительном творчестве Ломоносов соединил выдающийся талант химика и мастерство художника: разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства.

Принципы работы Ломоносова в области мозаичного искусства отличались от целей и приемов, характерных для мастеров римских мозаик XVII-XVIII вв., использовавших разноцветные смальты для копирования произведений масляной живописи. Произведения мастерской Ломоносова отличает лапидарное и яркое живописное решение художественного замысла, обобщённость композиции и выразительность отдельных силуэтов, интенсивность и насыщенность цветовых контрастов. В целом, все работы отличает декоративная манера исполнения. При перенесении в мозаику произведений, выполненных в технике масляной живописи, Ломоносов делал расчет на обозрение создаваемого произведения издалека, что обусловило приподнятый и величавый стиль мозаичных картин, отвечающий задачам монументальной живописи.

Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755, Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, Исторический музей), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758-1760, Русский музей) и Екатерины II (1763, Русский музей), цесаревны Анны Петровны (1756-1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, Русский музей), портреты придворных П.И. Шувалова (1758, Эрмитаж), М.И. Воронцова (1765, Эрмитаж), Г.Г. Орлова (1764, Эрмитаж).

Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764, Главное здание РАН в Петербурге – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России. Грандиозный замысел, воплощённый в свободной и декоративной манере, отвечал главной задаче Ломоносова – прославлению Петра I, русского оружия, «Геройских славных дел, / Что долг к Отечеству изобразить велел».