2
Календарь конференций
  • 1 февраля

    Международная научная конференция «Инженерная и экологическая геология в МГУ: выдвинутые научные идеи, их развитие и реализация», посвященная 80-летию кафедры инженерной и экологической геологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  • 8 февраля

    Международный круглый стол "Популяризация студенческой науки: от СМИ до SMM"

  • 15 февраля – 16 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по маркетингу

  • 23 – 28 августа

    Международная конференция «Теоретико-множественная топология и топологическая алгебра», посвященная 80-летию профессора Александра Владимировича Архангельского

Все конференции

Ломоносов – драматург

Особое место в литературном наследстве Ломоносова занимает драматургия. Ему принадлежат две пятиактных пьесы, предназначавшиеся для постановки на сцене: «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751), «писанные громкими стихами, наполненными важностью» (Драматический словарь. М., 1787, с. 44) – в жанре стихотворной трагедии, свойственной эстетике классицизма. Однако Ломоносов-драматург не подражал образцам французского классицизма, носившим в основном придворно-аристократический характер, – в его трагедиях более сказывалось влияние поэм Гомера и трагедий Сенеки.

Первое произведение Ломоносов написал по указу Императрицы Елизаветы от 29 сентября 1750 года, согласно которому он и В.К. Тредиаковский должны были сочинить по одной трагедии; два месяца спустя из-под пера Ломоносова вышла «Тамира и Селим». Эта пьеса, поставленная кадетами Сухопутного шляхетского корпуса, игралась при дворе дважды: 1 декабря 1750 года и 9 января 1751 года. Трагедия тотчас же была отпечатана в Академии наук отдельным изданием (650 экз.), которое разошлось почти сразу после выхода в свет. После смерти Ломоносова она вошла в собрание сочинений поэта, вышедшее в типографии Императорского Московского университета в 1778 году.

«Тамира и Селим» написана на национально-историческую тему: её сюжет основан на важнейшем событии русской истории конца XIV века – Куликовской битве. Историческими источниками Ломоносову послужили летописи, в которых повествовалось о побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем, изданное в 1735 году «Сказание о Мамаевом побоище», рукописная «История российская» В.Н. Татищева, а также иллюстративный материал – миниатюры Остермановских томов Никоновской летописи, хранившиеся в Библиотеке Академии наук. В развитии национально-патриотической темы в трагедии и в стремлении к достоверной передаче исторических событий сказалось художественное новаторство Ломоносова.

Возможно, под влиянием успеха своего первого драматического произведения Ломоносов сразу же приступил к сочинению второй трагедии, на сюжет из античной истории – «Демофонт», действие которой разворачивается в Древней Греции. Однако вопреки ожиданиям эта пьеса никогда не шла на сцене: «Есть ли и не представляема сия трагедия на театрах, то сие не иначе, как за трудностию для актеров», – сказано в «Драматическом словаре» (с. 45). Эта трагедия была издана в 1752 году.

Исследователь русской литературы XVIII века Г.А. Гуковский замечательно написал об образном строе поэзии Ломоносова: «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса».