8
Календарь конференций
  • 1 февраля – 13 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по современным проблемам биологии

  • 19 – 20 февраля

    XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» «СОЦИАЛЬНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

  • 22 февраля

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по физике

  • 24 марта

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по географии

  • 23 – 28 августа

    Международная конференция «Теоретико-множественная топология и топологическая алгебра», посвященная 80-летию профессора Александра Владимировича Архангельского

  • 16 – 19 октября

    Всероссийская научная конференция «Национальная картографическая конференция 2018»

Все конференции

Ломоносов и педагогика

С именем Ломоносова непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII века. Он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета (ему принадлежат «Проект регламента Академической гимназии» и «Проект регламента московских гимназий»), внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.

Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодёжи. Особое внимание он уделял практике, постановке опытов, практической значимости знаний (эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я.А. Коменского).

Просветитель-патриот, в век, когда наука говорила и писала по-латыни, Ломоносов не просто ввёл преподавание на родном языке, но и отстаивал в своих трудах эту необходимость, подчёркивая всё богатство и величие русского языка. Его «Российская грамматика» стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, не потеряв своей научной ценности и до сегодняшних дней.

Создавая русскую научную терминологию, Ломоносов явился основателем научного языка и русской педагогики, введя в употребление её основные понятия и термины: воспитание, гимназия, занятия, класс, учебный год, лекции, обучение, познание, учение, урок и др.