1
Календарь конференций
  • 1 ноября – 1 марта

    Универсиада «Ломоносов» по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 1 ноября – 1 марта

    Универсиада «Ломоносов» по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 15 – 17 марта

    VII Международная научная конференция «Текстология и историко-литературный процесс»

  • 24 марта

    Олимпиада школьников «Ломоносов» по географии

  • 31 марта

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 1 сентября – 8 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по менеджменту и международному бизнесу

  • 9 – 13 апреля

    Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018»

  • 29 января – 14 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по психологии

  • 22 апреля

    VIII Открытый чемпионат школ по экономике при экономическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова

  • 22 – 25 мая

    10-я Международная конференция «Дискретные модели в теории управляющих систем»

  • 15 января – 1 июня

    Научный семинар «Антропологическая среда. 2017-2018. Весенняя сессия»

Все конференции
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Мероприятия для школьников и учителей
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
Программы дополни-
тельного образования
Гранты Президента РФ
Программы поддержки талантливой молодежи
Единая поисковая система по зарубежным базам данных

Ломоносов – поэт

Поэтические опыты Ломоносова опирались на его интерпретацию реформы русского стихосложения, ориентированную одновременно на западноевропейскую поэтическую практику и трактат В.К.&nb sp;Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735); к отосланной в петербургскую Академию наук «Оде на взятие Хотина» он приложил «Письмо о правилах русского стихотворства» (1739), в котором обстоятельно обосновал стих, а отчасти и слог своего произведения, вскоре признанного образцовым. Он описал тридцать возможных размеров русского силлабо-тонического стиха, провозгласив их эстетическое равноправие, а вместе с тем окончательно утвердил силлабо-тонический принцип стихосложения, основанный на регулярном чередовании сильных и слабых (ударных и безударных) слогов. Ломоносов впервые исследовал и показал выразительные возможности ямба и разных типов рифмовки. Предложенная им модель четырехстопного ямба оказалась исключительно продуктивной: из нее исходили несколько поколений русских поэтов, в том числе Державин, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Тютчев, Блок, Ходасевич, Пастернак.

В основе литературной позиции Ломоносова – представление о поэтическом творчестве как результате вдохновения, принцип творческой свободы, распространяющейся на выбор форм и приёмов стиля, но ограниченной жёсткой иерархией ценностей: наиболее важными признаются темы Божественного Промысла и государственной власти, просвещения и развития цивилизации и культуры, исторических судеб России и Европы; менее значимыми – индивидуальной психологии, личных судеб.

Жанровая система поэзии Ломоносова формировалась на основе глубокого изучения «природных свойств» русского языка; в результате он создал стройную концепцию, описывавшую основные формы взаимодействия жанров и стилей. В статье «О пользе книг церковных в российском языке» (1758) были установлены соответствия между «высоким», «средним» и «низким» стилями и соответствующими группами жанров и тем. Стиль «высокий» опирался на слова церковнославянские и общие у церковнославянского с русским; стиль «средний» – на общие с церковнославянским и негрубые русские; низкий – только на русские, в т.ч. просторечные. Ода, эпическая поэма, трагедия описывали наиболее возвышенные состояния духа и разумные побуждения и тяготели преимущественно к «высокому» стилю; послание («эпистола»), сатира, элегия, идиллия воссоздавали сферу чувств частного человека, колеблющегося между возвышенным и обыденным; комедия, эпиграмма – быт (в том числе в его неокультуренных формах) и нравы, далекие от совершенства. Обращаясь к этим и другим жанрам, Ломоносов не просто испытывал свои литературные способности: он создавал корпус образцовых литературных произведений, которые должны были на десятилетия определить основные направления развития русской словесности. Результаты этой работы оказались значительными: даже в тех случаях, когда поэты новых поколений отказывались следовать его предписаниям, они должны были постоянно соотносить с ними свои собственные представления о стихе, стилях, жанрах.

Ведущий жанр лирики Ломоносова – торжественная ода, соответствующая эстетике европейского барокко (риторичность, «пышность» «высокого» слога, обеспечивающаяся целенаправленным отбором «возвышенных речений», неожиданных метафор, сравнений, олицетворений, гипербол, символов и аллегорий; имитация «лирического беспорядка»; сочетание элементов античной мифологии с реалиями современной политической жизни). Основные темы такой оды: идеальный монарх, идеальное государство, идеальная эпоха. С первым обычно ассоциируются благородство, справедливость, величие, мужество; со вторым – могущество, слава, воинские победы, процветание народа, распространение наук и искусств; с третьей – «возвращение» золотого века, благосклонность фортуны, ликование благодарных подданных. Основные идеи: самодержавие органически присуще русской истории; монарх – фигура одновременно сакральная и социальная (так, Петр I у Ломоносова характеризуется как орудие Провидения и, одновременно, как «домостройный царь», «строитель, плаватель, в полях, в морях герой»), а потому исторический прогресс обусловлен как мистическими причинами (благоволение Божие), так и разумом и волей представителей правящей династии. Основная тональность таких од – торжественная и торжествующая, оптимистическая, жизнерадостная и жизнеутверждающая.

Религиозно-философская проблематика поэзии Ломоносова выразилась, главным образом, в его духовных одах, ориентированных на образы, идеи, сюжеты, стиль Ветхого Завета. Их основные мотивы – человек, постигающий величие божественного замысла, совершенство природы, грандиозность и сложность мироздания, время и вечность, скоротечность бытия; одиночество как источник религиозных переживаний; соотнесенность веры и разума, интуиции и точного знания.

Ломоносов рассматривал поэтическое творчество как свидетельство культурной адекватности общества и как условие его интеллектуального и эстетического развития. Он был первым русским поэтом, сумевшим присвоить литературным занятиям исключительно высокий ценностный статус, который не ставился под сомнение ни в девятнадцатом, ни в двадцатом веках.