1
Календарь конференций
  • 4 февраля – 31 декабря

    Повышение квалификации в формате онлайн-курса для сотрудников СПО и вузов России «Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — в образовании»

  • 19 – 23 сентября

    I Всероссийская научная конференция школьников, студентов и молодых ученых «Морские исследования и рациональное природопользование»

  • 27 – 28 сентября

    Международная научная конференция "Инженерно-геологическое и эколого-геологическое изучение песков и песчаных массивов"

  • 4 октября

    I Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей, научных сотрудников и аспирантов «Социальная динамика населения и устойчивое развитие»

  • 10 – 12 октября

    VIII Международный конгресс по когнитивной лингвистике «Cognitio и communicatio в современном глобальном мире»

  • 16 – 19 октября

    Всероссийская научная конференция «Национальная картографическая конференция 2018»

  • 21 ноября

    Программа по перезагрузке научной фантастики в литературе и медиа "Будущее время"

  • 22 – 25 ноября

    XIII Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование»

  • 27 – 30 ноября

    Совместная Международная научно-практическая конференция «Конституция Российской Федерации и современный правопорядок»

  • 3 – 6 декабря

    Всероссийская научная конференция и XI молодежная школа «Возобновляемые источники энергии»

  • 4 февраля – 31 декабря

    Повышение квалификации в формате онлайн-курса для сотрудников СПО и вузов России «Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — в образовании»

Все конференции
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Мероприятия для школьников и учителей
Программы поддержки талантливой молодежи
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
Программы дополни-
тельного образования
Гранты Президента РФ
26/12/2006

Итоги 2006 года по инновационным проектам

В конце декабря 22 числа в МГУ состоялось важное заседание общественной экспертной комиссии по инновационным проектам. Встреча подводила промежуточные итоги (за 2006 год) по реализации двухгодичного проекта "Формирование системы инновационного образования в МГУ им. Ломоносова". (Напомним, что Московский университет в 2006 году стал лауреатом конкурса инновационных образовательных программ вузов России, проводимого Министерством образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование") На упомянутом итоговом заседании ректор МГУ В. А. Садовничий и проректор МГУ А. М. Салецкий рассказали независимой экспертной комиссии о том, что было осуществлено за последние полгода с момента запуска программы и какие средства затрачены. Комиссия, в свою очередь, была сформирована из представителей российских общественных организаций, работодателей, академической общественности и средств массовой информации. Возглавил её директор института радиотехники и электроники РАН академик Ю. В. Гуляев.

Московский университет, по словам ректора В. А. Садовничего, приступил к выполнению проекта, жестко придерживаясь правил и норм, определенных условиями конкурса. А правила, надо сказать, действительно обязывают лауреатов вести строгую и "прозрачную" отчетность, что и было продемонстрировано независимой экспертной комиссии.

На самом деле, практика внедрения нововведений в образовательный процесс – традиция Московского университета. Только за последние десятилетия в МГУ открылось 16 новых факультетов, выпущена огромная серия классических учебников, значительно увеличена территория университета и многое другое. Иными словами, Московский университет старается не отставать от времени, не теряя при этом фундаментальности образования, и быть достойным примером для всех остальных вузов России.

В числе актуальных научных задач, решаемых в университете, ректор В. А. Садовничий назвал био- и нанотехнологии, приводя в пример исследования по митоптозу (в НИИФХБ им. А. Н. Белозерского) и разработки наноматериалов (факультет наук о материалах). Ректор особо отметил деятельность кафедры химических технологий и новых материалов Института новых углеродных материалов и технологий. Исследования в области углеродных волокон на данный момент являются важными научными задачами, позволяющими сделать существенный шаг в решении ряда технологических проблем.

На физическом факультете разработан полимерный гидрогель, способный избирательно образовывать гидропробку и таким образом содействовать улучшению проницаемости нефтесодержащего пласта. Помимо этого ректор объявил о возможности скорейшего запуска в космос второго университетского спутника.

В сфере образовательных программ для молодежи важным событием уходящего года стал Фестиваль наук, проводившийся в России впервые. Для молодых ученых сюрпризом стал конкурс на присуждение грантов поддержки талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М. В. Ломоносова в 2006 г. Лауреаты конкурса получили значительную денежную премию в размере 100 тыс. руб. (студенты и аспиранты) и 150 тыс. руб. (преподаватели), спонсированные О. В. Дерипаской.

В рамках инновационного проекта в 2006 году Московским университетом была проделана большая реорганизационная работа и открыты специальные подразделения. В частности создан Объединенный инновационный научно-образовательный центр МГУ, на базе которого полагается сконцентрировать необходимые материальные и интеллектуальные ресурсы университета для координации работ подразделений МГУ по осуществлению проекта. Также разработаны требования к образовательным программам инновационного типа, в которых основной акцент был сделан на взаимодействие вуза с работодателями, научно-образовательного потенциала вуза с отраслевой наукой, а также на развитие международного сотрудничества.

В ряду иных инновационных планов Московский университет уделил особое внимание единой системе дистанционного образования. По этому случаю в сентябре этого года в ректорате сформировано отдельное управление дополнительного и дистанционного образования.

Развивая тему интеграции бизнеса в науку, стоит упомянуть о корпоративных университетах, которых за последние годы в МГУ появилось пять. Корпоративный университет – подразделение МГУ, созданное совместно с бизнес-структурами и ориентированное на дополнительное высшее образование (магистратуру). В отличие от западных аналогов факультет находится внутри университета и является его частью, а диплом о его окончании приравнивается к диплому МГУ. В 2006 году были открыты корпоративные университеты: Высшая школа управления и инноваций (совместно с АФК-Системой), Высшая школа бизнеса ("Базовый элемент"), Высшая школа государственного администрирования (Ecole nationale d'administration и компания "Базовый элемент") и Высшая школа инновационного бизнеса (ОАО НК "РуссНефть").

В числе инновационных проектов, получивших реализацию в этом году, - создание филиала МГУ в Ташкенте. Уже существуют филиалы университета в Севастополе и Астане.

После столь содержательного отчета об инновационных проектах настала очередь свести цифры. Действительно, координатор проекта проректор А. М. Салецкий привел отчет затраченных на проект средств в 2006 году и показал, что университет смог уложиться в конкретные суммы и сроки реализации. Примечательно, что по доли внебюджетных средств МГУ превосходит все остальные вузы-победители конкурса. Софинансирование инновационной программы МГУ составило 245,2 млн. руб., тогда как финансирование из бюджетных средств – 485 млн. руб.

Отдельным пунктом реализации инновационного проекта можно назвать закупку оборудования. В 2006 году Московским университетом были приобретены рамановский спектрометр, вибрационный магнитометр, приборный комплекс для молекулярного и рентгено-флуоресцентного анализа, сканирующий лазерный микроскоп для люминесцентных и рамановских измерений, масс-спектрометр стабильных изотопов, комплекс хроматографов, гравиметры и т. д. – общей стоимостью в 112,7 млн. руб.

В ответ на вопрос членов экспертной комиссии, с какими проблемами столкнулся Московский университет в ходе реализации проекта, ректор МГУ назвал ту же, что и две недели назад на конференции вузов-победителей,– закупка оборудования. Проблема была связана с крайне ограниченными сроками его приобретения, мешающих разумной и размеренной реализации этого процесса.

После отчетных докладов со стороны Московского университета и обсуждения ряда вопросов, члены экспертной комиссии высказали свое мнение об итогах реализации проекта. Отзывы по большей части были положительные. Так у представителей бизнес-структур особый интерес вызвали работы по углеродным волокнам, а журналисты отметили успех Фестиваля науки.

По завершению встречи членов экспертной комиссии пригласили ознакомиться с работой Центра коллективного пользования по нанотехнологиям МГУ, а также посетить кафедру химических технологий и новых материалов Института новых углеродных материалов и технологий.

Василина Тагирова, наш корр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
общественной экспертной комиссии

Реализация Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова проекта "Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М. В. Ломоносова" (в рамках национального проекта "ОБРАЗОВАНИЕ"), была осуществлена в 2006 году полностью в соответствии с запланированным комплексом работ на высоком организационно-управленческом и научно-методическом уровне.

Обязательства МГУ имени М. В. Ломоносова по договору о предоставлении субсидии победителю конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, № 268 от 3 июля 2006 года выполнены в полном объеме.