5
Календарь конференций
  • 7 – 9 февраля

    V Зимняя научная школа-конференция по механике композитов имени Б.Е. Победри

  • 1 ноября – 31 мая

    Универсиада по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 25 – 29 августа

    Международный симпозиум по космическим лучам предельно высоких энергий UHECR-2020

  • 25 – 29 августа

    Симпозиум № 365 Международного астрономического союза «Динамика конвективных зон и атмосфер Солнца и звезд»

  • 29 сентября

    Международная научная конференция "Новые идеи и теоретические аспекты инженерной геологии"

Все конференции
29/06/2009

К 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина

В российском календаре юбилейных дат отечественной науки и культуры найдется немало таких, к которым причастен Московский университет. Шестого июня весь мир отметил 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Накануне этого юбилея прошел Первый Всемирный съезд потомков Пушкина, который собрал в столице около 100 продолжателей рода великого поэта. Посетил Москву и его ближайший прямой потомок — праправнук Александр Александрович Пушкин, который живет сейчас в Брюсселе.

Семейное древо Пушкина за прошедшие 150 с лишним лет сильно разветвилось и имеет в настоящее время 58 ветвей, представители которых живут в России, Германии, Франции, Англии, США, Бельгии, Швейцарии, Германии Украине, Грузии, Марокко и даже на Гавайских островах. Большая ветвь потомков проживает в Великобритании, часть из них породнилась с королевской династией. Много Пушкиных осталось и в России, в основном, это потомки сына поэта — Александра.

Причастным к юбилейным торжествам оказался и МГУ: в мае на филологическом факультете прошел круглый стол «Современные проблемы изучения жизни и творчества А.С. Пушкина», о котором мы расскажем в этом номере.

Московским университетом было сделано немало, чтобы имя Пушкина приобрело общенациональное и мировое значение. Ведь именно А.С. Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», а никто не будет отрицать, что во многом благодаря Ломоносову наша альма-матер получила право на жизнь.

Именно воспитанник словесного отделения Московского университета В.Г. Белинский в 1843 году первым предложил поставить памятник поэту. А 10 лет назад, в преддверии 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, на здании Московского университета на Моховой (д. 11, где сейчас располагается Институт стран Азии и Африки МГУ) был открыт барельеф поэту в память о посещении А.С. Пушкиным Московского университета. Барельеф выполнен заслуженным архитектором России А.К. Тихоновым и художником И.Н. Новиковым.

Тема «Московский университет и Пушкин» — многогранна и поучительна. Пушкин не был студентом университета. Однако он окончил Царскосельский лицей, созданный усилиями нашего университета. «Бытописателями старого Лицея, — отмечает его выпускник академик Я.К. Грот, — достаточно выяснены обстоятельства и условия, как возбудившие в его воспитанниках-первенцах страсть к поэзии и к литературным занятиям, так и благоприятствовавшие развитию этой страсти и расцвету литературных дарований. Не разбирая подробно этих причин, я отмечу только, что в числе первых справедливо приписывается большое значение пересадке в Лицей вкусов, направления и духа того учебного заведения, с которым судьба связала само создание Царскосельского Лицея, так как оно дало Лицею известный контингент в составе воспитанников и педагогов, а именно Московского Благородного Университетского пансиона», который был открыт при Московском университете в 1779 году.

Первый директор лицея В.Ф. Малиновский и профессор русской и латинской словесности Н.Ф. Кошанский, преподававший Пушкину, были выпускниками Московского университета.

Александр Сергеевич с 1829 года был действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете и не скрывал своего особого отношения к нему: «В Московском университете я оглашенный. Мое появление произведет шум и соблазн, а это приятно щекотит мое самолюбие», — писал он о своем предстоящем визите в университет 27 сентября 1832 года. Будущий писатель, а тогда студент Московского университета, И.А. Гончаров вспоминал о том визите: поэт вошел, сопровождаемый графом С.С. Уваровым (тогда товарищем министра народного просвещения), и «точно солнце озарило всю аудиторию… Читал лекцию Давыдов, профессор истории русской литературы. "Вот вам теория искусства, сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, — а вот и самое искусство", — прибавил он, указывая на Пушкина». Пушкин получил огромное удовольствие от визита, о чем потом писал жене, то же чувство восхищения разделяли и присутствовавшие тогда в университете.

В 1880 году было положено начало традиции праздновать пушкинские юбилеи в Московском университете. Тогда торжественное заседание было приурочено к открытию памятника поэту в Москве. А уже в 1899 году Московский университет отметил столетие со дня рождения А.С. Пушкина совместным заседанием Совета Императорского Московского университета и Общества любителей российской словесности, публичными чтения и Пушкинской выставки в залах Исторического музея. Тогда же Совет университета решил открыть в строящемся здании университетской библиотеки на Моховой улице Пушкинский зал, что и было сделано 1 октября 1901 года.

А 1999 год, год 200-летия поэта, был объявлен в университете Пушкинским. Ученый совет 29 мая 1999 года принял решение возвратить имя «Пушкинский» Круглому залу Научной библиотеки. В течение года в университете прошел ряд конференций, посвященных творчеству и жизни поэта, которые широко освещались в газете «Московский университет» в рубрике «Пушкинская гостиная». Также в рамках этой рубрики был опубликован ряд статей о поэте, его творчестве, его времени.

В Актовом зале Главного здания 8 июня 1999 года прошло торжественное заседание Совета Ученых советов МГУ, посвященное 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 275-летию Российской академии наук. Как сказал ректор МГУ академик В.А. Садовничий в своем докладе на этом собрании, не случайно «объединение этих юбилеев в один целостный и неделимый. Я бы сказал, что в этом единении — одно из самых глубоких проявлений сущности нашей многогранной и самобытной культуры».

Материал подготовлен по материалам сборника «Торжественное заседание Совета ученых советов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Президиума Российской академии наук, посвященное 275-летию Академии и 200-летнему юбилею А.С. Пушкина» и газеты «Московский университет».

Виктория Назарова

Юбилейный круглый стол на филологическом факультете

На филологическом факультете 12 мая состоялся подготовленный кафедрой истории русской литературы круглый стол «Современные проблемы изучения жизни и творчества А.С. Пушкина», посвященный приближающейся 210-й годовщине рождения поэта. Доклады, прозвучавшие на круглом столе, отражали разные подходы к изучению историко-литературного и биографического материала, которые дополняли друг друга. Вел заседание профессор Д.П. Ивинский.

Доцент Г.В. Москвин (МГУ), чей доклад открыл заседание, предложил опыт описания сюжетной структуры романа Пушкина «Капитанская дочка» на основе оппозиций настоящее — пошлое и герой — вещь. Докладчик обратил внимание на то, что четыре встречи пушкинского героя с Емельяном Пугачевым представляют собой жесткую последовательность, имеющую идеологическое значение: в каждой из этих встреч парадоксальным образом сочетаются намеренное и случайное, причем случай оказывался формой вмешательства судьбы в человеческую жизнь. А она обнаруживала поразительную зависимость от, казалось бы, несущественных случайностей: именно старый заячий тулупчик, подаренный Пугачеву Гриневым, «спас» жизнь и ему, и его будущей жене.

Профессор М.П. Одесский (РГГУ) в докладе, посвященном теме «Пушкин и славянская идеология. из комментариев к стихотворению “Клеветникам России”», охарактеризовав некоторые представляющие несомненный интерес для темы «Пушкин и славянство» материалы издававшегося Н.И. Надеждиным журнала «Телескоп», указал, в частности, на рецензию поэмы «Дочь Славы» чешского поэта Яна Коллара. Один из сонетов этой поэмы может надежно считаться ближайшим литературным подтекстом пушкинского стихотворения, где возникает образ «славянских ручьев», которые могут когда-нибудь «слиться в русском море». «Водная» образность в стихотворении Пушкина «Клеветникам России» не просто мотивная перекличка с поэзией Коллара, но идеологическая конструкция. Эта образность подразумевала противопоставление «враждебных» западных славян — «ляхов», сражающихся с Россией, — «дружественным» западным славянам, «богемскому» поэту Коллару.

К совершенно неизученному материалу обратился профессор Л.Ф. Кацис (РГГУ): он проанализировал некоторые посвященные Пушкину тексты, вышедшие из того круга русских психиатров, неврологов, психологов и антропологов рубежа XIX–ХХ вв., с которым связаны некоторые расистские теории (Ив. Сикорский), либеральные теории (П. Анучин), общепсихиатрические предфрейдистские теории (В. Ермаков). Выяснилось, что проект символистов, стремившихся «реабилитировать» Пушкина и выдвинуть его на литературную авансцену, имел убежденных и последовательных противников в этой специфической среде, пытавшейся воздействовать на общественное мнение. А синтетическую постсимволистскую (и постформалистскую) точку зрения развил С. Эйзенштейн в предсмертном тексте «Пушкин и Гоголь».

Особое место в общем ряду занял доклад профессора О.И. Киянской (РГГУ), которая, подчеркнув значение темы «Пушкин и Рылеев» для политической и литературной биографии Пушкина 1820-х гг., остановилась на тех аспектах деятельности Рылеева-поэта, которые до сих пор не обсуждались. В частности, было показано, что его знаменитая антиаракчеевская ода «К временщику» была написана по заказу князя А.Н. Голицына, враждовавшего с почти всесильным Аракчеевым.

Профессор А.М. Ранчин (МГУ) посвятил свое выступление сравнительному анализу пушкинского (1999 г.) и гоголевского (2009 г.) юбилеев, а вместе с тем остановился на вопросе о том, почему именно Пушкин, а не Гоголь, оказался востребован на роль главного героя русской культуры. Понимая, что ответ на этот вопрос исключительно сложен, докладчик остановился, главным образом, на тех социальных масках двух писателей, которые в разное время выдвигались на первый план.

Доцент А.Б. Криницын (МГУ) обратился к теме «Достоевский и "Маленькие трагедии"»: несмотря на то что интерес автора «Братьев Карамазовых» к пушкинским драматическим сценам не раз отмечался специалистами, никто из них до сих пор не попытался описать всю систему явных и скрытых цитат и реминисценций из «Маленьких трагедий» в произведениях Достоевского. Решая эту задачу, А.Б. Криницын показал, что эти «заимствования» менее всего могут рассматриваться как литературная игра: на самом деле перед нами продуманный и глубоко серьезный опыт актуализации пушкинских смыслов в, казалось бы, столь неподходящем для них культурном контексте.

Два последних доклада были посвящены проблемам, которые давно обсуждаются в пушкиноведении, но все еще далеки от разрешения.

Об авторстве эпиграмм на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина говорила доцент Л.И. Сигида (МГПУ), изучившая длительную и сложную историю атрибуции их Пушкину. В частности, она поставила под сомнение выдвинутую относительно недавно версию, согласно которой эпиграмма «Послушайте, я сказку вам начну...» была написана Пушкиным под впечатлением визита историографа в Лицей 25 марта 1816 г.

Профессор Д.П. Ивинский (МГУ) предложил вниманию собравшихся результаты предпринятого им опыта реконструкции того пушкинского стихотворного цикла, который был составлен поэтом на пути в Москву в первых числах сентября 1826 г. и в который, кроме первой редакции оды «Пророк», входили еще три стихотворения. По мнению докладчика, это были фрагменты элегии «Андрей Шенье», «Свободы сеятель пустынный...» и первая редакция стихотворения «Во глубине сибирских руд...».

Каждый доклад вызывал живой интерес аудитории, которую составили студенты и аспиранты филологического факультета, иностранные учащиеся, гости.

Д.П. Ивинский,
профессор филологического факультета