Универсиада «Ломоносов» по географии и туризму
Универсиада "Ломоносов" по актуальным проблемам мировой экономики 2021
Универсиада «Ломоносов» по журналистике «Медиапроект»
Универсиада по истории и истории искусства
Универсиада «Ломоносов» по правоведению 2021
Универсиада «Ломоносов» по маркетингу 2020/2021 учебного года
Конференция СНО исторического факультета МГУ «Антропология в истории: возможности и ограничения»
Универсиада «Ломоносов» по филологии 2021
Универсиада «Ломоносов» по географии и туризму
Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ
Универсиада по истории и истории искусства
Универсиада "Ломоносов" по психологии 2020-2021 учебного года
Универсиада «Ломоносов» по маркетингу 2020/2021 учебного года
Универсиада «Ломоносов» по филологии 2021
Универсиада "Ломоносов" по актуальным проблемам мировой экономики 2021
Универсиада «Ломоносов» по журналистике «Медиапроект»
27 мая 2020 года президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А. Садовничий и председатель Республиканского совета высшего образования, ректор Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства У.П. Умурзаков провели Межрегиональную онлайн-конференцию ректоров вузов России и Узбекистана.
В мероприятии приняли участие более 200 ректоров, проректоров и профессоров из университетов России и Узбекистана. С приветственными словами к участникам обратились начальник Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами В.А. Чернов, советник Президента Республики Узбекистан А.А. Абдувахитов, министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков, министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан И.У. Маджидов. Выступавшие отмечали устойчивый взаимный интерес к сотрудничеству, способствующий развитию сети филиалов российских вузов в Узбекистане, реализации совместных образовательных программ, предусматривающих получение двух дипломов, академических обменов, студенческих практик, осуществлению совместных научных исследований. Набирающее обороты сотрудничество прочно подкреплено правовой базой двух стран, которая обеспечивает снятие барьеров в получении образования молодыми людьми наших государств. Впечатляющие успехи совместной работы неизменно помогут в подготовке Второго Российско-Узбекского образовательного форума, который должен пройти в Москве в 2020 г. в рамках встречи лидеров России и Узбекистана.
В своем пленарном докладе академик В.А. Садовничий рассказал об основных формах и достижениях научно-образовательного сотрудничества университетов России и Узбекистана. Новый импульс межвузовскому сотрудничеству двух стран придало проведение в октябре 2018 года на «полях» государственного визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Узбекистан Первого Российско-Узбекского образовательного форума «Новые кадры — для новой экономики», в ходе которого было подписано более 130 двусторонних соглашений о сотрудничестве и реализации совместных проектов. Переход на важный этап развития двустороннего межгосударственного сотрудничества, по мнению ректора МГУ, ознаменовало подписание в рамках заседания Совместной комиссии в присутствии глав Правительств двух государств в мае 2019 года Соглашения о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней России и Узбекистана. Документ позволяет выпускникам вузов наших стран продолжить обучение и осуществлять профессиональную деятельности в любой из них.
Со времени Первого Российско-Узбекского образовательного форума университеты совместно разработали 63 дорожные карты кооперации. Научно-образовательное взаимодействие России и Узбекистана сейчас — это более 115 вузов-партнеров, более 240 соглашений о сотрудничестве между вузами. География вузовского взаимодействия затрагивает практически каждых регион обеих стран. Одной из важнейших форм партнерства образовательных систем В.А.Садовничий назвал функционирование филиалов российских вузов в Узбекистане, которые играют значительную роль в комплексном развитии системы высшего образования страны. Сегодня филиалов 10, причем 7 из них были открыты за последние 2 года. В ближайшее время планируется открыть еще 6. А первым филиалом российского вуза в Узбекистане стал филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, открытый в Ташкенте в 2006 году. На его работе В.А.Садовничий остановился более подробно. В настоящее время в нем обучается 442 человека, а за 14 лет существования филиал выпустил уже более 600 специалистов. В нем открываются новые совместные с узбекскими вузами магистерские программы, филиал развивается.
Одной из новых форм взаимодействия между университетами России и Узбекистана являются совместные научно-образовательные центры и факультеты. В 2018 году Московский университет открыл на базе Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Научно-образовательный Центр «Ломоносова-Улугбека», в рамках которого реализуются совместные проекты в области образования и науки. В частности, в рамках работы этого центра МГУ уже в этом году планирует открыть совместный подготовительный факультет для поступления абитуриентов из Узбекистана в МГУ и другие вузы России, а также реализовать проект, направленный на разработку Комплексной системы экологического мониторинга Приаральского региона.
В 2020 году российские университеты планируют открытие нескольких факультетов на базе вузов-партнеров в Узбекистане. Президент РСР отметил существенный прирост академического обмена и совместных образовательных проектов России и Узбекистана, в том числе в области дополнительного послевузовского образования.
Важной частью взаимодействия двух стран В.А. Садовничий назвал реализацию совместных научных проектов. За последние 10 лет было опубликовано более 2000 совместных работ, причем от года к году наблюдается планомерный рост публикационной активности. Большая часть публикаций посвящена вопросам ядерной физики, астрономии, математике, наукам о материалах, экологии, химии, истории, существенная доля которых публикуется на русском языке.
Особый акцент в своем выступлении президент Российского Союза ректоров сделал на студенческой кооперации, назвав ее залогом успешного развития науки, дружбы и сотрудничества в будущем. Реализацией проектов, направленных на поддержку талантливой молодежи Республики Узбекистан, занимается Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ. Им организованы многие мероприятия, и в том числе Узбекско-Российские фестивали молодежи. Отдельным вектором развития молодёжного сотрудничество стал Международный Узбекско-Российский форум молодых учёных «Конкурентоспособность в современном мире: от личной — к глобальной», который прошёл в декабре 2019 года на базе филиала МГУ в г. Ташкенте.
Ряд российских вузов реализуют проекты, направленные на сближение наших культур. Создаются платформы для «диалога культур», проводятся культурно-просветительские проекты, курсы лекций, семинаров и мастер-классов по истории и культуре России и Узбекистана. Большое внимание уделяется вопросам сохранения общего исторического и культурного наследия.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне В.А. Садовничий не мог не вспомнить о помощи Узбекистана российским учебным и научных учреждениям, многие из которых находились в эвакуации на узбекских землях.
Примером вклада, внесенного Московским университетом в становление высшего образования Узбекистана, является помощь в создании в 1918 году Среднеазиатского университета. Сотрудники Московского университета были включены в состав Организационного комитета Туркестанского государственного университета, как он тогда назывался. Ректор МГУ вспомнил имена ученых, чьи имена тесно связывают научные школы России и Узбекистана, отметив, что многие узбекские ученые начинали свой путь в Московском университете в качестве студентов и аспирантов.
В заключении своего доклада ректор МГУ отметил работу Евразийской ассоциации университетов, которая играет одну из ключевых ролей в международном сотрудничестве и за плечами которой 30 лет созидательного труда, 14 съездов, десятки реализованных проектов и совместных инициатив.
У.П. Умурзаков значительную часть своего доклада посвятил концепции и дорожной карте развития высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, в реализации которых, по его мнению, не обойтись без российских коллег. Открытие новых университетов и филиалов российских вузов, применение опыта использования дистанционных технологий в образовательном процессе, совершенствование материально-технической базы университетов и филиалов, развитие совместных факультетов, кафедр и школ, расширение программ двойных дипломов — все это и многое другое входит в задачи руководства Узбекистана и республиканских университетов в целях совершенствования системы высшего образования в стране. У.П. Умурзаков также поделился опытом организации процесса обучения в условиях пандемии, что было с интересом принято российскими участниками конференции.
О примере развития филиала своего вуза, о взаимодействии со школами Узбекистана и создании в них классов российских университетов рассказал ректор Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел России академик А.В. Торкунов. Особое внимание он уделил изучению русского языка в республике. Первый заместитель министра энергетики Республики Узбекистан, председатель АО «Узкимёсаноат» Ж.Т. Мирзамахмудов, который с недавнего времени является исполнительным директором филиала РХТУ имени Д.И. Менделеева в Ташкенте, акцентировал внимание на том, что создание и развитие филиалов российских вузов поддерживается на государственном уровне, что обеспечивает их не только материальной базой, но и дает уверенность выпускникам в будущем трудоустройстве. Он также рассказал российским коллегам о мерах, которая готова предпринять узбекская сторона для проведения приемной кампании в вузы и филиалы в условиях пандемии.
Завершая пленарное заседание, В.А. Садовничий отметил близость народов России и Узбекистана, которые знакомы хорошо друг с другом, готовы совместно работать на благо развития высшего образования двух стран, а также выразил надежду, что начатый в онлайн-режиме диалог несомненно будет продолжен в очном формате.
Конференция продолжилась работой секций: