15
Календарь конференций
  • 1 июля

    Ежегодный вестник «Инновации в профильном естественнонаучном образовании: диалог между школой и ВУЗом»

  • 1 июня – 31 июля

    Виртуальный ботаник: отправь растения в онлайн!

  • 7 – 8 сентября

    VI Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 7 – 8 сентября

    Всероссийская научная конференция «Проблемы агрохимии и экологии – от плодородия к качеству почвы», посвященная 90-летию выдающегося деятеля науки, классика отечественной школы агрохимии, академика РАН Василия Григорьевича Минеева

  • 11 – 12 октября

    Научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов II Молодежные Губеровские чтения «Юго-Восточная Азия: история и современность»

  • 17 – 18 ноября

    Всероссийская научная конференция с международным участием «Природная и антропогенная неоднородность почв и статистические методы ее изучения»

  • 10 декабря

    Международная конференция по общему языкознанию «Наследие трудов Ю.В. Рождественского в XXI веке» — к 95-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского (1926-1999)

Все конференции
13/05/2021

Парламентские слушания в Совете Федерации

Ректор МГУ академик В.А. Садовничий 13 мая 2021 года выступил на парламентских слушаниях, которые были посвящены теме «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста». Под председательством спикера В.И. Матвиенко состоялось обсуждение проблем, связанных с кадровым обеспечением развития отечественной науки. В слушаниях также приняли участие министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков, президент Российской академии наук академик А.М. Сергеев.

Открывая свое выступление, Виктор Антонович обратил внимание коллег, что российские университеты в настоящее время являются местом работы 45% всех российских ученых, в них обучается более 4 млн студентов и 80 тыс. аспирантов. По мнению В.А. Садовничего, такая концентрация интеллектуальных сил представляет собой мощный ресурс развития страны. Однако, для того, чтобы эффективно задействовать этот ресурс со стороны государства и общества, требуется внимание к целому ряду ключевых вопросов.

Так, говоря о механизме пополнения отряда ученых и обеспечения преемственности научных школ, ректор отметил, что исторически в России, еще с момента основания Академии наук и Московского университета, кузницей научных кадров всегда была аспирантура. Однако, в настоящее время этот кадровый лифт утратил былую эффективность. Президент РСР отметил, что к сожалению, сегодня прожить на одну стипендию молодому человеку, связавшему свою жизнь с наукой, без другого источника дохода нереально. Ректорский корпус уже предложил первоочередные меры решения проблемы. Это повышение стипендии и расширение грантовой поддержки, но эти меры должны быть консолидированными, в том числе, на законодательном уровне.

Не менее важно и формирование индивидуальной образовательной траектории. По словам В.А. Садовничего это связано с новыми вызовами для науки, сегодня особенно остро чувствуется необходимость подготовки кадров по новым траекториям и профилям. Ответом на этот запрос со стороны МГУ стали 300 межфакультетских курсов, придающими междисциплинарный характер получаемому в университете образованию. Виктор Антонович отметил, что эти курсы расширяют кругозор будущих специалистов. Для того, чтобы закрепить эту практику и выполнить поставленную Президентом России задачу по обеспечению возможности выбора для студента направления подготовки, начиная с 3 курса, по словам ректора, необходимы и законодательные изменения, в том числе, в контрольных цифрах приема. Кроме того, требуется создавать новые образовательные стандарты, механизмы переподготовки профессорско-преподавательского состава.

Ещё один важный вопрос к федеральному законодателю – это закрепление упрощения процедуры перехода студента на другие направления подготовки при условии сохранения бюджетного места, на которое он поступил. На данный момент такой перевод явился бы нарушением закона, необходимо урегулировать этот вопрос. Эта мера позволит придать гибкость индивидуальной образовательной траектории, одновременно обеспечив незыблемость фундаментального качества получаемой учащимся подготовки.

Ректор МГУ подчеркнул, что главное конкурентное преимущество российского образования – это именно фундаментальность, в нем кроется базовое условие для сохранения страной статуса ведущей научной державы. В Московском университете создано семь междисциплинарных научно-образовательных школ, функционирование университета перестроено с учетом необходимости подготовки по самым передовым научным направлениям. В этих интеллектуальных кластерах сегодня работают более 1,5 тыс. профессоров, преподавателей и молодых ученых. С сентября этого года в этих школах добавится 37 новых магистерских программ, соответственно, появятся новые специалисты.

Использование таких инновационных подходов позволяет успешно решать еще одну приоритетную задачу высшей школы – подготовку кадров для цифровой экономики. Однако и для обеспечения данного приоритета, как отметил В.А. Садовничий, целесообразно опираться на результаты фундаментальных исследований. Выступая с парламентской трибун как ученый-математик, Виктор Антонович предостерег от слишком поверхностного понимания цифровых технологий, обратив внимание, что «цифровизация, создание различных элементов роботизации и искусственный интеллект – это, конечно же, фундаментальная наука».

Еще одним пунктом озвученной ректором МГУ повестки дня стало развитие научно-образовательного потенциала российских регионов. Перефразируя известную мысль М.В. Ломоносова о значении отдельных территорий страны, В.А. Садовничий подчеркнул, что Россия будет великой, если она будет сильна всем, в том числе своими регионами. Виктор Антонович напомнил участникам парламентских слушаний, что на съезде РСР в 2019 году прозвучала идея о создании проекта «Вернадский». По словам ректора, сегодня этот проект успешно развивается, уже создано 23 консорциума в субъектах Федерации, вокруг которых сконцентрированы тысячи проектов повышения эффективности интеллектуальной инфраструктуры территорий. В ближайшее время к проекту присоединятся еще 10 регионов.