2
Календарь конференций
  • 6 – 10 декабря

    Конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия в XXI веке: новые стратегии философского поиска», организуемая Советом молодых ученых философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 7 – 10 декабря

    18-я Международная конференция «Государственное управление: современные вызовы»

  • 10 декабря

    Международная студенческая конференция «История России и Германии: актуальные темы и обмен опытом между молодыми учёными» | Studentische Kolloquium «Deutsche und russische Geschichte: Aktuelle Themen und Erfahrungsaustausch zwischen jungen Historiker(inne

  • 10 декабря

    IV Научная конференция «Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа». Искусственный интеллект и новые возможности экранных искусств и медиаиндустрии

  • 13 декабря – 13 февраля

    XXIX Московская открытая олимпиада школьников по геологии 2021-2022 года

  • 15 декабря

    Четвертая международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «СМИ и журналистика: слово молодым»

  • 4 – 5 февраля

    Всероссийская научная конференция «Философия перед лицом новых цивилизационных вызовов», приуроченная к 80-летнему юбилею воссоздания философского факультета в структуре Московского университета.

  • 15 октября – 9 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 13 декабря – 13 февраля

    XXIX Московская открытая олимпиада школьников по геологии 2021-2022 года

  • 2 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

Все конференции
16/09/2021

Подведены итоги летних школ для учителей

Летом 2021 года в МГУ имени М.В.Ломоносова вновь состоялись ежегодные летние школы для учителей.

Летние школы – это образовательные мероприятия для учителей и преподавателей общего и среднего образования, направленные на повышение их квалификации и педагогического мастерства. Их основная задача – знакомство школьных наставников с передовыми научными достижениями, педагогическими методиками, и современными образовательными технологиями, а также с возможностями их применения в школьном образовании.

Всего в июне – августе 2021 года прошло 18 летних школ для учителей математики, информатики, физики, химии, биологии, географии, экологии, русского языка и литературы, истории, обществознания и права, иностранных языков, учителей – руководителей школьных СМИ, воспитателей детских садов и учителей начальных классов, в работе которых приняли участие около 6 000 человек из более 80 регионов России и зарубежных стран (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Латвия, Турция, Франция, Китай и др.), в том числе учителя учреждений среднего, среднего профессионального и дополнительного образования, учителя начальных школ, воспитатели детских садов, методисты, административно-управленческий персонал и другие работники сферы образования.

В проведении летних школ приняли участие 19 факультетов и институтов Московского университета. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране уже второй год почти все летние школы проводятся в онлайн-формате. Но, несмотря на связанные с этим трудности, количество участников школ постоянно увеличивается.

На летних школах рассматривались вопросы преподавания школьных дисциплин и внеучебной работы со школьниками, углубленного изучения некоторых тем школьных программ, подготовки школьников к ЕГЭ и интеллектуальным соревнованиям, организации проектно-исследовательской деятельности в школе и др. Одной из актуальных тем стали особенности организации учебного процесса в условиях онлайн-обучения и возможности использования онлайн-технологий в преподавании в школе. Программы школ включали лекции, круглые столы, мастер-классы, проводимые профессорами, доцентами и преподавателями МГУ, а также приглашенными докладчиками.

В 2021 году было положено начало проведению нескольких новых летних школ для учителей, которые состоялись впервые.

Так, для учителей биологии профильных медицинских и биологических классов впервые была проведена летняя школа «Организация и выполнение проектных задач на базе общеобразовательной школы». Сотрудники факультета фундаментальной медицины МГУ обсудили с учителями идеи и пути реализации медико-биологических проектов, вопросы обработки и презентации результатов медицинских и биологических проектов, а также история школьного образования и проектная деятельность ученика.

В Институте стран Азии и Африки состоялась Методическая школа для учителей восточных языков. На ней рассматривались методические основы и стандарты преподавания восточных языков, вопросы организации урока по восточному языку, обсуждались рабочие программы и оценочные средства по восточному языку, особенности деятельности учителя по восточному языку (в частности, вопросы мотивации).

Для учителей обществознания летние школы провели факультет государственного управления (ФГУ) и факультет глобальных процессов (ФГП). В ходе занятий летней школы ФГУ «Проблемные вопросы преподавания обществознания» профессора и преподаватели факультета – авторы линейки учебников по обществознанию для 6-11 классов под редакцией В.А. Никонова изложили современное видение проблемных областей обществознания, и высказали методические рекомендации по преподаванию обществознания как последовательного курса с 6 по 11 классы.

На летней школе для учителей обществознания «Образование в интересах устойчивого развития», проведенной ФГП, рассматривались вопросы роли и места образования в глобальной повестке устойчивого развития и ее реализация в рамках ЮНЕСКО, реализации международного гуманитарного сотрудничества для достижения возможности качественного образования для всех на протяжении всей жизни человека, управления международными образовательными программами и проектами. С лекциями перед слушателями выступил заведующий кафедрой ЮНЕСКО факультета глобальных процессов Ю.Н. Саямов, который также является членом Римского клуба.

В целях развития дополнительного образования и тиражирования лучших педагогических практик в учительское сообщество на факультете педагогического образования (ФПО) деканом профессором РАО В.С. Басюком было принято решение о проведении Летней школы для учителей. В августе 2021 года на ФПО состоялась летняя школа для учителей биологии, химии, физики «Учебный эксперимент в школьной подготовке естественно-научного профиля». Школа проходила в течение трех дней, каждый из которых был посвящен одному из естественнонаучных предметов. Были рассмотрены основные направления развития генетического образования в России, проведение лабораторных работ и решение задач по генетике в школьном курсе биологии; разобраны методики составления уравнений реакций ионного обмена в школьном курсе химии; представлена система современных опытов по электродинамике, предназначенная для школьных уроков физики.

Также этим летом состоялись и многие уже ставшие традиционными летние школы для учителей, некоторые из которых проводятся уже более 10 лет.

На летней школе для учителей русского языка и литературы преподаватели филологического факультета познакомили участников с олимпиадными заданиями по русскому языку и методиками использования учебных пособий при подготовке к ЕГЭ, проанализировали причины отдельных ошибок у школьников и особенности формирования заданий для урока русского языка в разноуровневом классе, рассмотрели различные аспекты и темы классической русской литературы от В. Жуковского до А. Ахматовой, а также вопросы экранизации литературы. Междисциплинарные вопросы затронула лекция профессора М.Ю. Сидоровой «Междисциплинарное сотрудничество учителя русского языка с учителями естественнонаучных предметов», посвященная тому, как учитель русского языка может взаимодействовать с учителями естественных наук и способствовать формированию научной картины мира у школьников, развивая лингвистическую компетенцию школьников на своих занятиях.

На летней школе для учителей математики «Школьная математика: подготовка к экзаменам и олимпиадам» преподаватели механико-математического факультета проанализировали содержание единого государственного экзамена по математике и задания, входившие в дополнительные вступительные испытания в МГУ в 2021 году, рассмотрели методики решения олимпиадных задач. В рамках школы лекцию о цифровых технологиях в школьной математике прочитал заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета академик РАН, академик РАО А.Л. Семёнов.

В рамках традиционной летней школы для учителей математики, проходившей на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) уже в 11-й раз, обсуждались варианты заданий последних лет дополнительного вступительного испытания по математике в МГУ, задачи с экономическим содержанием в ЕГЭ по математике, рассматривались особенности и обзор требований к предметной квалификации учителей математики, работающих в классах проекта «Математическая вертикаль». Лекцию на постоянно актуальную тему про вопросы применения устного счёта на уроках математики прочитал А.В. Гладких, руководитель кафедры математики и информатики Гимназии имени Е.М. Примакова, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ.

На традиционной летней школе для учителей информатики, проходившей также на факультете ВМК, обсуждались проблемы импортозамещения в области программного обеспечения в сфере образования, правила поведения в интернете, уязвимости пользователя в сети и возможные методы защиты, рассматривались задачи и методы искусственного интеллекта и возможности их рассмотрения в рамках школьной программы.

Летняя школа учителей физики «Предметная компетентность учителя физики в современной школе» включала в себя выступления преподавателей физического факультета про отдельные вопросы школьного курса физики, подготовку школьников к ЕГЭ и олимпиадам по физике, законы физики микромира и современные информационные технологии; мастер-классы по решению физических задач, круглые столы по вопросам исследовательской работы со школьниками, электронного учебного контента, школьного учебного эксперимента. В ходе занятий школы слушатели могли поделиться своим опытом, рассказать о необычном использовании бытовых предметов в качестве лабораторного оборудования, самодельных приборах, выполненных в том числе и учениками, идеи новых демонстрационных опытов и лабораторных работ, которые также могут раскрывать связи с другими учебными дисциплинами или техникой.

В рамках летней школы для учителей химии «Вызовы современности и химическое образование», проведенной химическом факультетом и факультетом наук о материалах, в целом посвященной здоровью человека, был проведен круглый стол по совершенно новой теме «Сотрудничество бизнес-компаний со школами: причины, текущее состояние, проблемы, перспективы», в котором приняли участие и обменялись мнением представители ряда химических и фармацевтических компаний. С одной стороны, есть учителя, уже участвующие в подобных проектах компаний. Другая же часть учителей впервые узнала о существовании такого сотрудничества. Вопрос кадрового обеспечения химиками развивающихся отраслей стоит очень остро, поэтому вопросы профориентационной деятельности и школьного профильного образования очень актуальны для крупных компаний. А приглашенным лектором, заместителем директора МНОЦ МГУ С.Т. Мацкеплишвили была прочитана лекция о коронавирусе и вакцинах, которая, по их словам, убедила некоторых слушателей в необходимости вакцинации от коронавируса.

Летняя школа для учителей географии «Актуальные вопросы школьной географии: российские города глазами географов», проведенная географическим факультетом, была посвящена вопросам социально-экономического развития городов и регионов России, в том числе влиянию «ковидного кризиса». Отдельные лекции были посвящена арктическим городам как объектам экономической географии, природной и экологической составляющей в развитии городов, проблемам зеленой инфраструктуры городов, вопросам взаимодействия рельефа и человека в городской среде.

В рамках летней школы для учителей истории «Мировые войны XX века: новейшие историографические разработки в помощь учителю истории» были рассмотрены различные аспекты участия России в мировых войнах XX века, в том числе взаимодействие между главными участниками Антанты в Первой мировой войне, основные тенденции внутриполитического развития России с начала Первой мировой войны до Февральской революции, дискуссионные вопросы происхождения Второй мировой войны и взаимодействия СССР с союзниками в формате «Большой тройки», малоизвестные страницы жизни Московского Кремля в годы Великой Отечественной войны.

На летней школе для учителей обществоведческих дисциплин «Обществознание как учебный предмет: актуальные теоретические и методические вопросы» преподаватели философского факультета поделились результатами своих исследований, актуальными для преподавания обществознания в школе (акцент был сделан на ценностной проблематике – нравственно-этическом потенциале философии, этико-правовых аспектах ИИ и проч.), а также тактикой подготовки к олимпиадам по обществознанию, подходами к формированию soft skills и hard skills в учебном процессе по обществоведческому профилю, обсудили формирование урока по ФГОС на основе нового УМК по обществознанию для 6-9 классов.

Летняя школа факультета иностранных языков и регионоведения «Онлайн обучение иностранным языкам: эффективные технические и методические решения» была посвящена возможностям, особенностям и проблемам использования онлайн-технологий, платформ и ресурсов в преподавании иностранных языков в условиях дистанционного обучения.

На летней школе юридического факультета для учителей истории, обществознания и права «Теория и методика преподавания права в школе» темами обсуждения стали метапредметные связи в курсе обществознания, интерактивные методы преподавания права и обществознания, методическое обеспечение преподавания дисциплин гуманитарного блока. Впервые в этом году в рамках летней школы был проведен круглый стол на тему «Преподавание права в школе: проблемы методического обеспечения учебного процесса», который стал площадкой для подведения итогов летней школы и обсуждения проблем преподавания обществознания и права в школе.

На летней школе для учителей-руководителей школьных СМИ «Работа со школьниками в цифровой образовательной среде: современные технологии и возможности онлайн-обучения» преподаватели факультета журналистики провели занятия, посвящённые взаимодействию со школьниками в цифровой среде и возможностям использования онлайн-сервисов в преподавании и создании журналистского контента, рассказали об образовательных возможностях социальных сетей, об организации работы школьной телередакции с применением онлайн-технологий и др.

На летней школе «Научное просвещение детей до 10-12 лет – общее дело ученых, педагогов и родителей», проведенной факультетом биоинженерии и биоинформатики и Научно-исследовательским институтом физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, участники обсудили возможности организации и проведения общими усилиями ученых, педагогов и родителей мероприятий по научному просвещению детей до 10-12 лет; проблемы использования форм и методов разновозрастных взаимодействий и участия семей в научном просвещении детей; проблемы речевого общения с дошкольниками и младшими школьниками о природных объектах и явлениях и открытии законов природы, а также подбор литературы для чтения.

Проведение летних школ для учителей в Московском университете продолжится в 2022 году.