17
Календарь конференций
  • 17 сентября – 10 декабря

    Серия образовательных мероприятий компании Elsevier по подготовке научных публикаций на английском языке в высокорейтинговых журналах для сотрудников МГУ

  • 14 – 15 октября

    Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике

  • 23 октября

    Третья ежегодная научная конференция консорциума журналов экономического факультета МГУ

  • 23 – 25 октября

    Международная научно-практическая конференция «Предвузовская подготовка иностранных граждан в РФ: история и современность»

  • 25 октября

    Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Тункинские чтения»

  • 5 – 6 ноября

    Международная конференция «Язык. Мысль. Текст»

  • 21 – 24 ноября

    XIV Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование»

  • 21 – 24 ноября

    IV Международная научная конференция «Конвергентные когнитивно-информационные технологии»

  • 21 – 22 ноября

    Международная научная конференция Хачатуровские чтения - 2019 «Устойчивое развитие и новые модели экономики"

  • 17 сентября – 10 декабря

    Серия образовательных мероприятий компании Elsevier по подготовке научных публикаций на английском языке в высокорейтинговых журналах для сотрудников МГУ

Все конференции
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Гранты Президента РФ
Проект «Вернадский»
Программы дополни-
тельного образования
Мероприятия для школьников и учителей
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
14/05/2010

Россия и Китай встретились в сфере образования

В Фундаментальной библиотеке МГУ 12 мая 2010 года за круглым столом встретились ректоры ведущих вузов России и Китая. На повестке дня стоял вопрос о совместной подготовке кадров в области естественных и технических наук.

Китайскую делегацию возглавлял заместитель министра образования КНР Чэнь Си. В ее состав входили руководители и представители восьми технических вузов: Университета Цинхуа, Китайского аграрного университета, Тяньцзинского университета, Далянского политехнического университета.

Открыл заседание ректор МГУ В.А. Садовничий. Он рассказал гостям о проводимых в последние годы реформах высшего образования России, в том числе о выделении группы вузов-лидеров, которые получают от государства существенное финансирование, а также значительные академические свободы.

Однако получая дополнительные средства, вузы берут на себя и серьезные обязательства, которые прописаны в их программах развития. Так, МГУ представил на рассмотрение правительства свою десятилетнюю программу. В ней определено несколько приоритетных направлений, в том числе исследования человека, космоса, рациональное природопользование, био- и наносистемы. В.А. Садовничий рассказал о каждом направлении и достигнутых в нем результатах. В частности, о запущенных спутниках «Татьяна» и «Татьяна-2» и готовящемся к запуску спутнике «Ломоносов», о суперкомпьютерах МГУ, об Институте человека МГУ, который объединил все подразделения университета, занятые изучением психологических, физиологических и других особенностей развития человека. Эти направления, по его мнению, могли бы стать основой для сотрудничества с китайскими вузами.

Чэнь Си в своем выступлении отметил, что Россия и Китай — стратегические партнеры в области науки и образования. Встречи ректоров вузов проводятся уже несколько лет подряд. В прошлом году в КНР был объявлен Год русского языка, а в этом году в России проводится Год китайского, запланировано около 90 самых разных мероприятий.

В Китае, так же как и в России, система высшего образования активно реформируется. Например, около десяти лет назад был запущен так называемый «Проект 985» по отбору и поддержке вузов-лидеров: 34 университета получили около 4 миллиардов долларов. В России реализуется сейчас аналогичная программа: статус национального исследовательского университета по конкурсу получили 29 вузов, формируется несколько федеральных университетов.

В этом году в КНР должна быть утверждена новая долгосрочная программа развития образования, о чем сообщил Чэнь Си. Ее основная задача — повышение качества образования и уровня научных исследований в университетах. Особое внимание будет уделяться вузам естественнонаучной направленности, усилению в них интеграции науки, образования и производства. В настоящее время в Китае обучается 29 миллионов студентов (24 миллиона выпускников школ поступают в вузы, то есть, как и в России, можно говорить фактически о всеобщем высшем образовании — правда, у нас значительно меньше студентов — около семи миллионов). Чэнь Си подчеркнул, что 4,3 миллиона молодых людей учатся на инженеров. По его мнению, крайне важно обеспечить совместную подготовку специалистов в области инженерных и технических наук.

С китайскими вузами сотрудничает не только МГУ, но и другие университеты России. Президент Московского технического госуниверситета имени Н.Э. Баумана И.Б. Фёдоров сообщил, что планируется создать ассоциацию технических вузов России и Китая. В нее войдут по пять университетов от каждой страны, в том числе Санкт-Петербургский политехнический, Московский авиационный, Московский электротехнический, Ижевский технический, Пекинский политехнический, Пекинский аэрокосмический, Шанхайский технический и другие университеты.

«Главная задача новой ассоциации — координация работы по международному признанию дипломов вузов-партнеров, — сказал И.Б. Фёдоров. — Среди других ее задач: развитие академической и студенческой мобильности».

Ректор национального исследовательского технического университета «МИСиС» Д.В. Ливанов отметил, что России и Китаю важно сотрудничать, чтобы преодолеть общие для высшего образования двух стран проблемы. На мировом рынке образовательных услуг усиливается конкуренция. При этом на долю России приходится лишь 3% от общего количества иностранных студентов. А США и Великобритания, по данным Минобрнауки, привлекают 45% иностранных учащихся. Эти государства получают от образовательных услуг огромные прибыли. По оценкам экспертов, если Россия не включится в процесс экспорта услуг, то со временем рискует покинуть образовательный рынок. Это реальные вызовы, на которые нужно отвечать, и России и Китаю есть чему поучиться друг у друга, обмениваясь опытом по актуальным вопросам.