14
Календарь конференций
  • 4 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 5 апреля

    Moscow CTF School 2020 – командные соревнования по компьютерной безопасности CTF для школьников

  • 16 декабря – 5 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по менеджменту и международному бизнесу

  • 16 декабря – 10 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по инновационному менеджменту

  • 20 января – 11 апреля

    Универсиада "Ломоносов" по психологии

  • 13 – 17 апреля

    Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2020»

  • 13 января – 22 апреля

    Универсиада "Ломоносов" по международным отношениям 2019/2020 учебного года

  • 1 декабря – 30 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по журналистике «Медиапроект»

Все конференции
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Программы поддержки талантливой молодежи
Проект «Вернадский»
Горячая линия
Программы дополни-
тельного образования
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
Мероприятия для школьников и учителей

VII съезд Российского Союза ректоров

VII съезд Российского Союза ректоров проходил 6 и 7 декабря 2002г. в Москве, в актовом зале Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова на Воробьевых горах.

Основным вопросом, стоящим на повестке дня была стратегия модернизации российской высшей школы.

На съезд прибыло более 1500 участников и гостей, в том числе 770 ректоров вузов независимо от формы собственности. В качестве гостей на съезде присутствовали руководители министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, депутаты, видные ученые, общественные деятели, представители средств массовой информации.

126Kb 138Kb 162Kb 121Kb 126Kb

Приветственным словом к собравшимся Съезд открыл Президент Российской Федерации В.В.Путин. С докладом к съезду выступил Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им.М.В.Ломоносова, академик В.А.Садовничий.

Работа съезда продемонстрировала, что Российский Союз ректоров принимает самое активное участие в модернизации отечественного образования, и имеет свою точку зрения по этому вопросу.

Концепцию модернизации образования ректоры вузов рассматривают как серьезный шаг в направлении повышения качества, эффективности и общедоступности высшего образования. Поэтому, ректоры вузов считают необходимым обеспечить её последовательную реализацию, настаивают на чистоте экспериментов, особенно в тех частях, которые могут серьезно изменить основы действующей системы образования.

Российский Союз ректоров считает, что необходимо добиваться расширения автономии вузов, решения социальных вопросов преподавателей и студентов, развития научных исследований, особенно фундаментальных.

В своих выступлениях делегаты Съезда не раз говорили о том, что практическая работа по реализации Концепции модернизации нуждается в существенном улучшении. Подчеркивалась необходимость конкретизировать ее содержание, внести уточнения и дополнения в разработанные на основе Концепции мероприятия.

По мнению собравшихся, одной из помех в практической работе по модернизации высшего образования стали проявления формализма, попытки администрирования, нередкая поспешность в принятии крупных решений, требующих предварительного изучения и обсуждения. Это относится, в частности, к таким масштабным социально-экономическим экспериментам, как введение единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств.

Незначительные сроки эксперимента по введению единого экзамена еще не дают возможность получить достоверные данные о его педагогических и социальных последствиях. Однако эксперимент уже фактически распространен на значительную часть страны: планируется, что его участниками в 2003 году станут 37 субъектов Российской Федерации.

До сих пор нет ясности с содержанием и целями другого крупного эксперимента, подразумевающего введение государственных именных финансовых обязательств. Вся имеющаяся информация свидетельствует лишь о том, что этот эксперимент затронет гарантированное Конституцией России право на образование, внесет элементы искусственной имитации рыночных отношений.

Во многом формально решается задача поддержки ведущих высших учебных заведений. Фактически она подменена категорированием всех вузов Российской Федерации по результатам их рейтинга. В итоге вместо реальной поддержки лидеров высшего образования предлагается ввести в действие новую административно-бюрократическую процедуру с неопределенными последствиями.

В мероприятиях по модернизации образования не нашли отражение некоторые неотложные проблемы высшей школы, которые определяют саму возможность выполнения вузами их основополагающих задач. Почти ничего не делается для изменения ситуации, сложившейся с профессорско-преподавательским составом. Между тем, низкая оплата его труда и слабая социальная защищенность влекут за собой снижение уровня преподавания, старение кадров высшей школы, застой в научно-педагогических коллективах. Расчеты, проведенные Российским Союзом ректоров, показывают, что к моменту завершения работы по выполнению Концепции модернизации, российская высшая школа фактически останется без профессоров и преподавателей надлежащей квалификации.

Не принимается мер для развития научной работы вузов, год от года сокращается финансирование фундаментальных и поисковых исследований, в них участвует лишь около 10% профессоров и преподавателей. Резко уменьшены средства, выделяемые на Федеральную целевую программу "Интеграция высшего образования и науки", фактически сорвано выполнение ее первого этапа. Состояние вузовской науки в целом создает реальную угрозу утраты интеллектуального потенциала российской высшей школы.

Не уделяется внимание социальным проблемам студенчества. Неудовлетворительное материальное положение значительной части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. Проведенное при поддержке Российского Союза ректоров исследование контингента студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого со всей определенностью показало стойкую тенденцию к снижению от к курса к курсу обучения показателей их физического развития и здоровья. Между тем, невзирая на создавшееся положение, с 2003г. согласно проекту федерального бюджета будет прекращено финансирование лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждений вузов.

В силу социального неблагополучия многих вузовских коллективов, крайне слабой организации в них воспитательной работы в студенческую среду все шире проникают наркотики, растет число преступлений, совершаемых студентами из корыстных побуждений, получает распространение асоциальное поведение.

В свете изложенного VII съезд Российского Союза ректоров вузов счел необходимым переосмыслить сложившуюся практику реализации Концепции модернизации отечественного образования до 2010 года, учесть выявившиеся трудности и выработать новую, более обоснованную и конкретную стратегию этой работы с тем, чтобы она обеспечивала достижение ожидаемых результатов, предотвращала нежелательные последствия проводимых экспериментов, гарантировала решение всего комплекса проблем, определяющего будущее высшей школы и ее вклад в социально-экономическое развитие страны.

Опираясь на Концепцию модернизации как документ принципиального характера, Российский Союз ректоров вузов считает также необходимым на ее базе разработать и реализовать программы развития ключевых областей образования: университетского, инженерно-технического и педагогического. Предложения к этим программам по инициативе Союза подготовлены для внесения на рассмотрение в Минобразование России и Правительство Российской Федерации.