10
Календарь конференций
  • 1 – 4 декабря

    XLVII Международная конференция Общества по изучению культуры США «Преодоление: выработка идеалов и их отображение в культуре США \ Overcoming: Cultivating Ideals through Overcoming Barriers in American culture»

  • 3 декабря

    III Межвузовская студенческая конференция «Региональные варианты массовой культуры»

  • 6 – 10 декабря

    Конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия в XXI веке: новые стратегии философского поиска»

  • 10 декабря

    IV Научная конференция «Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа». Искусственный интеллект и новые возможности экранных искусств и медиаиндустрии

  • 10 декабря

    Международная студенческая конференция «История России и Германии: актуальные темы и обмен опытом между молодыми учёными» | Studentische Kolloquium «Deutsche und russische Geschichte: Aktuelle Themen und Erfahrungsaustausch zwischen jungen Historiker(inne

  • 10 декабря

    Международная конференция по общему языкознанию «Наследие трудов Ю.В. Рождественского в XXI веке» — к 95-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского (1926-1999)

  • 16 декабря

    Всероссийский уголовно-правовой форум молодых ученых имени М.Н. Гернета

  • 24 ноября – 29 декабря

    Круглый стол «Литературные события 2010-2020-х годов»

  • 21 – 22 февраля

    XVI Международная научная конференция «Сорокинские чтения» Искусственный интеллект и общественное развитие: новые возможности и преграды

  • 2 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

Все конференции
19/11/2021

Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики и информатики

18 и 19 ноября 2021 года в Московском университете проходит III Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики и информатики.

Для участия в съезде зарегистрировалось 4,5 тысячи человек со всех уголков нашей страны. Его работа проходит как в очном, так и дистанционном форматах. Присоединиться к его работе можно на сайте https://event.msu.ru/congress/mct.

Открывая первое пленарное заседание Съезда, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А. Садовничий представил президиум, в который вошли председатель комитета по просвещению Государственной Думы ФС РФ О.М. Казакова, вице-президент РАН академик В.В. Козлов, декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ академик И.А. Соколов, декан механико-математического факультета МГУ член-корреспондент А.И. Шафаревич.

Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов в своем видеоприветствии отметил, что МГУ является одним из важнейших центров качественного математического образования. Глава ведомства подчеркнул, «что в год Науки и технологий в Российской Федерации важно не только уделять вниманию развитию интеллекта и глубоких знаний, но и помнить, что основа всего этого – математика». По словам С.С. Кравцова, съезд – это прекрасная возможность поделиться знаниями и опытом, что поможет вывести качество преподавания математики на новый уровень.

Глава профильного комитета нижней палаты парламента О.М. Казакова отметила с трибуны съезда, что от личного таланта и усердия, любви к профессии педагога зависит сколько и как глубоко ученик возьмет от того материала, который они преподают. «Те задачи, которые ставятся современностью они, конечно, в полной мере касаются точных наук», – подчеркнула парламентарий. О.М. Казакова приветствовала особое внимание программного комитета съезда к развитию цифрового образования, высказала убеждение, что «съезд – это большая экспертная площадка для всех людей, которые работают в системе образования» и пожелала ему эффективной работы.

Президент Российской академии образования О.Ю. Васильева в своем видеообращении отметила важность работы Московского университета с учителями-предметниками. «Главная задача обучения математике – это не только изучение основ математической науки, как таковой, но и общеинтеллектуальное развитие, которое она дает. В процессе изучения дисциплины вырабатывается качество мышления, которое необходимо для полноценного функционирования человека в обществе», – сказала Ольга Юрьевна. Она добавила, что РАО всегда поддерживала и будет поддерживать исследования тех факторов, которые влияют на качество преподавания. Академики сегодня помогают педагогам разрабатывать интересные математические задачи, адаптироваться ученику к школьной нагрузке.

В адрес оргкомитета Съезда также поступили приветственные адреса от председателя комитета по науке, образованию, культуре Совета Федерации ФС РФ Л.С. Гумеровой, руководителя Фонда «Талант и успех», директора образовательного центра «Сириус» Е.В. Шмелевой, директора Российского общество «Знание» М.А. Древаля.

Ректор МГУ В.А. Садовничий отметил в своем докладе, что съезд проходит в преддверии 310-летия со дня рождения основателя Московского университета М.В. Ломоносова, который теперь будет отмечаться в России и как День преподавателя высшей школы. Виктор Антонович напомнил о фундаментальном значении математики, лежащей в основе всего научного здания, выделил основные этапы развития математического знания и их связанность с важнейшими отраслями современной науки и даже экономики. «Математика играет сегодня решающую роль практически во всех современных технологиях: от разведки полезных ископаемых до медицины и перевода с иностранного языка. Переход к новому цифровому укладу является одним их важнейших современных вызовов», – подчеркнул ректор Московского университета.

В рамках этого перехода, согласно установкам Президента и Правительства Российской Федерации, к 2030 году мы должны достигнуть цифровой зрелости. Важнейшими инструментами решения этой задачи являются математические научные центры мирового уровня, один из которых создан и успешно работает на базе МГУ, объединив более 300 ученых, половина из которых представлена молодежью. Пандемия, конечно, приблизила цифровую зрелость, учителя и преподаватели недавно прошли, по словам В.А. Садовничего, незапланированную цифровую переподготовку, показав умение адаптировать учебный процесс к новой реальности.

Неизменным в меняющемся мире остается отношение учителей к своему предмету, о котором говорил еще выдающийся отечественный математик А.Н. Колмогоров: «…математики изучают свою науку не потому, что она полезна, а потому, что она прекрасна. Нужно ли добавлять, что в развитии этого чувства интеллектуальной красоты лежит залог всякого прогресса?». В своем выступлении академик В.А. Садовничий развил тезис о том, что математика – это умение мыслить, которое в современных условиях школьного образования не всегда реализуется максимально эффективно. Принятые в школах форматы подготовки, в частности, сегодня не способствуют выработке навыка грамотной математической речи, культуры строгих доказательств.

Виктор Антонович сравнил методические подходы к постановке преподавания математики в школе в России и США, Великобритании, других странах Европы, привел данные о положительном влиянии изучения математики на развитие когнитивных способностей. Обращаясь к истории преподавания математики в школе, борьбы за его качество, В.А. Садовничий напомнил о роли выдающегося отечественного математика П.Л. Чебышева, 200-летие которого отметили в этом году. Будучи членом Учебного комитета Министерства просвещения Российской империи, из 200 учебников по математике он одобрил только 11. Уже в XX веке А.Н. Колмогоров предложил ввести преподавание в школе элементов высшей математики, много сделал для совершенствования математического образования. Продолжая эту работу, Московский университет сегодня успешно реализует программу «МГУ – школе», в рамках которого создано более 200 школьных учебников.

Фундаментальная математика лежит в основе цифрового мира. Искусственный интеллект, квантовые вычисления, криптография, анализ и обработка больших данных, технологии виртуальной и дополненной реальности являются производными от исследований в области в математики. Подготовить профессиональных специалистов для решения этих задач можно только, уделяя большое вниманию качеству преподавания математики в стране. Огромную роль в этом играет общенациональный конкурс «Учитель года России» и традиционное внимание к нему со стороны руководства страны. Не менее важна и университетская среда – «великая сила», по словам Виктора Антоновича. На запланированном в следующем году Международном математическом конгрессе в Санкт-Петербурге авторами 4 из из 21 заглавных докладов станут представители России, и все они – выпускники механико-математического факультета МГУ.

Виктор Антонович рассказал о вовлеченности Московского университета в многочисленные форматы работы с учителями и школьниками – это малый мехмат, кружки, олимпиады, летние школы для учителей и т.д. «Наша миссия – учить математике, которая является надежным фундаментом технологического развития. Математика работает над превращением человека разумного в человека научно мыслящего, являющегося опорой человеческой цивилизации», – подчеркнул В.А. Садовничий. Он добавил, что от математического образования и грамотности во многом зависит успех российской системы образования как фактор национальной безопасности страны. В финале своего доклада Виктор Антонович пожелал участникам съезда талантливых учеников, успехов и удачи, новых профессиональных достижений.

В рамках пленарного заседания Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики и информатики также выступили вице-президент РАН, заведующий кафедрой дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ В.В. Козлов, декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ академик РАН И.А. Соколов, декан механико-математического факультета МГУ член-корреспондент РАН А.И. Шафаревич, директор Московского центра непрерывного математического образования И.В. Ященко, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН Н.Н. Андреев.

Работа Всероссийского съезда учителей и преподавателей математики и информатики продолжилась на 10 секциях и 4 круглых столах. Всего запланировано более 140 докладов и выступлений. Участники съезда обсуждают вопросы содержания и методики обучения математике и информатике в школе и в вузе, вопросы аттестации школьников и студентов, олимпиады, конкурсы и турниры, проектно-исследовательскую деятельность и популяризацию математики и информатики. Отдельные секции посвящены цифровизации и дистанционному обучению, использованию новых технологий в образовании и вопросам подготовки преподавательских кадров и повышения квалификации учителей математики и информатики. Во время трансляций все желающие могут послушать доклады и задать интересующие вопросы.

Фотоальбом