8
Календарь конференций
  • 7 – 9 февраля

    V Зимняя научная школа-конференция по механике композитов имени Б.Е. Победри

  • 17 – 18 февраля

    XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения» «Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке»

  • 1 ноября – 31 мая

    Универсиада по лингвистике, регионоведению и культурологии

Все конференции
10/11/2019

Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы

5-7 ноября 2019 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы. Торжественное открытие и пленарное заседание состоялись 5 ноября в актовом зале Ломоносовского корпуса МГУ, онлайн трансляция пленарного заседания велась в двух поточных аудиториях и сети Интернет. Участниками важнейшего для педагогической общественности события стали советник Президента России, председатель Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой, министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, министр науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюков, министр образования и науки Чеченской республики И.Б. Байханов, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России–2019» Л.Г. Арачашвили.

Работу съезда открыл ректор Московского университета академик В.А. Садовничий. В своем пленарном докладе Виктор Антонович рассказал о конкурсе «Учитель года России», Большое жюри которого он возглавляет с 1995 года, отметив, что чаще всего абсолютными победителями конкурса становятся учителя-словесники. В качестве иллюстрации этого тезиса В.А. Садовничий перечислил поименно учителей русского языка и литературы из разных регионов России — обладателей звания «Учитель года России», начиная с 1990 года, кратко представил каждого из них.

Большая часть доклада В.А. Садовничего была посвящена проектам Московского университета, направленным на взаимодействие со школами и учительским сообществом, работу с талантливой молодежью. Московский университет ведет постоянную работу по повышению квалификации учителей. Начиная с 2010 года, в МГУ регулярно приезжают учителя из регионов, для них организуются семинары, вебинары, мастер-классы, лекции и круглые столы. Всего обучение уже прошли более 1200 человек из 52 регионов страны. МГУ ищет и новые форматы взаимодействия со средней школой. Большое внимание повышению квалификации преподавателей по разным предметам уделяется в рамках создаваемых Московским университетом научно-образовательных консорциумов «Вернадский».

В.А. Садовничий сообщил аудитории, что в дни работы съезда преподаватели Университетской гимназии и СУНЦ имени А.Н. Колмогорова вели повышение квалификации учителей русского языка и литературы. Ректор МГУ рассказал также о программе повышения квалификации учителей сельских школ из высокогорных районов Дагестана, осуществляемой на платформе «МГУ без границ». В продолжение своего выступления В.А. Садовничий затронул темы проектной деятельности со школьниками, которую развивают СУНЦ и Университетская гимназия, недавно проведенной Всероссийскую просветительской акции «Литературная игра», конкурсы для одаренных детей, такие, как «Лучший урок письма», реализуемый совместно с Акционерным обществом «Почта России». Кроме того, в этом году Московский университет и Общество русской словесности провели литературный конкурс среди студентов под названием «Научная лира». Сборник работ победителей творческого состязания, активное участие в котором приняли студенты естественных факультетов, был предложен вниманию делегатов съезда.

Президент Российского Союза ректоров подробно остановился на олимпиадах, которые с 2007 года проводятся под эгидой РСР. Сегодня в Перечень Министерства науки и высшего образования входит 8 олимпиад по русскому языку, 6 олимпиад по литературе и 5 по филологии. Их участники, как отметил В.А. Садовничий, пишут сочинения в духе отечественной филологической традиции, осуществляя самостоятельный глубокий анализ литературных произведений, исследуют их художественные детали в рамках широкого историко-культурного контекста.

Отдельно В.А. Садовничий говорил в своем докладе о преподавании русского языка иностранным студентам. В структуре Московского университета успешно работают несколько зарубежных филиалов, в которых на русском языке получают образование 3500 студентов, при некоторых филиалах начали открываться школы. 19 октября, в Лицейский день, Пушкинскую конференцию под названием «Друзья мои, прекрасен наш союз!» провели китайские студенты Совместного университета МГУ-ППИ в г. Шэньчжэне. Активно развивается проект «Учителя Великого шелкового пути». В докладе была упомянута важная дата — в этом году Институт русского языка и культуры МГУ отметил свое 65-летие, но первую большую группу студентов из Вьетнама на курсы русского языка Московский университет принял еще раньше, в 1949 году.

Подводя итог своего выступления, ректор МГУ констатировал, что образование — это та сфера, которая едва ли не в самой большой степени испытывает влияние происходящих вокруг нас изменений, отличающихся большой скоростью. Одно из них — цифровизация, в условиях которой часто нивелируется ценность грамотного письма, хорошего почерка. Однако, подчеркнул академик В.А. Садовничий, умение наилучшим образом выражать собственные мысли и чувства, осмыслить прочитанное или услышанное нужны сегодня как никогда. Воспитать это умение можно лишь прививая молодежи интерес к русской классике, к филологии, которую Н.В. Гоголь называл «любословием».

Тему воспитания любви к словесности развили в своих выступлениях В.И. Толстой, О.Ю. Васильева, М.М. Котюков, И.Б. Байханов, Н.Д. Солженицына и Л.Г. Арачашвили.

На пленарном заседании, работу которого вел исполняющий обязанности декана филологического факультета МГУ профессор А.А. Липгарт, выступили профессор филологического факультета МГУ академик РАН В.А. Плунгян, ректор МГПУ член-корреспондент РАО А.В. Лубков, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики Института филологии и журналистики Саратовского национального исследовательского государственного университета В.В. Прозоров, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, профессор МГИМО В.Р. Легойда, заведующий кафедрой новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ М.М. Голубков. Предметом дискуссии стали преподавание русского языка в разных аспектах, образ будущего учителя России, воспитание и развитие литературной памяти как залог национально-культурного единства России, изучение русской литературы в школе и вузе.

Съезд, на который в общей сложности прибыли около двух тысяч делегатов из 81 субъекта Российской Федерации и 47 зарубежных стран, продолжил свою работу в рамках 9 секций и 5 круглых столов. После заседаний секций состоялась встреча российских учителей с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцовым, посвященная совершенствованию инструментария для оценочных процедур по русскому языку и литературе. Для участия в съезде также были приглашены члены президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, которые приняли участие в работе секции «Русская словесность за рубежом». Она прошла под руководством президента МАПРЯЛ В.И. Толстого. Во исполнение решений первого съезда Общества русской словесности создана Международная молодежная секция организации, которая провела свое заседание в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ 6 ноября.

Настоящим подарком делегатам съезда стала встреча с писателями Алексеем Варламовым и Львом Данилкиным. Кроме того, всем гостям столицы была предложена разнообразная культурная программа в Москве, а первый день работы съезда завершился прекрасным студенческим концертом на сцене Культурного центра МГУ.

По результатам работы Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы было сформулировано большое число предложений, отраженных как в докладах и выступлениях, так и в поступивших в секретариат съезда записках. В них филологи-русисты, в частности, предлагают повысить роль русской словесности в духовно-нравственном воспитании школьников и студентов, вовлекая их в мир русского слова через исследовательские проекты; уделить в программе повышения квалификации педагогов особое внимание такому аспекту, как этический кодекс учителя, разработать междисциплинарную комплексную программу преподавания словесности с использованием инновационных методик; создать экспертный совет по оценке качества электронных ресурсов по русскому языку и литературе, сформировать рекомендации по использованию их в общеобразовательной школе; разработать механизмы независимого апробирования новых учебных изданий перед их включением в федеральный перечень учебников; способствовать созданию постоянно действующих центров повышения квалификации преподавателей русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья; создать в структуре федерального учебно-методического объединения рабочую группу для организации обмена опытом и распространения лучших практик в данной сфере; усилить взаимодействие школьных учителей, сотрудников музеев и библиотек в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; создать тематические мультимедийные музейные пространства для поддержания школьного курса русской словесности. Участники съезда единодушно выступили с предложением продолжить традицию проведения Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы вместе со съездом Общества русской словесности.

Фотоальбом