III Школа славистики для школьников (летняя школа)
XVI съезд Русского энтомологического общества
Международная научно-практическая конференция «Эксперимент в хирургии и онкологии»
I Всероссийская конференция преподавателей кристаллографии
Шестая ежегодная научная конференция консорциума журналов экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов III Молодежные Губеровские чтения "Юго-Восточная Азия: историческое развитие и социально-политическая трансформация"
Международная научная конференция «Добро и зло на Востоке: этика, политика, экономика»
Ежегодная Всероссийская научная конференция с международным участием «Наука в вузовском музее»
Международная научно-практическая конференция "Государство и право России в современном мире"
V Национальный конгресс по регенеративной медицине
Археологи из МГУ обнаружили в Каповой пещере тропу доисторического художника. Около 19–17 тысяч лет назад он прошел по залу Хаоса и пометил свой маршрут небольшими мазками и каплями красной краски. Подобные находки ранее были сделаны лишь на нескольких памятниках палеолитического искусства во Франции и Испании. Об этом сообщается в пресс-релизе Московского государственного университета.
В Бурзянском районе Республики Башкортостан, на правом берегу реки Белая, находится Капова пещера (Шульган-Таш), представляющая собой многоуровневую карстовую полость. Еще в 1959 году археологи обнаружили в ней настенные изображения, оставленные палеолитическими художниками. Последовавшие научные изыскания позволили выявить и расчистить в залах Купольном, Хаоса, Знаков и Рисунков изображения мамонтов, лошадей, носорога и прочих животных, а также зооантропоморфа и многочисленные геометрические знаки. Радиоуглеродный анализ показал, что люди посещали эту пещеру около 19500–16000 лет назад. Святилище в Каповой пещере по своему облику больше всего похоже на знаменитые памятники, найденные во Франко-Кантабрии.
Исследования Каповой пещеры продолжаются и сегодня. Помимо новых изображений, археологи нашли в этом святилище так называемые клады, которые представляют собой скопления порошкообразного пигмента разных цветов – от черного и желтого до насыщенно-красного. Раскопки также принесли многочисленные находки, среди которых оказались очаги, каменные и костяные орудия, глиняная жировая лампа, украшения из бивня и раковин моллюсков, а также остеологические материалы.
Участники Южно-Уральской археологической экспедиции под руководством Владислава Житенева (Vladislav Zhitenev) из МГУ провели исследования в Каповой пещере и обнаружили тропу доисторического художника, побывавшего на этом памятнике около 19–17 тысяч лет назад. В самом большом зале (зал Хаоса) Каповой пещеры они нашли маршрут, отмеченный небольшими пятнами и мазками красной краски. Он проходил почти через весь зал — от панно «Лошади и знаки» с рисунком верблюда до фигуры зооантропоморфа.
Помимо пролитой краски, археологи обнаружили еще не разведенный водой мелкий порошок для ее изготовления. Кроме того, среди находок оказались и преднамеренно окрашенные в красный цвет камни. Вероятно, это также свидетельства символических действий. Вячеслав Житенев отметил, что подобные тропинки известны лишь в очень небольшом числе пещер с палеолитическими настенными изображениями во Франции и Испании. Среди других находок также оказались ранее неизвестные свидетельства художественных практик, обнаруженные на стенах пещеры. Их необычность заключается в том, что рисунки были сделаны черной и коричневато-бурой краской, тогда как большинство других изображений в Каповой пещере выполнены красной краской.
N + 1