1
Календарь конференций
  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 25 – 29 августа

    Международный симпозиум по космическим лучам предельно высоких энергий UHECR-2020

  • 25 – 29 августа

    Симпозиум № 365 Международного астрономического союза «Динамика конвективных зон и атмосфер Солнца и звезд»

  • 1 – 30 ноября

    Внутривузовский этап в МГУ имени М.В. Ломоносова Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов "Наука будущего - наука молодых"

  • 10 – 11 ноября

    V Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 23 – 26 ноября

    Всероссийская конференция и XII научная молодежная Школа с международным участием

  • 17 – 18 декабря

    VII Международная научная конференция «Русская литература ХХ–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения)»

  • 1 сентября – 31 декабря

    Форум «Гуманитарные науки и вызовы современности»

  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 2 февраля

    Международная научная конференция "Новые идеи и теоретические аспекты инженерной геологии"

Все конференции
Электронная трудовая книжка

«Университет без границ»
Программы поддержки талантливой молодежи
Проект «Вернадский»
Программы дополни-
тельного образования
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
12/02/20

Лайки в соцсетях мешают школьникам распознавать мошенников

Российские психологи изучили поведение школьников в соцсетях и выяснили, что большое количество лайков на странице незнакомца усыпляет их бдительность и служит признаком авторитета пользователя. Оказалось, что участники исследования плохо распознают потенциальных мошенников в интернете, рассказала ТАСС психолог из МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Долгих.

В исследовании участвовали около полусотни школьников со всей страны в возрасте 14-16 лет. Дети проходили опросы, в которых рассказывали о том, как они реагируют на попытки незнакомцев завязать с ними дружбу в реальной жизни и в социальных сетях.

Ученые также проанализировали состояние школьников во время использования социальной сети "ВКонтакте". С помощью специального прибора, который регистрирует движение глаз, они точно определили, куда дети в первую очередь смотрят при посещении незнакомой страницы, и в какой последовательности они изучают аккаунт потенциального друга. В ходе эксперимента участники также должны были оценивать привлекательность предложенных страниц и степень своего доверия к ним.

"Значимая часть детей совершенно по-другому оценивает собственные действия в социальных сетях. Если в жизни они с настороженностью относятся к незнакомцам, то в виртуальном мире готовы добавить в друзья, "лайкнуть", сделать перепост и начать переписку только потому, что им понравилась страница. При этом основным критерием, по которому подростки оценивают степень подозрительности страницы, является наличие развлекательного контента и большого количества лайков. То есть лайки - это признак авторитета по умолчанию. Такой вывод не может не вызывать тревогу при условии, что социальные сети нередко используются злоумышленниками", - прокомментировала Долгих.

Проанализировав поведение детей и их ответы на вопросы, ученые разделили участников на три группы: "идеализирующий" тип (25% участников) был высокого мнения о своих способностях распознавать эмоции других людей. На деле именно эти дети соглашались дружить с владельцами подозрительных аккаунтов. К "осторожному" типу (47% участников) авторы работы отнесли молодых людей, которые были склонны с недоверием относиться ко всем аккаунтам, включая подозрительные, что говорило о характере, а не способности воспринимать информацию критически. Самыми успешными в противостоянии фейковым страницам и потенциальным мошенникам оказались дети из "селективного" типа (28% участников).

"Эта группа людей в ходе опросов занижала оценку своих способностей, а именно - умения коммуницировать со сверстниками и навыки распознавания эмоций людей по взгляду. Однако в ходе эксперимента именно "селективные" пользователи проявили способность сопоставлять представленные биографические данные незнакомца с контентом на странице. Взгляд ребенка фокусировался на соответствующей графе, затем перемещался на стену, а по итогам просмотра возвращался к биографическим данным, что говорит о процессе сопоставления данных", - отметила Долгих.

Авторы работы планируют дополнить полученные данные результатами опросов школьников младшего и среднего возраста, а также студентов, чтобы найти и сравнить особенности оценки незнакомых страниц, характерные для разных групп. Помимо этого, специалисты МГУ готовятся проанализировать около 10 тыс. аккаунтов российских школьников в соцсетях с помощью технологий data mining, которые с помощью математических алгоритмов позволят выявить закономерность в действиях владельцев, что поможет психологам понять механизмы "затягивания" детей в опасные сообщества.

ТАСС

https://nauka.tass.ru/nauka/7746309