5
Календарь конференций
  • 27 января – 1 февраля

    Всероссийская зимняя школа научного перевода для студентов социально-гуманитарного профиля «Перевод в науке – наука в переводе»

  • 27 – 28 января

    5-ая Международная переводческая научно-практическая конференция COSINES Pi по устному и письменному переводу

  • 27 января – 1 февраля

    Всероссийская зимняя школа научного перевода для студентов социально-гуманитарного профиля «Перевод в науке – наука в переводе»

  • 4 – 5 февраля

    Всероссийская научная конференция «Философия перед лицом новых цивилизационных вызовов», приуроченная к 80-летнему юбилею воссоздания философского факультета в структуре Московского университета.

  • 4 февраля

    VII Зимняя научная школа-конференция по механике композитов имени Б. Е. Победри

  • 15 октября – 9 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 13 декабря – 13 февраля

    XXIX Московская открытая олимпиада школьников по геологии 2021-2022 года

  • 15 февраля

    Магистр-2022: шаг в профессию

  • 21 – 22 февраля

    XVI Международная научная конференция «Сорокинские чтения» Искусственный интеллект и общественное развитие: новые возможности и преграды

  • 2 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 26 – 27 мая

    «Уголовное право в системе межотраслевых связей: проблемы теории и правоприменения»

Все конференции
27/11/17

Ученые нашли верхнепалеолитическое изображение верблюда в пещере на Урале

Древнейшее изображение двугорбого верблюда открыто в Каповой пещере (Южный Урал). Возраст изображения предварительно оценивается в интервале от 14 500 до 37 700 лет, однако и в то время на Южном Урале не водились верблюды. Находка подтверждает мнение исследователей, что в верхнем палеолите художники могли мигрировать на дальние расстояния.

В Каповой пещере (Шульган-Таш) открыт уникальный рисунок фигуры верблюда, выполненный красной охрой и частично оконтуренный черной линией, нанесённой древесным углём. Уникальную находку обнаружил известный специалист-реставратор из Андорры Эдуаль Гийаме, которого пригласили органами охраны памятников Башкирии, чтобы удалить из пещеры граффити туристов.

«Расчищенный на известном с конца 1970-х гг. полихромном панно «Лошади и Знаки» рисунок верблюда не имеет аналогов в изобразительных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с фигурой верблюда из Игнатьевской пещеры. И вероятно, теперь, становится значимым образом верхнепалеолитического пещерного бестиария Южного Урала», комментирует Владислав Житенёв, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, возглавляющий научное изучение Каповой и Игнатьевской пещер.

«Возраст рисунков на этом панно точно пока не может быть установлен, но результаты уран-ториевого анализа кальцитовых натеков, на которых сделан рисунок и которые его перекрывают, показывают однозначно верхнепалеолитический возраст интервала времени, в который и был нанесён рисунок не ранее 37 700 лет назад, но и не позднее 14 500 лет назад. В раскопах Каповой пещеры датирована пока только верхняя пачка отложений со следами деятельности палеолитических художников, проходившей там около 17 000 – 19 000 лет назад», — заключил учёный.

Художественные особенности и расположение изображений, а также следы деятельности человека в пещере демонстрируют, что традиции организации подземных святилищ верхнего палеолита произошли из Франко-Кантабрии. Однако на таком расстоянии от основного европейского региона распространения памятников с настенными изображениями неизбежно возникали и локальные особенности в развитии изобразительных традиций. Изображение верблюда известно в монгольской пещере Хойд Цэнхэр, настенные изображения которой многие исследователи относят к эпохи верхнего палеолита. Однако стиль некоторых изображений резко отличается от стиля европейских пещерных изображений, в т.ч. и рисунков Каповой пещеры.

Тот факт, что люди, жившие на Южном Урале в Ледниковом периоде, рисовали не только распространённые в пещерах Европы образы лошадей, бизонов, мамонтов и шерстистых носорогов, но и представителей местной фауны, говорит о достаточно долгом развитии традиции пещерного искусства в регионе. Это подтверждает и анализ каменных орудий.

Газета.ру

https://www.gazeta.ru/social/news/2017/11/27/n_10866068.shtml?updated