1
Календарь конференций
  • 4 февраля – 31 декабря

    Повышение квалификации в формате онлайн-курса для сотрудников СПО и вузов России «Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — в образовании»

  • 23 – 24 июня

    Международная научно-практическая конференция Космическая психология: методология и практика психологического сопровождения освоения человеком космического пространства

  • 23 – 28 августа

    Международная конференция «Теоретико-множественная топология и топологическая алгебра», посвященная 80-летию профессора Александра Владимировича Архангельского

  • 26 – 30 августа

    XXI Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа «Творческое письмо и новые профили гуманитарного образования»

  • 24 – 28 сентября

    Многомерная аппроксимация и дискретизация

  • 27 – 29 сентября

    Международная научно-практическая конференция, посвященная вопросам устного перевода в области науки, общественно-политической и экономической деятельности, организованной при участии компаний-работодателей, средств массовой информации и других организаци

  • 10 – 12 октября

    VIII Международный конгресс по когнитивной лингвистике «Cognitio и communicatio в современном глобальном мире»

  • 22 – 27 октября

    IX Московская международная научная конференция по исследованию операций «ORM2018-Germeyer100»

  • 3 – 6 декабря

    Всероссийская научная конференция и XI молодежная школа «Возобновляемые источники энергии»

  • 16 февраля – 16 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний 2018"

  • 4 февраля – 31 декабря

    Повышение квалификации в формате онлайн-курса для сотрудников СПО и вузов России «Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — в образовании»

Все конференции
27/09/2016

В курсе современных достижений

Конкурс работ, способствующих решению задач Программы развития МГУ

Виктор Александрович Алешкевич, профессор физического факультета, Заслуженный профессор Московского университета (премия в номинации «Достижения в преподавании и методической работе»).

Содержание многих дисциплин и подходы к их изучению на протяжении многих лет оставались довольно консервативными. Подавляющее большинство существовавших учебников оперировали с одними и теми же или очень похожими экспериментальными фактами и примерами, подчас заимствованными из далекого прошлого. Это, безусловно, снижало как практическую пользу от преподавания курсов, так и интерес студентов. В конце 90-х годов возникла идея создать принципиально новый курс общей физики с отражением ярких научных достижений и технических разработок, которые, внедряясь в повседневную жизнь, повлияли не только на «среду обитания», но и на менталитет человека.

За прошедшие несколько десятилетий мир кардинально изменился. Были развиты прорывные технологии, позволившие создать уникальные приборы и устройства, средства хранения, обработки и передачи информации. Среди них, например, атомно-силовой микроскоп, игла кантилевера которого реагирует на силу взаимодействия 10-7–10-9 н, обеспечивая тем самым реально атомное разрешение.

В широкий обиход вошли сканеры и интровизоры, магниторезонансный томограф, высокочувствительные металлодетекторы и металлоискатели, флеш-накопители с объемом памяти, достигающим порядка 1 Тб. Поражают воображение возможности современных ускорителей заряженных частиц в сверхсильных магнитных полях, в том числе большой адронный коллайдер с суммарной энергией сталкивающихся протонов 14 ТэВ.

В связи с созданием новых уникальных материалов и композитов на повестку дня выходит описание свойств полимеров, жидких кристаллов, мономолекулярных систем, различных полиморфных модификаций углерода (алмаз, графит, фуллерен и нанотрубки), их применений и открывающихся перспектив при использовании новых технологий.

Нельзя обойти вниманием возникновение хаоса из порядка и обратный процесс самоорганизации, как это имеет место в открытых системах, тепловой и энтропийный баланс Земли и острейшую проблему рационального использования и воспроизведения ограниченных природных ресурсов. Важно подчеркнуть, что основные закономерности, установленные при анализе систем многих частиц, носят фундаментальный характер. Этим закономерностям подчиняются многие химические, биологические, социальные, финансовые и другие системы.

В результате появился «Университетский курс общей физики», включающий учебники «Механика» (2011 г., совместно с проф. Л.Г. Деденко и проф. В.А. Караваевым), «Оптика» (2010 г.), «Электромагнетизм» (2014 г.) и «Молекулярная физика» (2016 г.). «Университетский курс» соответствует новым программам, разработанным на физическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова, и отражает современные тенденции и технологии физического образования. Он базируется на многоуровневой концепции изложения материала с учетом успехов современной науки. Каждый учебник написан в виде 25-ти тематических лекций. Лекции, как правило, содержат не только материал первого (базового уровня), соответствующий программе курса, но и материал второго (продвинутого) уровня, отражающий актуальные результаты научных исследований и технологические разработки. Этот материал переработан и адаптирован к возможностям изучающих общую физику студентов младших курсов. Таким образом, каждый студент в меру своих способностей и любознательности может получить общее представление о множестве научных достижений, не прибегая к чтению сложной специальной литературы.

Опубликовано в газете «Московский университет»,
№ 7, сентябрь, 2016