• 1 ноября – 31 мая

Универсиада по лингвистике, регионоведению и культурологии

Главные темы

Плита, когда-то бывшая участком илистого морского дна с ожелезненными остатками намакалатусов (547 млн лет, Намибия). Фото Андрея Журавлева
Учёные МГУ совместно с коллегами из Эдинбургского университета открыли сложное строение древнего скелетного организма, найденного во время совместной экспедиции в Намибии. Выяснилось, что найденное животное — намакалатус — оказалось самым сложным из эдиакарского периода и могло представлять исходную группу для брахиопод и мшанок.
Здания МГУ соединит квантовая сеть
Центр квантовых технологий МГУ запустил линию защищённой квантовой телефонии, которая свяжет между собой 20 абонентских пунктов на территории Московского университета. Максимальное расстояние между объектами — 50 км. Работы планируют полностью завершить к концу 2021 года.
2020 год стал самым тёплым в истории наблюдений в Москве
По данным Метеорологической обсерватории географического факультета МГУ 2020 год стал самым жарким в истории наблюдений в Москве, т.е. начиная, по меньшей мере, с 1780 года. Среднегодовая температура воздуха в столице в уходящем году впервые превысила отметку в восемь градусов, составив +8,1ºС. До сих пор самым тёплым годом в Москве был предыдущий, 2019, год со среднегодовой температурой воздуха +7,8ºС.
Микрогели. Снимок сделан Еленой Кожуновой при помощи электронного микроскопа.
Учёные физического и химического факультетов МГУ совместно с коллегами из ФИЦ ХИФ и Сколтеха представили новый класс веществ для проточных батарей. Сравнимые по ёмкости с самыми популярными соединениями, они оказались намного дешевле и экологичнее.
Химики МГУ сделали очистку нефти от серы проще и дешевле
Сотрудники химического факультета МГУ создали многократно возобновляемый катализатор на основе силикагеля для обессеривания нефтепродуктов. Эффективность удаления серы из фракции составила 100%. Результаты опубликованы в журнале Catalysis Communications.
Контуры корональных дыр (зеленые линии) на фоне изображения солнечного диска в линии 193 Ангстрем (изображение со спутника SDO/AIA). Рисунок предоставлен авторами
Сотрудники мехмата МГУ совместно с коллегами предложили метод на основе машинного обучения для детектирования корональных дыр — активных областей на Солнце, ответственных за проявление геомагнитных бурь. Применив новую модель к обработке многолетних массивов наблюдений, учёные смогут лучше понять природу явления, прогнозировать космическую погоду и сопутствующие угрозы устойчивости работы спутниковых и телекоммуникационных систем, безопасности космических миссий и авиасообщения.
Биологи МГУ описали разнообразие микроводорослей побережья Белого моря со значимым биотехнологическим потенциалом
Биологи МГУ обнаружили микроводоросли со значимым биотехнологическим потенциалом на побережье Белого моря. Поиск новых штаммов микроводорослей помогает продуцировать вещества с полезными для человека свойствами. Результаты работы представлены в журнале FEMS Microbiology Ecology и поддержаны грантом Российского научного фонда.
Географы МГУ нашли устойчивую тепловую аномалию в верхних горизонтах почвы Москвы
Учёные МГУ на примере Москвы впервые описали новое физико-географическое явление «подземного острова тепла» в верхних горизонтах почвы и грунта. Построенные ими карты показали, что в поле температуры в Московском регионе на всех глубинах в слое, по меньшей мере, до 3,2 м существует устойчивая тепловая аномалия, проявляющаяся в концентрически замкнутых изотермах вокруг большого города.
Физики МГУ предложили новый метод оптимального управления термодинамическими процессами
Учёные физического факультета МГУ предложили новый подход к термодинамике, основанный на контактной геометрии и теории измерения случайных векторов, а именно экстенсивных переменных. Результаты нового исследования могут быть полезены, например, при разработке нефтяных месторождений.
Биологи МГУ раскрыли новый механизм низкого артериального давления у новорождённых
Учёные биологического факультета МГУ впервые выявили ключевую роль недавно описанного семейства калиевых каналов TASK-1 в регуляции тонуса артерий и уровня артериального давления в новорожденном организме. Открытие поможет в разработке стратегий лечения сердечно-сосудистых заболеваний у детей.