15
Календарь конференций
  • 10 января – 30 апреля

    Универсиада МГУ «Ломоносов» по компьютерным наукам, теоретической и лазерной физике (Направление «Физика») 2022-2023 учебного года

  • 10 – 21 апреля

    Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023»

  • 13 апреля

    Ежегодная общеуниверситетская научная конференция "Ломоносовские чтения" секция нейронаук и когнитивных наук

  • 18 апреля

    Научная конференция "Карнавальный код в искусстве и на телевидении"

  • 26 – 28 апреля

    VII Международная конференция по эллинистике памяти И. И. Ковалевой

  • 15 декабря – 30 апреля

    Универсиада "Ломоносов" по регенеративной биомедицине

  • 10 января – 30 апреля

    Универсиада МГУ «Ломоносов» по компьютерным наукам, теоретической и лазерной физике (Направление «Физика») 2022-2023 учебного года

  • 22 мая

    Международная научная конференция «Россия в условиях нового миропорядка: дилеммы, вызовы, перспективы» (к 100-летию со дня рождения А.М. Ковалева)

  • 20 декабря – 31 мая

    Универсиада "Ломоносов" по геологии

  • 15 – 17 сентября

    Всероссийская молодежная школа-конференция «Молекулярные механизмы регуляции физиологических функций»

Все конференции

Аспиранты МГУ разработали платформу для тренировки реакции киберспортсменов

Аспирант МГУ Николай Сыров, один из разработчиков платформы e-boi, тестирует платформу на себе
Аспирант МГУ Николай Сыров, один из разработчиков платформы e-boi, тестирует платформу на себе

Аспиранты биологического факультета МГУ под руководством профессора Александра Каплана разработали нейроинтерфейсную платформу для тренировки киберспортсменов E-Boi. Сейчас молодые ученые вместе со школьниками разрабатывают новые режимы для платформы и тестируют её. Разработкой Московского университета уже заинтересовались российские киберспортивные клубы.

Принцип работы платформы E-Boi основан на базе интерфейса мозг-компьютер. Перед тренировкой на платформе киберспортсмен проходит тестирование на скорость и точность кликов в специально-разработанном по принципу Aim booster приложении. Исследователи фиксируют стартовые показатели испытуемого. С помощью электроэнцефалографических сенсоров платформа регистрирует активацию сенсомоторных участков коры больших полушарий мозга во время тренировки в том же приложении, а платформа в это время калибруется под испытуемого.

Затем исследователи переносят задачи испытуемого в область двигательного представления. На этом этапе киберспортсмен должен уже представлять, как выполняет задачи, не совершая при этом никаких движений. В это время в мозге происходит улучшение связи между нейронами коры и двигательными нейронами. После окончания «мысленной» тренировки исследователи вновь замеряют показатели киберспортсмена в приложении.

Сейчас разработчики платформы экспериментально выясняют, насколько у испытуемых возрастают скорость и точность кликания, а также уменьшается число ошибок в задачах на выбор одной из кнопок. Вместе со школьниками они также внедряют задачи для тренировки других навыков. А одиннадцатиклассник из Калининграда Степан Богушевич разработал мобильное приложение для персонального отслеживания результата тренировок. В ближайшем будущем команда проекта планирует выпускать собственное оборудования и еще более плотно работать с отечественными командами киберспортсменов.

«Эффективность тренировки с представлением движений зависит от того, насколько интенсивен кинестетический образ движения. Это в свою очередь может проявляться в десинхронизации сенсомоторного ритма ЭЭГ. Наше предложение — оценивать по степени активации сенсомоторных зон коры то, насколько правильно человек представляет движения. Контролировать это можно как раз при помощи нейроинтерфейса, считывающего мозговую активность и оценивающего ее интенсивность, — рассказал разработчик платформы E-Boi, аспирант биологического факультета МГУ Лев Яковлев. — Применять такой метод могут не только здоровые люди, желающие улучшить некоторые свои навыки. Также перспективной считается тренировка двигательных функций с помощью интерфейса мозг-компьютер для пациентов, перенесших инсульт или нейротравму».

По словам разработчиков, использование платформы на базе интерфейса мозг-компьютер может сильно улучшать показатели киберспортсменов при сочетании с классическими тренировками. Кроме того, подобный способ тренировок снижает нагрузку на сухожильномышечный аппарат руки, что важно для профилактики туннельного синдрома, от которого часто страдают киберспортсмены и офисные сотрудники, работающие с компьютерной мышью.

Разработка представлена в рамках всероссийского конкурса проектных работ школьников «Большие вызовы» на базе образовательного центра «Сириус».