Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Цветовая схема:
  • А
  • А
  • А
Календарь конференций
  • 14 – 16 сентября

    Международная научно-практическая конференция «Эксперимент в хирургии и онкологии»

  • 18 – 21 сентября

    I Всероссийская конференция преподавателей кристаллографии

  • 25 – 26 октября

    Научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов III Молодежные Губеровские чтения "Юго-Восточная Азия: историческое развитие и социально-политическая трансформация"

  • 25 октября

    Шестая ежегодная научная конференция консорциума журналов экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 13 – 15 ноября

    Международная научная конференция «Добро и зло на Востоке: этика, политика, экономика»

  • 22 – 24 ноября

    Ежегодная Всероссийская научная конференция с международным участием «Наука в вузовском музее»

  • 23 – 25 ноября

    Международная научно-практическая конференция "Государство и право России в современном мире"

  • 23 – 25 ноября

    V Национальный конгресс по регенеративной медицине

Все конференции
Программы дополни-
тельного образования
Проект «Вернадский»
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
«Университет без границ»

Древнюю загадочную инсталляцию обнаружили историки МГУ в пещере Челябинской области

Изображение северного оленя в Серпиевской-2 пещере (Челябинская область).
Изображение северного оленя в Серпиевской-2 пещере (Челябинская область).

Студенты исторического факультета МГУ обнаружили сложную структуру в Серпиевской-2 пещере — третьем подземном памятнике с настенными палеолитическими изображениями на территории нашей страны (после Каповой и Игнатьевской пещер). Она представляет собой ямку, окруженную своего рода частоколом из костей, — подобных древних инсталляций в России ранее не обнаруживали. О ее значении говорить пока также рано.

Остатки структуры, созданной, по всей видимости, около 14 тысяч лет назад, представляют собой специально выкопанную около стены пещеры ямку с вертикально вбитыми или, скорее, поставленными туда костями и зубами крупных животных Ледникового периода: лошади, бизона, шерстистого носорога, пещерного медведя, волка и прочих. Некоторые кости были заклинены специально подобранными камнями.

Крупинки и древесные угли в палеолитическом культурном слое пещеры Серпиевская-2 (Челябинская область).

Кроме костных остатков в яме были обнаружены только отдельные древесные угли и крупинки красочного пигмента (красной охры). Над ямой и в непосредственной близости от нее на стенах доисторическим художником были созданы изображения, среди которых выделяется фигура северного оленя — очень редкого образа в бестиарии палеолитических художников Южного Урала. В самой ямке на стене хорошо видно округлое пятно, выполненное древесным углем. В связи с тем, что на этом уровне заполнения ямы ни крупных углей, ни значительного скопления мелких или средних углей не обнаружено, есть некоторые основания предположить, что округлое пятно является отдельным проявлением изобразительной деятельности палеолитического человека и преднамеренно нарисовано на стене пещеры после выкапывания ямки, но до наполнения ее костями.

Процесс расчистки ямки с костями в Серпиевской-2 пещере (Челябинская область).

«Ямы и ямки с костями достаточно широко известны на палеолитических стоянках открытого типа. Как правило, они служили либо хранилищами, своего рода шкафчиками или холодильниками, либо были элементами строительных конструкций, например столбовыми ямками, в которых фрагменты костей животных играли роль забутовки для укрепления жердей или столбовых конструкций. Однако в пещерах, тем более в тех, где не жили люди, и в подземных палеолитических святилищах с настенными изображениями подобные конструкции выявляются чрезвычайно редко. Например, во французской пещере Энлен, перед проходом в знаменитую пещеру Три Брата, были обнаружены группы вбитых костей, которым наши коллеги пытались дать утилитарное объяснение, вплоть до своеобразных колышков для тентов, но в результате остановились на их неутилитарном значении. На территории нашей страны подобного раньше не находили вовсе. Сейчас говорить о предназначении этой конструкции еще рано: необходимо продолжение полевых и лабораторных исследований. Возможный геометрический знак — черная точка — на скальной стенке ямки аналогов не имеет в принципе», — рассказал руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ доктор исторических наук Владислав Житенев.

Возможный геометрический округлый знак на скальной стене ямки с костями животных Ледникового периода в Серпиевской-2 пещере (Челябинская область).

Настенные изображения в Серпиевской-2 пещере были обнаружены в середине 1980-х годов в ходе работ экспедиции под руководством В.Т. Петрина, выявившего и изучавшего настенные рисунки в Игнатьевской пещере (Катав-Ивановский район Челябинской области). До 2019 года хорошо аргументированных комплексных археологических обоснований палеолитического возраста рисунков Серпиевской-2 пещеры не было. В результате работ 2022 года можно с высокой степенью достоверности говорить о палеолитическом возрасте настенных рисунков, непосредственно связанных, как теперь стало понятно, со следами пока еще загадочной структуры из костей вымерших животных Ледникового периода.

Большая часть из примерно шести десятков изображений в Серпиевской-2 пещере — неидентифицированные пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми остатками фигур, частично следами неясных на сегодняшний день изобразительных палеолитических практик. Они сочетаются с единичными зооморфными изображениями и геометрическими знаками. Кроме того, здесь выявлены единственные для Южного Урала бессистемные гравировки.

В заключение стоит отметить, что часть студентов Московского университета участвовала в Южно-Уральской экспедиции в качестве научных волонтеров, а сама практика научного волонтерства насчитывает в археологических экспедициях МГУ не одно десятилетие и продолжает развиваться.

Вход в пещеру Серпиевская-2 (Челябинская область).
Начало расчистки ямки с костями в Серпиевской-2 пещере (Челябинская область).

Фото: Владислав Житенев