18
Календарь конференций
  • 25 – 29 августа

    Международный симпозиум по космическим лучам предельно высоких энергий UHECR-2020

  • 25 – 29 августа

    Симпозиум № 365 Международного астрономического союза «Динамика конвективных зон и атмосфер Солнца и звезд»

  • 1 сентября – 31 декабря

    Форум «Гуманитарные науки и вызовы современности»

  • 29 сентября

    Международная научная конференция "Новые идеи и теоретические аспекты инженерной геологии"

  • 1 – 30 ноября

    Внутривузовский этап в МГУ имени М.В. Ломоносова Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов "Наука будущего - наука молодых"

  • 10 – 11 ноября

    V Международная научно-практическая конференция «ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ: МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

  • 23 – 26 ноября

    Всероссийская конференция и XII научная молодежная Школа с международным участием

  • 17 – 18 декабря

    VII Международная научная конференция «Русская литература ХХ–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения)»

  • 1 сентября – 31 декабря

    Форум «Гуманитарные науки и вызовы современности»

Все конференции

Географы МГУ оценили состояние федеральной автотрассы «Колыма»

Маршрут географов МГУ
Маршрут географов МГУ

Географы МГУ имени М.В.Ломоносова завершили исследование территории вдоль федеральной автотрассы «Колыма». Студенты и преподаватели кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ оценили состояние и роль трассы для социально-экономического развития регионов Дальнего Востока. Экспедиция стала частью работ в рамках совместного гранта РГО-РФФИ «Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока».

Ранее, в июне – августе 2017-2018 гг., подобные работы исследователи провели в Иркутской, Кемеровской и Сахалинской областях, Алтайском, Красноярском и Приморском краях, а также в Республике Алтай.

Участники экспедиции на пароме через р. Лена
Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма» связывает города Якутск и Магадан. Позволяет существовать целому ряду населенных пунктов. Трасса обеспечивает грузопотоки золотопромышленников, угледобытчиков, энергетиков, по ней перевозятся продовольственные товары, товары первой необходимости и длительного пользования. Тем не менее, состояние автотрассы на многих участках не соответствует федеральному уровню. Покрытие трассы «Колыма» преимущественно грунтовое, количество объектов придорожной инфраструктуры минимально, а населенные пункты разбросаны друг от друга на сотни километров.

В августе-сентябре 2019 года географы МГУ преодолели более 2000 км по маршруту Якутск – Нижний Бестях – Хандыга – Усть-Нера – Сусуман – Синегорье – Талая – Магадан. Тем самым исследователи охватили основные населенные пункты, расположенные вдоль трассы, а также основные организации и объекты: ПАО «Сусуманзолото», россыпные месторождения золота ручья Берелёх, Колымская ГЭС, Магаданский областной санаторий «Талая».

Чтобы узнать о ключевых проблемах, которые стоят перед жителями и муниципальными администрациями, оценить перспективы развития жилых поселков вдоль трассы «Колыма», географы взяли более 40 интервью у местных жителей, провели беседы с представителями местных органов власти и организаций, экскурсии на предприятия, а также визуальное обследование восьми населенных пунктов.

Одной из актуальных проблем является отсутствие моста через р. Алдан в районе якутского поселка Хандыги. В связи с этим в межсезонье (апрель-май и ноябрь-декабрь) сквозное движение по трассе «Колыма» невозможно. Согласно оценке транспортного потока участок Нижний Бестях – Хандыга как раз является одним из наиболее оживленных.

Сброс воды на Колымской ГЭС
«В рамках экспедиции мы непрерывно проводили количественные и качественные замеры типа покрытия трассы на всем ее протяжении. Изучались такие параметры как надежность, удобство для передвижения пассажирского и грузового автотранспорта, грузо- и пассажиропотоки по трассе, ее предельная емкость. Собирали данные об объемах завоза грузов для населенных пунктов, а также вывоза продукции по трассе, прежде всего горнодобывающей промышленности, — рассказала руководитель экспедиции, доцент географического факультета МГУ Мария Горячко. — Проведение экспедиционных исследований было бы невозможно без поддержки РГО и РФФИ. Но не менее значимую роль имела поддержка в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области. Мы выражаем особую благодарность региональным и местным органам власти за содействие, участие и предоставление актуальной информации».

Материалы экспедиции ученые обработают осенью 2019 года. В том числе будут сформированы конкретные рекомендации по оптимизации и модернизации системы транспортно-коммуникационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, в частности в районах вдоль трассы «Колыма». На основе оценки социальных и экономических издержек ведения хозяйственной деятельности в региональном разрезе ученые планируют разработать методику выбора наиболее эффективных вариантов реализации инфраструктурных проектов.

«В рамках работы по гранту мы предложим районирование территории Сибири и Дальнего Востока, исходя из современного уровня и эффективности развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в этих регионах. Такая типологизация регионов позволит выделить приоритетные инфраструктурные проекты, а также представить к реализации ряд новых проектов», — отметила Мария Горячко.