Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Цветовая схема:
  • А
  • А
  • А
Календарь конференций
  • 1 июля

    Ежегодный вестник «Инновации в профильном естественнонаучном образовании: диалог между школой и ВУЗом»

  • 1 июня – 31 июля

    Виртуальный ботаник: отправь растения в онлайн!

  • 7 – 8 сентября

    VI Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 7 – 8 сентября

    Всероссийская научная конференция «Проблемы агрохимии и экологии – от плодородия к качеству почвы», посвященная 90-летию выдающегося деятеля науки, классика отечественной школы агрохимии, академика РАН Василия Григорьевича Минеева

  • 11 – 12 октября

    Научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов II Молодежные Губеровские чтения «Юго-Восточная Азия: история и современность»

  • 17 – 18 ноября

    Всероссийская научная конференция с международным участием «Природная и антропогенная неоднородность почв и статистические методы ее изучения»

  • 10 декабря

    Международная конференция по общему языкознанию «Наследие трудов Ю.В. Рождественского в XXI веке» — к 95-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского (1926-1999)

Все конференции
Филиал МГУ в г. Сарове

Программы дополни-
тельного образования
«Университет без границ»
Гранты Президента РФ
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ

Географы МГУ оценили состояние федеральной автотрассы «Колыма»

Маршрут географов МГУ
Маршрут географов МГУ

Географы МГУ имени М.В.Ломоносова завершили исследование территории вдоль федеральной автотрассы «Колыма». Студенты и преподаватели кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ оценили состояние и роль трассы для социально-экономического развития регионов Дальнего Востока. Экспедиция стала частью работ в рамках совместного гранта РГО-РФФИ «Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока».

Ранее, в июне – августе 2017-2018 гг., подобные работы исследователи провели в Иркутской, Кемеровской и Сахалинской областях, Алтайском, Красноярском и Приморском краях, а также в Республике Алтай.

Участники экспедиции на пароме через р. Лена
Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма» связывает города Якутск и Магадан. Позволяет существовать целому ряду населенных пунктов. Трасса обеспечивает грузопотоки золотопромышленников, угледобытчиков, энергетиков, по ней перевозятся продовольственные товары, товары первой необходимости и длительного пользования. Тем не менее, состояние автотрассы на многих участках не соответствует федеральному уровню. Покрытие трассы «Колыма» преимущественно грунтовое, количество объектов придорожной инфраструктуры минимально, а населенные пункты разбросаны друг от друга на сотни километров.

В августе-сентябре 2019 года географы МГУ преодолели более 2000 км по маршруту Якутск – Нижний Бестях – Хандыга – Усть-Нера – Сусуман – Синегорье – Талая – Магадан. Тем самым исследователи охватили основные населенные пункты, расположенные вдоль трассы, а также основные организации и объекты: ПАО «Сусуманзолото», россыпные месторождения золота ручья Берелёх, Колымская ГЭС, Магаданский областной санаторий «Талая».

Чтобы узнать о ключевых проблемах, которые стоят перед жителями и муниципальными администрациями, оценить перспективы развития жилых поселков вдоль трассы «Колыма», географы взяли более 40 интервью у местных жителей, провели беседы с представителями местных органов власти и организаций, экскурсии на предприятия, а также визуальное обследование восьми населенных пунктов.

Одной из актуальных проблем является отсутствие моста через р. Алдан в районе якутского поселка Хандыги. В связи с этим в межсезонье (апрель-май и ноябрь-декабрь) сквозное движение по трассе «Колыма» невозможно. Согласно оценке транспортного потока участок Нижний Бестях – Хандыга как раз является одним из наиболее оживленных.

Сброс воды на Колымской ГЭС
«В рамках экспедиции мы непрерывно проводили количественные и качественные замеры типа покрытия трассы на всем ее протяжении. Изучались такие параметры как надежность, удобство для передвижения пассажирского и грузового автотранспорта, грузо- и пассажиропотоки по трассе, ее предельная емкость. Собирали данные об объемах завоза грузов для населенных пунктов, а также вывоза продукции по трассе, прежде всего горнодобывающей промышленности, — рассказала руководитель экспедиции, доцент географического факультета МГУ Мария Горячко. — Проведение экспедиционных исследований было бы невозможно без поддержки РГО и РФФИ. Но не менее значимую роль имела поддержка в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области. Мы выражаем особую благодарность региональным и местным органам власти за содействие, участие и предоставление актуальной информации».

Материалы экспедиции ученые обработают осенью 2019 года. В том числе будут сформированы конкретные рекомендации по оптимизации и модернизации системы транспортно-коммуникационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, в частности в районах вдоль трассы «Колыма». На основе оценки социальных и экономических издержек ведения хозяйственной деятельности в региональном разрезе ученые планируют разработать методику выбора наиболее эффективных вариантов реализации инфраструктурных проектов.

«В рамках работы по гранту мы предложим районирование территории Сибири и Дальнего Востока, исходя из современного уровня и эффективности развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в этих регионах. Такая типологизация регионов позволит выделить приоритетные инфраструктурные проекты, а также представить к реализации ряд новых проектов», — отметила Мария Горячко.