5
Календарь конференций
  • 4 февраля – 31 декабря

    Повышение квалификации в формате онлайн-курса для сотрудников СПО и вузов России «Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — в образовании»

  • 1 марта – 1 сентября

    Поступление в 8 класс. 2018/19 учебный год. Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М.В. Ломоносова.

  • 26 – 30 августа

    XXI Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа «Творческое письмо и новые профили гуманитарного образования»

  • 1 марта – 1 сентября

    Поступление в 8 класс. 2018/19 учебный год. Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М.В. Ломоносова.

  • 19 – 23 сентября

    I Всероссийская научная конференция школьников, студентов и молодых ученых «Морские исследования и рациональное природопользование»

  • 11 октября

    Вторая ежегодная научная конференция консорциума журналов экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 21 ноября

    Программа по перезагрузке научной фантастики в литературе и медиа "Будущее время"

  • 13 – 14 декабря

    Международная конференция “Деятельностный подход к образованию в современном информационном обществе”

  • 16 февраля – 16 декабря

    Всероссийский конкурс - Олимпиада "Кристальное дерево знаний 2018"

  • 4 февраля – 31 декабря

    Повышение квалификации в формате онлайн-курса для сотрудников СПО и вузов России «Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — в образовании»

  • 20 – 23 марта

    VI Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность»

  • 2 – 5 июля

    ХVI Европейский психологический конгресс

Все конференции

Исследование МГУ: Москва и Лондон делят 2-3 места среди ведущих мегаполисов мира по уровню развития транспортного комплекса

Межфакультетская группа ученых МГУ завершила работу над обновлением Индекса развития транспортного комплекса за 2010–2017 гг. Представленный Индекс учитывает различные социально-экономические аспекты развития транспортной инфраструктуры: качество и доступность транспортных услуг для всех основных категорий пользователей транспортной системы (пассажиров общественного транспорта, велосипедистов, пешеходов и владельцев личных автомобилей), эффективность грузовой логистики, безопасность дорожного движения и воздействие транспорта на окружающую среду. Индекс рассчитан на основе статистических данных, полученных из авторитетных открытых источников, а также из информационных систем национальных и муниципальных органов управления.

В ходе проведенного исследования сформирован рейтинг мегаполисов по уровню развития транспортного комплекса за 2010 и 2015–2017 гг. В сравнительном анализе для индекса рассматривались 10 наиболее близких друг к другу по урбанистическим и экономическим показателям мегаполисов: Токио, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Сингапур, Шанхай, Санкт-Петербург, Гонконг, Стамбул, Мехико. Лидирующие позиции в рейтинге в течение всего рассматриваемого периода занимали Токио и Лондон. Наименее благоприятная ситуация в сфере транспорта наблюдалась в Мехико.

Согласно полученным результатам, в 2010–2017 гг. имел место опережающий рост индекса для Москвы по сравнению с другими анализируемыми городами. В 2017 г. Москве удалось разделить 2-е и 3-е места с Лондоном, поднявшись с восьмого места в рейтинге 2010 г.

За рассматриваемый период были существенно улучшены позиции Москвы по основным показателям, характеризующим качество и доступность транспортных услуг — в первую очередь, для пользователей общественного транспорта. На 4 позиции повысился рейтинг Москвы по качеству транспортных услуг для всех групп населения (с 8-го до 4-го места), на 1  позицию (с 5-го до 4-го места) — по их доступности. В городе наблюдается положительная динамика показателей, характеризующих безопасность дорожного движения и воздействие транспорта на окружающую среду, что обеспечило достижение Москвой 2-го места в соответствующем рейтинге (по сравнению с 8-й позицией семью годами ранее). Достаточно высоки позиции Москвы с точки зрения эффективности грузовой логистики — город в последние годы сохраняет 3-ю позицию в сравнении с другими рассмотренными мегаполисами мира.

Результаты расчетов Индекса в отношении крупнейших российских городов показали, что на протяжении последних восьми лет Москва занимает среди них ведущее место по уровню развития транспортного комплекса. В пятерку лидеров рейтинга также входят Санкт-Петербург (2-е место), Новосибирск (3-е место), Нижний Новгород (4-е место) и Екатеринбург (5-е место). В целом следует отметить позитивную динамику развития транспортного комплекса в последние годы во всех российских городах-миллионниках.

«В Московском университете существует экспертиза по очень широкому кругу вопросов. Предложенная методика построения индекса обобщает достижения разных научных коллективов, является результатом междисциплинарного сотрудничества специалистов разного профиля. Эффективность транспортной системы Москвы, безусловно, важный фактор социально-экономического развития города. Индекс, разработанный Московским университетом, позволяет выявлять резервы дальнейшего развития транспортного комплекса столицы, учитывая лучшую мировую практику в соотношении с московской спецификой», — заявил директор Центра научно-технологического прогнозирования экономического факультета МГУ Олег Карасев.

Среди ключевых изменений в транспортной системе Москвы за 2010–2017 гг., которые позволили повысить позицию в рейтинге, следует отметить увеличение протяжённости линий метро (с учётом МЦК) на 35%, сокращение числа дорожно-транспортных происшествий на 35%, снижение уровня смертности в ДТП на 40%, рост числа пассажиров наземного городского пассажирского транспорта на 100 млн в год, открытие более 100 новых маршрутов городского транспорта, а также увеличение пассажиропотока такси в 15 раз.

Несмотря на уже достигнутые результаты, в Москве имеются резервы для дальнейшего совершенствования системы городского транспорта, в первую очередь, по таким показателям, как качество и доступность транспортных услуг для населения, а также эффективность грузовой логистики.

Справка

Индекс развития транспортного комплекса ведущих мегаполисов мира имеет многоуровневую структуру, верхний уровень которой образуют 4 субиндекса, отражающие соответственно названные выше аспекты развития транспортной системы мегаполисов. При его расчете используются 72 расчетных и более 200 первичных показателей, данные по которым собираются на основе авторитетных первоисточников в доступной ретроспективе и регулярно обновляются.

Индекс развития транспортного комплекса крупнейших городов России включает в себя 3 субиндекса: индекс качества транспортных услуг, индекс доступности транспортных услуг для населения, индекс безопасности дорожного движения и воздействия транспорта на окружающую среду. В состав Индекса входят 55 расчетных и более 100 первичных показателей.

Источниками данных для исчисления Индекса являются информационные системы национальных органов государственной статистики, муниципальных органов управления (включая сферу управления транспортным комплексом), материалы ведущих независимых аналитических центров, результаты собственных исследований МГУ.