5
Календарь конференций
  • 29 ноября – 8 декабря

    XX Международная конференция «Государственное управление в новых геополитических и геоэкономических условиях»

  • 7 – 8 декабря

    Всероссийская научная конференция «Мехмат-90», посвященная 90-летию механико-математического факультета МГУ.

  • 29 ноября – 8 декабря

    XX Международная конференция «Государственное управление в новых геополитических и геоэкономических условиях»

  • 13 декабря

    3-й Всероссийский уголовно-правовой форум молодых ученых имени М.Н. Гернета

  • 14 декабря

    Шестая международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «СМИ и журналистика: слово молодым»

  • 15 декабря – 31 мая

    Универсиада «Ломоносов» по журналистике «Медиапроект»

  • 15 октября – 16 декабря

    VII Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 27 января – 4 февраля

    Зимняя школа по теоретической и математической физике Института теоретической и математической физики МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 27 января – 4 февраля

    Зимняя школа по теоретической и математической физике Института теоретической и математической физики МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 22 февраля

    Всероссийская (национальная) научно-практическая конференция «Человек – Семья – Общество – Государство – Бизнес: формирование образа будущего России»

  • 27 февраля – 1 марта

    Международная научно-практическая конференция МГУ «Энциклопедия: вчера, сегодня, завтра»

  • 27 февраля – 1 марта

    Международная научно-практическая конференция МГУ «Энциклопедия: вчера, сегодня, завтра»

  • 17 мая

    Научная конференция «Школе геофизиков МГУ - 80 лет. Перекличка поколений», посвященная 80-летию образования кафедры геофизики, 40-летию создания отделения геофизики на геологическом факультете МГУ и 270-летнему юбилею Московского университета имени М.В.

  • 15 декабря – 31 мая

    Универсиада «Ломоносов» по журналистике «Медиапроект»

Все конференции

Психологи МГУ изучили роль воспитателя в развитии саморегуляции дошкольников

Психологи Московского университета впервые на российской выборке провели исследование взаимосвязи особенностей взаимодействия педагога с детьми в группе детского сада и особенностей развития регуляторных функций детей. Работа опубликована в журнале Frontiers in Psychology и поддержана грантом Российского научного фонда.

В исследовании у детей в возрасте 5-6 лет оценивалось развитие трёх основных компонентов регуляторных функций: 1) рабочей памяти, которая отвечает за хранение и использование информации в процессе решения какой-либо задачи, 2) сдерживающего контроля, который предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании, и 3) когнитивной гибкости которая связана со способностью переключаться между задачами, правилами и стимулами, умением посмотреть на ситуацию или задачу с другой стороны. Данные когнитивные способности лежат в основе произвольного поведения человека (саморегуляции) и помогают успешно адаптироваться к новым условиям за счет умения самостоятельно контролировать свою память, внимание, эмоции и другие высшие психические функции.

«Развитие регуляторных функций в дошкольном возрасте является важным предиктором дальнейшей академической и социальной успешности детей. От того, на сколько у дошкольника сформирована способность управлять своим поведением, удерживать внимание и память на учебном материале и других развивающих видах деятельность, зависит успешность освоения информации и общая ориентация ребёнка в социальных отношениях. Поэтому изучение различных факторов, влияющих на развитие саморегуляции и когнитивных функций в этот период, является важной задачей в современной психологии образования», — пояснил руководитель исследования, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Александр Веракса.

«В данном исследовании для оценки особенностей взаимодействия педагога и воспитанников в группе детского сада была использована методика наблюдения CLASS (Classroom Assessment Scoring System), основанная на идеях выдающегося профессора Московского университета Льва Семеновича Выготского. Выделяемые в методике основные показатели взаимодействия педагога и детей (эмоциональная поддержка, организация работы в группе и методическая поддержка) исходят из предположения, что именно взаимоотношения между учащимися и взрослыми являются основным механизмом развития и обучения детей, в отличие от других методик, оценивающих материалы, физическую среду или безопасность в группе», — рассказала кандидат психологических наук Дарья Бухаленкова, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.

В методике CLASS показатель «Эмоциональной поддержки» отражает умения педагога создавать позитивную, эмоционально-принимающую атмосферу, чутко относиться к мнениям и эмоциональным состояниям детей, гибко и эффективно реагировать на возникающие у них трудности. Оценка качества «Организации работы в группе» дает представление об эффективности педагога в организации занятий и каждодневной рутины: контролю поведения учащихся, управлению временем и вниманием детей. Показатель качества «Методической поддержки» отражает частоту и эффективность использования воспитателем различных педагогических приемов, которые способствовали развитию навыков мышления, планирования и контроля, а также речи у детей.

Проведенное исследование показало, что воспитанники групп, в которых педагоги обеспечивают более высокий уровень эмоциональной поддержки детей, умеют эффективно управлять их поведением и обучением, а также активно используют приемы, способствующие развитию мышления и речи у детей, показывают более высокие результаты в развитии сдерживающего контроля, навыков самопроверки, зрительной рабочей памяти и обучаемости в целом.

Таким образом, впервые на российской выборке удалось подтвердить наличие взаимосвязи между качеством дошкольного образования и показателями развития саморегуляции у детей дошкольного возраста как предикторами академической успешности в период школьного обучения и эффективной адаптации и социализации подрастающего поколения в обществе.

«Мы планируем проследить развитие воспитанников детских садов, принявших участие в данном исследовании, на протяжении всех лет их дальнейшего школьного обучения, чтобы понять, как качество дошкольного образования влияет на успешность детей в будущем», — прокомментировала доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук Ольга Алмазова.