7
Календарь конференций
  • 5 декабря – 1 мая

    Универсиада «Ломоносов» по прикладной математике и информатике

  • 15 декабря – 31 мая

    Универсиада «Ломоносов» по фундаментальной физико-химической инженерии

  • 3 февраля – 30 апреля

    Универсиада "Ломоносов. Космические исследования: математика, механика и космические исследования"

  • 12 – 16 апреля

    Евразийский молодежный форум «Евразия – пространство сотрудничества, мира и согласия»

  • 18 января – 17 апреля

    Универсиада "Ломоносов" по психологии 2020-2021 учебного года

  • 19 апреля

    Круглый стол «Сходство непохожих (навстречу юбилеям Л.Н. Андреева и Тэффи)», приуроченный к 100-летию со дня рождения профессора А.Г. Соколова

  • 30 апреля – 3 мая

    City Nature Challenge 2021: чемпионат мира по документации городского биоразнообразия

  • 3 февраля – 30 апреля

    Универсиада "Ломоносов. Космические исследования: математика, механика и космические исследования"

  • 5 декабря – 1 мая

    Универсиада «Ломоносов» по прикладной математике и информатике

  • 30 апреля – 3 мая

    City Nature Challenge 2021: чемпионат мира по документации городского биоразнообразия

  • 20 января – 30 мая

    Универсиада "Ломоносов" по ПОЧВОВЕДЕНИЮ и ЭКОЛОГИИ 2020/21

  • 15 января – 31 мая

    Универсиада Ломоносов по государственному управлению

  • 11 января – 31 мая

    Универсиада "Ломоносов" по международным отношениям 2020/2021 учебного года

  • 15 декабря – 31 мая

    Универсиада «Ломоносов» по фундаментальной физико-химической инженерии

Все конференции
29/09/20

Психологи МГУ выяснили, как опыт негативного взаимодействия влияет на способность дошкольников понимать эмоции

Сотрудники кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ совместно с коллегой из Университета Осло выяснили, что низкое качество образовательной среды играет положительную роль в формировании способности понимать эмоции у детей и несут в себе определенные возможности для развития. Работа опубликована в ведущем научном журнале European Early Childhood Education Research Journal.

Способность понимать эмоции позволяет ребенку чувствовать себя комфортно в разных ситуациях, осознавать ее динамику и причины изменений эмоционального состояния и поведения окружающих. Ранее было показано, что дети, которые хорошо понимают эмоции, проще адаптируются к изменениям, способны выстраивать позитивные отношения с окружающими и показывают более выдающиеся академические достижения. В то время как низкий уровень развития понимания эмоций ассоциируется с тревожностью, депрессией, социальной неприспособленностью и невротизацией.

Наиболее интенсивный период в развитии способности понимать, прогнозировать и контролировать эмоции приходится на дошкольный возраст. А ключевым фактором в этом процессе выступает общение. Именно в общении с окружающими ребенок сталкивается с различными эмоциональными состояниями и учится понимать их внешние и внутренние причины.

Несмотря на то, что дошкольники во всем мире проводят значительную часть дня в детских садах, до сих пор не исследовалось, каким образом образовательная среда детского сада влияет на развитие понимания эмоций. Важный вклад в эту область внесли российские психологи, которые проанализировали связь между показателями понимания эмоций у 592 детей в возрасте 5-6 лет и результатами оценки образовательной среды в их группах детских садов. При контроле потенциального влияния возраста, пола и невербального интеллекта было показано, что лучше справляются с задачей понимания эмоций дети из групп, где они самостоятельно разрешают конфликты, учатся осознавать личные и групповые границы, понимать переживания и желания, как собственные, так и окружающих. Полезным для развития эмоций оказывается фронтальная работа педагога с группой: в течение дня дети оказываются вовлечены в совместные занятия в большой группе вместо уединения или одиночной игры. Фронтальная работа ограничивает возможности детей регулировать количество и частоту контактов в течение дня, даже если они вызывают негативные эмоции. Такой богатый опыт общения расширяет спектр эмоций, которые переживают и наблюдают друг у друга дети. Наконец, в больших группах педагоги зачастую прибегают к строгой дисциплине, а это требует от детей умения регулировать собственные эмоции.

«Подобные исследования ранее не проводились ни отечественными, ни зарубежными исследователями. На этом работа не окончена. В скором времени мы сможем оценить показатели индивидуального прогресса детей в понимании эмоций в зависимости от образовательной среды в детских садах. Это особенно важно для построения образовательной работы по эмоциональному развитию детей. К сожалению, традиционно ей уделяется совсем немного внимания», — отметил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.

Исследование выполнено при грантовой поддержке РНФ.