3
Календарь конференций
  • 27 января – 1 февраля

    Всероссийская зимняя школа научного перевода для студентов социально-гуманитарного профиля «Перевод в науке – наука в переводе»

  • 27 января – 1 февраля

    Всероссийская зимняя школа научного перевода для студентов социально-гуманитарного профиля «Перевод в науке – наука в переводе»

  • 4 – 5 февраля

    Всероссийская научная конференция «Философия перед лицом новых цивилизационных вызовов», приуроченная к 80-летнему юбилею воссоздания философского факультета в структуре Московского университета.

  • 4 февраля

    VII Зимняя научная школа-конференция по механике композитов имени Б. Е. Победри

  • 15 октября – 9 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 13 декабря – 13 февраля

    XXIX Московская открытая олимпиада школьников по геологии 2021-2022 года

  • 15 февраля

    Магистр-2022: шаг в профессию

  • 21 – 22 февраля

    XVI Международная научная конференция «Сорокинские чтения» Искусственный интеллект и общественное развитие: новые возможности и преграды

  • 2 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 26 – 27 мая

    «Уголовное право в системе межотраслевых связей: проблемы теории и правоприменения»

Все конференции

Ученые МГУ и РАО назвали оптимальное время использования гаджетов для детей

Ученые МГУ имени М.В.Ломоносова и Российской академии образования провели исследование зависимости времени использования гаджетов и развития у ребенка саморегуляции, то есть способности контролировать свои эмоции, познавательные процессы и поведение. Именно эти навыки лежат в основе успешной адаптации к школьному обучению, академической и социальной успешности.

В рамках исследования, данные которого опубликованы в European Journal of Psychology of Education, ученые провели опросы более 3000 родителей и более 800 детей. Результаты показали, что в возрасте 7-10 лет наивысший уровень саморегуляции наблюдается у тех малышей, которые пользуются гаджетами 1-2 часа в день, а не у тех, кто проводит за ними меньше часа.

«Для каждого возраста есть свое оптимальное время использования гаджетов, и полное исключение ребенка из цифровой среды в условиях современного общества также негативно для его развития, – отметил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ академик РАО Александр Веракса. – Дело в том, что содержание общения, игр детей во многом определяется сейчас цифровым контентом, не обладая которым, дети теряют возможность говорить на общие темы со сверстниками».

Вместе с тем исследование показало, что у детей 6-7 лет, пользующихся гаджетами 1-2 раза в неделю, наблюдается более высокий уровень развития саморегуляции и гибкости мышления по сравнению с теми ребятами, кто пользуется ими каждый день.

По статистике, в среднем экранное время ребенка в возрасте 2-4 лет составляет около 2,5 часов в день, а для детей 5-8 лет – более 3 часов в день. Ученые МГУ и РАО рекомендуют не допускать детей до 2 лет к любому взаимодействию с гаджетами из-за возможного негативного влияния на эмоциональное, личностное и когнитивное развитие.

Кроме того, психологи изучили, как разные способы взаимодействия с гаджетами влияют на речевое развитие. Время, проведенное ребенком пяти-шести лет перед экраном пассивно (например, за просмотром видеороликов) отрицательно влияет на способность обрабатывать вербальную информацию. Поэтому для развития речевой сферы больше подходят те программы и приложения, которые требуют от ребенка активных взаимодействий с экраном.

Еще один важный вывод, который делают ученые Российской академии образования: просмотр несоответствующего возрасту, «взрослого», контента детьми в младшем дошкольном возрасте приводит к более бедному словарному запасу. Соответствующие возрасту качественные, хорошо продуманные обучающие видеоматериалы и приложения, наоборот, способствуют развитию языковых навыков и грамотности.

Дети младше 2-2,5 лет не усваивают новые слова из видеофильмов, если родители не используют эти слова в повседневном общении. Ребята лучше всего усваивают слова и материал в целом, который они видят на экране, когда после просмотра родитель задает ребенку вопросы и побуждает его рассказывать отрывки из увиденного сюжета.

Эксперты также отмечают, что с возрастом экранное время дошкольников увеличивается из-за того, что родители меньше регулируют досуг детей. Например, по результатам опроса, 88% малышей в возрасте 6-7 лет самостоятельно пользуются цифровыми устройствами, и родители часто не знают, что именно делают их дети, когда используют гаджеты.

При этом «перегруженный» цифровой контент затрудняет образовательный процесс. Так, «цифровые книги» с интерактивными визуальными или звуковыми эффектами для детей могут снижать понимание ребенком содержания, так как дети отвлекаются на дополнительные эффекты, а также потому что уменьшается общение между ребенком и родителем в процессе чтения.

«Родителям важно участвовать в выборе мультфильмов, приложений и видеоигр для детей и тщательно отслеживать, с какой информацией малыши встречаются в интернете, потому что именно особенности контента играют решающую роль с точки зрения развития ребенка, – рассказала научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Маргарита Гаврилова. – Результаты проведенного нами исследования показали, что в настоящее время не родители, а именно ребенок – инициатор просмотра того или иного контента. Эти данные нельзя оставлять без внимания».