19
Календарь конференций
  • 18 – 20 октября

    Всероссийская конференция с международным участием «Почвенно-экологические исследования окружающей среды лизиметрическими методами»

  • 21 октября

    Круглый стол "Энергетика будущего в странах Азии и Африки" в рамках "Года науки и технологий в России"

  • 29 – 30 октября

    МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ по японской филологии и методике преподавания японского языка

  • 9 – 12 ноября

    4-я международная школа по квантовым технологиям

  • 23 – 25 ноября

    Ежегодная Всероссийская научная конференция с международным участием «Наука в вузовском музее»

  • 25 – 26 ноября

    VII Юбилейные Соколовские научные чтения «Жанр романа: его прошлое, настоящее и будущее в русской литературе»

  • 26 ноября

    Международная научная конференция «РКИ: вчера, сегодня и завтра» (посвященная 30-летию кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета и 70 –летию преподавания РКИ в стенах Московского университета)

  • 1 – 4 декабря

    XLVII Международная конференция Общества по изучению культуры США «Преодоление: выработка идеалов и их отображение в культуре США \ Overcoming: Cultivating Ideals through Overcoming Barriers in American culture»

  • 3 декабря

    III Межвузовская студенческая конференция «Региональные варианты массовой культуры»

Все конференции
16/09/21

Ученые МГУ и РАО рассказали о методах развития детей

Как играть с ребенком, чтобы развить в нем важнейшую способность контролировать свое поведение? «Прокачать» умение переключаться между разными правилами при выполнении задачи? Ученые МГУ имени М.В.Ломоносова и Российской академии образования провели исследование, в котором участвовали 199 детей в возрасте 5-6 лет. На протяжении семи недель они дважды в неделю играли в сюжетно-ролевые игры под наблюдением ученых-психологов. С той лишь разницей, что в одном случае взрослый управлял игрой, в другой – ею руководил ребенок.

«Дошкольный возраст является периодом активного развития саморегуляции. Это способность контролировать свои эмоции, познавательные процессы и свое поведение, – рассказал заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ академик РАО Александр Веракса. – Известно, что уровень развития саморегуляции в дошкольном возрасте выступает одним из факторов, определяющих дальнейшие академические достижения и успешную социальную адаптацию не только в школе, но и во взрослой жизни».

По словам ученого, именно в возрасте от 3 до 6 лет целенаправленное развитие саморегуляции у ребенка дает наибольший эффект. А поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, дети играют много и с удовольствием, именно в игре это развитие может произойти естественно и легко для ребенка.

Например, поднять руку и ждать очереди, сдерживая порыв вскочить со своего места и выкрикнуть правильный ответ – задача, которая требует высокого уровня развития саморегуляции у ребенка. Другой пример: счет в уме требует развитой рабочей памяти (которая тоже является регуляторной функцией), потому что предполагает произведение арифметических операций с числами, которые нужно помнить. Когнитивная гибкость позволяет переключаться между разными правилами при выполнении задачи, а в целом – между активностями и задачками.

«До и после проведения игр мы оценили уровень развития саморегуляции с помощью тестов и так смогли сделать выводы о том, насколько развивающим является тот или иной вид игры, – пояснила научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Вера Сухих. – Там, где взрослый управлял сюжетом и ходом игры, она оказала значимое влияние на все регуляторные функции, кроме рабочей памяти. А в тех группах, где игрой управляли сами дети, эффективность оказалась несколько ниже: некоторые регуляторные функции показали значимое развитие, а некоторые – нет. Полученные результаты подтверждают тезис выдающегося психолога Льва Выготского о роли взрослого в развитии ребенка. Включение взрослого повышает развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры. Как носитель опыта и знаний, взрослый помогает ребенку там, где его навыков недостаточно. Это касается и игры: зрелая сюжетно-ролевая игра, в наибольшей степени способствующая психическому развитию детей, появляется в том числе благодаря участию взрослого, который на собственном примере показывает детям, какой игра может быть».