16
Календарь конференций
  • 29 августа – 4 сентября

    «Жадные приближения и смежные вопросы»

  • 7 – 8 сентября

    VI Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 7 – 8 сентября

    Всероссийская научная конференция «Проблемы агрохимии и экологии – от плодородия к качеству почвы», посвященная 90-летию выдающегося деятеля науки, классика отечественной школы агрохимии, академика РАН Василия Григорьевича Минеева

  • 5 – 6 октября

    Научно-практическая конференция VII Губеровские чтения: «Юго-Восточная Азия: историческое прошлое и современная реальность»

  • 11 – 12 октября

    Научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов II Молодежные Губеровские чтения «Юго-Восточная Азия: история и современность»

  • 26 октября

    Пятая ежегодная научная конференция консорциума журналов экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

  • 23 – 26 ноября

    СОВМЕСТНАЯ XXII Международная научно-практическая конференция юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и XX Международная научно-практическая конференция "Кутафинские чтения" «Роль права в обеспечении благополучия человека»

  • 10 декабря

    Международная конференция по общему языкознанию «Наследие трудов Ю.В. Рождественского в XXI веке» — к 95-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского (1926-1999)

Все конференции
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Филиал МГУ в г. Сарове

Проект «Вернадский»
«Университет без границ»
ЗАПИСАТЬСЯ НА ВАКЦИНАЦИЮ
Программы дополни-
тельного образования
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
25/08/20

Ученые МГУ составили рейтинг мегаполисов по уровню развития транспортного комплекса

Индекс развития транспортного комплекса ведущих мегаполисов мира и его важнейшие составные элементы за 2010 и 2018 гг.
Индекс развития транспортного комплекса ведущих мегаполисов мира и его важнейшие составные элементы за 2010 и 2018 гг.

Группа ученых из МГУ завершила работу над обновлением Индекса развития транспортного комплекса за 2010–2018 гг. Разработанный Индекс учитывает различные социально-экономические аспекты развития транспортной инфраструктуры: качество и доступность транспортных услуг для всех основных категорий пользователей транспортной системы (пассажиров общественного транспорта, владельцев личных автомобилей, велосипедистов, пешеходов), эффективность грузовой логистики, безопасность дорожного движения и воздействие транспорта на окружающую среду. Он позволяет комплексно оценить уровень развития различных видов транспорта и соотнести его со спецификой конкретных городов, особенностями целеполагания в сфере транспортной политики. Индекс рассчитан на основе статистических данных, полученных из авторитетных открытых источников, а также из информационных систем национальных и муниципальных органов управления.

В ходе исследования сформирован рейтинг мегаполисов по уровню развития транспортного комплекса за 2010 и 2015–2018 гг. Для проведения сравнительного анализа выбран ряд 10 наиболее сопоставимых по урбанистическим и экономическим показателям мегаполисов: Токио, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Сингапур, Шанхай, Санкт-Петербург, Гонконг, Стамбул, Мехико.

Согласно полученным результатам лидирующую позицию в рейтинге в течение всего рассматриваемого периода занимал Токио. Наименее благоприятная ситуация в сфере транспорта наблюдалась в Мехико. На протяжении последних лет имел место опережающий рост индекса для Москвы по сравнению с другими анализируемыми городами. В 2016 году российской столице удалось войти в тройку лидеров рейтинга, а в 2018 году — опередить Лондон и занять 2-е место, поднявшись с 8-го места в рейтинге 2010 года.

В период 2010–2018 гг. были существенно улучшены позиции Москвы по основным показателям, характеризующим качество и доступность транспортных услуг, в первую очередь, для пользователей общественного транспорта. На 6 позиций повысился рейтинг Москвы по качеству транспортных услуг для всех групп населения (с 8-го до 2-го места), на 1 позицию (с  5-го до 4-го места) — по их доступности. В городе наблюдается положительная динамика показателей безопасности дорожного движения и воздействия транспорта на окружающую среду, что позволило Москве разделить 2-е и 3-е места с Сингапуром в соответствующем рейтинге (по сравнению с 8-й позицией семью годами ранее). Достаточно высоки позиции Москвы с точки зрения эффективности грузовой логистики — в последние годы город сохраняет 3-ю позицию в сравнении с другими рассмотренными мегаполисами мира.

Результаты расчета Индекса в отношении крупнейших российских городов показали, что на протяжении последних восьми лет Москва занимает среди них ведущее место по уровню развития транспортного комплекса. В пятерку лидеров рейтинга также входят Санкт-Петербург (2-е место), Нижний Новгород (3-е место), Новосибирск (4-е место) и Самара (5-е место). В целом следует отметить позитивную динамику развития транспортного комплекса в последние годы во всех российских городах-миллионниках.

Среди ключевых изменений в транспортной системе Москвы за 2010–2018 гг., способствующих повышению позиции города в рейтинге, следует отметить увеличение протяжённости линий метро (с учётом Московского центрального кольца) на 46%, сокращение числа ДТП на 34%, снижение уровня смертности в ДТП на 45%, увеличение пассажиропотока Московского транспорта на 460 млн пассажиров, открытие 188 новых маршрутов и 500 остановок городского транспорта, а также рост числа поездок на транспортных средствах городского проката (автомобилях каршеринга, такси, велосипедах и самокатах) в 30 раз.

Несмотря на уже достигнутые результаты, в Москве имеются резервы для дальнейшего совершенствования системы городского транспорта, в первую очередь, по таким показателям, как доступность транспортных услуг для населения и безопасность дорожного движения. Среди ключевых показателей, по которым возможно улучшение, также следует отметить уровень загруженности автодорог. В качестве мер транспортной политики, способствующих повышению значения Индекса для Москвы, рекомендуется усиление контроля безопасности дорожного движения органами Госавтоинспекции, динамическое регулирование ограничения скоростного режима в зависимости от загруженности дорог, оптимизация парковочного пространства, повышение эффективности регулирования движения грузового транспорта и автомобилей низкого экологического класса, активное расширение сети метрополитена и Московских центральных диаметров.