Страница регистрации и проведения вступительного испытания в ШЮЖ факультета журналистики МГУ в 2023 году
Всероссийская молодежная школа-конференция «Молекулярные механизмы регуляции физиологических функций»
Международная научная конференция «Переменные нагружения в механике деформируемого твердого тела», посвященная 100-летию со дня рождения В.В. Москвитина
X международный научно-образовательный форум молодых исследователей «Языки. Культуры. Перевод»
Международная летняя школа студенческих научных обществ
X международный научно-образовательный форум молодых исследователей «Языки. Культуры. Перевод»
Международная летняя школа студенческих научных обществ
Научно-практический семинар V школа сербистики "Доминанты сербской культуры"
VII Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»
Всероссийская междисциплинарная научная конференция «МУЗЕЙ – НАУКЕ» (к 180-летнему юбилею профессора МГУ Д.Н. Анучина и 140-летию организации Музея антропологии)
СОВМЕСТНАЯ XXIV Международная научно-практическая конференция юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и XXIV Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» «Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы»
Научная конференция «Школе геофизиков МГУ - 80 лет. Перекличка поколений», посвященная 80-летию образования кафедры геофизики и 40-летию создания отделения геофизики на геологическом факультете МГУ
Сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с коллегой из Германии выяснили, что в долгосрочной перспективе ментальная установка «забудь» действует одинаково эффективно с командой «запомнить». Обе установки способствуют лучшему запоминанию информации. Результаты исследования опубликованы в Europe's Journal of Psychology.
Люди часто пытаются забыть какую-либо информацию. Возможно ли сделать это волевым усилием? Может ли сильное желание забыть что-либо снизить вероятность того, что человек воспроизведёт некорректную информацию? Зависит ли «забываемость» от силы намерения? Возможно ли заставить кого-либо вычеркнуть из памяти нежелательные воспоминания, просто сказав ему «забудь»? Аспирант факультета психологии МГУ Алёна Гофман под руководством профессора Вероники Нурковой cовместно с коллегой из Германии решили провести эксперимент, чтобы проверить эффективность мнемонических команд.
Для этого исследователи раздали 166 студентам факультета психологии МГУ карточки с 12 парами слов. В каждой паре было одно слово на русском языке, а другое — на вымышленном. Испытуемые должны были выучить эти слова дома, а через 2 недели их попросили воспроизвести выученные пары слов на бумаге. Из 166 студентов с заданием справились 98: они успешно воспроизвели все 12 пар выученных слов и продолжили участие в эксперименте. Этим 98 испытуемым через неделю после первого теста учёные предъявляли русские слова из выученных пар, сопровождая их ментальными установками «забудь», «запомни», «повтори» (что означало произнести слово вслух 10 раз) или несложными арифметическими задачами.
Через 45 минут после второго этапа эксперимента, через месяц и через год учёные проверяли, насколько хорошо испытуемые воспроизводят выученные пары слов. Чтобы исключить проявления синдрома «хорошего испытуемого», экспериментаторы пообещали освободить от заполнения длинного опросника 25% студентов с лучшим результатом. После свободного воспроизведения слов из памяти испытуемым давали лист с исходными 12 парами слов и просили отметить, какую из ментальных установок им давали, предъявляя эти слова.
Затем учёные выявляли статистические закономерности, насколько время и ментальные установки или задания влияют на выполнение задания. «При свободном воспроизведении пары, сопровождавшиеся командой "забыть" воспроизводились значительно хуже. То есть на активное воспроизведение команды действовали напрямую. Основной эффект был зафиксирован при тестировании узнавания. Через год, когда явно вспомнить псевдослова участники уже не могли и, конечно, не могли вспомнить какие были команды, они одинаково хорошо узнавали псевдослова из условий "запомнить" и "забыть". В то же время псевдослова из условий "повторять" и "арифметика" узнавались хуже, — рассказала ведущий автор исследования, профессор кафедры общей психологии МГУ Вероника Нуркова. — Иными словами, любая попытка управлять своей памятью (запомнить или забыть – не важно) связана с усилением следа памяти».
Результаты эксперимента указывают на наличие в памяти двух возможно противодействующих процессов. С одной стороны, со временем память блокируется, а с другой — некоторые ментальные установки позволяют улучшить запоминание. Причём установка «забыть» могла ухудшать результаты свободного воспроизведения слов, но спустя год действовала как фактор, стимулирующий воспоминания.
«В этой работе мы попытались развить отечественный деятельностный подход к памяти (восходящий к классическим работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко), где намеренное забывание не исследовалось экспериментально, но было разработано понимание мнемического действия и установлены главные отличия между произвольными и непроизвольными психическими процессами», — подытожила Вероника Нуркова.