11
Календарь конференций
  • 3 декабря

    III Межвузовская студенческая конференция «Региональные варианты массовой культуры»

  • 29 ноября – 3 декабря

    XII Международная научная конференция «Интеллектуальные системы и компьютерные науки»

  • 7 – 10 декабря

    18-я Международная конференция «Государственное управление: современные вызовы»

  • 8 декабря

    XI международная научно-практическая конференция НАММИ. Актуальные проблемы медиаисследований – 2021

  • 10 декабря

    IV Научная конференция «Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа». Искусственный интеллект и новые возможности экранных искусств и медиаиндустрии

  • 10 декабря

    Международная конференция по общему языкознанию «Наследие трудов Ю.В. Рождественского в XXI веке» — к 95-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского (1926-1999)

  • 13 декабря – 13 февраля

    XXIX Московская открытая олимпиада школьников по геологии 2021-2022 года

  • 24 ноября – 29 декабря

    Круглый стол «Литературные события 2010-2020-х годов»

  • 2 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

Все конференции
«Университет без границ»
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Филиал МГУ в г. Сарове

ЗАПИСАТЬСЯ НА ВАКЦИНАЦИЮ
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
Гранты Президента РФ
Программы дополни-
тельного образования

Психологи из МГУ выяснили, как игры готовят детей к конкуренции

Ученые факультета психологии МГУ разработали методику, определяющую с помощью настольной игры готовность дошкольников и младших школьников к конкуренции. Новый метод диагностики позволяет понять, какие дети не готовы к соревновательному поведению, чтобы помочь им выработать более конструктивные стратегии. Результаты исследования опубликованы в журнале «Современное дошкольное образование. Теория и практика».

«В статье рассматриваются вопросы, связанные с характеристиками соревновательных ситуаций в целом и с игровыми в частности. Подобные ситуации могут оказывать положительное и отрицательное влияние на развитие детей в зависимости от их возрастных особенностей и индивидуальных характеристик, — поясняет соавтор статьи Ольга Чеснокова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и психологии развития психологического факультета МГУ. — Рассматривается место соревновательных игр в жизни младших школьников по сравнению с детьми дошкольного возраста и их соотношение с ведущей деятельностью этого возраста — учебной».

Психологи часто изучают конкуренцию у взрослых или школьников, однако исследований конкурентного поведения у детей немного. Однако даже дошкольники растут в конкурентной среде, но их соревновательные навыки реализуются в основном в процессе игры или спортивных соревнований. Исследователи из МГУ изучили, как разные конкурентные ситуации влияют на дошкольников и младших школьников — именно в этом возрасте закладываются основы конкурентного поведения.

Ученые оценивали поведение детей 6-10 лет в процессе парной настольной игры. Победить можно было лишь превзойдя соперника в быстроте реакции. Неготовых к соревнованию детей можно было разделить на две группы: одни были нетерпеливы и проявляли агрессию, другие были неуверенны и тревожны. Оказалось, что представители первой группы чаще выигрывает, но они раздражительны, чаще ссорятся с другими в процессе игры, поэтому их менее охотно выбирают как пару для взаимодействия. Тревожные дети чаще проигрывают и больно переживают свое поражение.

Но были и дети, готовые к соревнованию. Они меньше переживали из-за любого исхода игры, считали главной целью игры сам процесс, не придавая сильного значения собственной победе или поражению. Дети этой группы больше выигрыша ценили хорошие отношения со своим партнером по игре. Им лучше всего удавалось менять свои стратегии, и они с энтузиазмом относились как к соревновательном, так и к кооперативным играм. Таких детей оказалось 47%, тогда как в другие группы вошло примерно по четверти общего числа участников. Однако среди дошкольников несколько преобладал тип агрессивно-нетерпеливых детей, а готовых к соревнованию было меньше, чем в числе младших школьников.

Созданная методика позволяет диагностировать готовность детей к здоровой конкуренции. Также на ее основе можно разработать игры для повышения готовности детей к соревновательному поведению, или видоизменять спонтанно возникающие дошкольников или младших школьников игры, чтобы подготовить их к жизни в условиях конкуренции.

Рассказать об открытии можно, заполнив следующую форму.