17
Календарь конференций
  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 25 – 29 августа

    Международный симпозиум по космическим лучам предельно высоких энергий UHECR-2020

  • 25 – 29 августа

    Симпозиум № 365 Международного астрономического союза «Динамика конвективных зон и атмосфер Солнца и звезд»

  • 1 – 30 ноября

    Внутривузовский этап в МГУ имени М.В. Ломоносова Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов "Наука будущего - наука молодых"

  • 10 – 11 ноября

    V Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 23 – 26 ноября

    Всероссийская конференция и XII научная молодежная Школа с международным участием

  • 17 – 18 декабря

    VII Международная научная конференция «Русская литература ХХ–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения)»

  • 1 сентября – 31 декабря

    Форум «Гуманитарные науки и вызовы современности»

  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 2 февраля

    Международная научная конференция "Новые идеи и теоретические аспекты инженерной геологии"

Все конференции

Психологи выяснили, что при обучении эффективнее символы, чем знаковые средства

Ученые Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Российского государственного гуманитарного университета сравнили эффективность использования дошкольниками и младшими школьниками знаковых и символических наглядных средств для овладения новыми знаниями. Оказалось, что использование символов при объяснении новой информации является более доступной и эмоционально насыщенной формой работы с детьми по сравнению с использованием знаков, что помогает ребенку значительно дольше её помнить. Результаты исследования опубликованы в European Early Childhood Education Research Journal.

В рамках исследования ученые предлагали детям различные темы, связанные с физическими явлениями: переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, понимание феномена радуги и другие.

«В экспериментальных группах освоение содержания осуществлялось через символические средства: дети разыгрывали ситуацию появления радуги и брали на себя соответствующие роли (свет, туча, дождь и др.); чтобы понять изменения структуры строения вещества дети представляли, что оно состоит из частиц, атомов, которые как маленькие человечки держатся за руки (именно они являлись символом). Контрольные группы обучались при помощи знаковых средств: схем, моделей», — говорит один из авторов исследования, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук Александр Веракса.

Работа включала в себя несколько этапов, где основным был формирующий эксперимент, как сообщают ученые. На первом этапе по результатам проведенной индивидуально диагностики психического развития были составлены уравненные подгруппы детей как в рамках дошкольного, так и младшего школьного возраста. На втором этапе были проведены формирующие занятия, направленные на ознакомление с физическими явлениями. На третьем этапе, через две недели после последнего занятия, детям предлагалось выполнить контрольные задания, которые демонстрировали, насколько хорошо дети усвоили полученные знания.

Исследование показало, что использование символов при объяснении новой информации является более доступной, эмоционально насыщенной формой работы с детьми по сравнению с использованием знаков, что приводит к более детальной репрезентации материала и помогает ребенку значительно дольше его помнить. Главный вывод состоит в том, что символические средства могут быть весьма эффективны при объяснении нового образовательного содержания и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте.

«Данное экспериментальное исследование намеренно было выстроено таким образом, чтобы дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) осваивали идентичное содержание, опираясь либо на наглядные символические, либо на наглядные знаковые средства», — комментирует Александр Веракса.

Ученые показали, что символ может быть не менее эффективным средством для понимания нового содержания, чем знак, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Хотя это противопоставление, по мнению исследователей, было искусственным (любой успешный педагог применяет различные комбинации средств в своей профессиональной деятельности). Тем не менее полученные результаты говорят о правомерности рассмотрения процесса символизации как одного из важных моментов познавательного развития человека.

Рассказать об открытии можно, заполнив следующую форму.