4
Календарь конференций
  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 25 – 29 августа

    Международный симпозиум по космическим лучам предельно высоких энергий UHECR-2020

  • 25 – 29 августа

    Симпозиум № 365 Международного астрономического союза «Динамика конвективных зон и атмосфер Солнца и звезд»

  • 1 – 30 ноября

    Внутривузовский этап в МГУ имени М.В. Ломоносова Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов "Наука будущего - наука молодых"

  • 10 – 11 ноября

    V Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 23 – 26 ноября

    Всероссийская конференция и XII научная молодежная Школа с международным участием

  • 17 – 18 декабря

    VII Международная научная конференция «Русская литература ХХ–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения)»

  • 1 сентября – 31 декабря

    Форум «Гуманитарные науки и вызовы современности»

  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 2 февраля

    Международная научная конференция "Новые идеи и теоретические аспекты инженерной геологии"

Все конференции

Студенты МГУ прошли дистанционную практику по ботанике

Традиционно студенты-первокурсники факультета почвоведения МГУ завершают год практикой по ботанике, которую проходят на университетской агробиостанции в Чашниково. В этом году от коллективного выезда пришлось отказаться — но не от самой практики. Чтобы организовать студентам близкое знакомство с родной флорой, преподаватели МГУ решили воспользоваться возможностями iNaturalist — международной платформы для сбора наблюдений за живой природой.

С введением режима самоизоляции большинство студентов-почвоведов МГУ разъехались по домам — от Архангельска до Севастополя. Обучение в университете в кратчайшие сроки было переведено в онлайн-формат, но вопрос о проведении практики оставался открытым. В числе прочих рассматривался вариант с переносом на следующий год, но в результате удалось найти решение, благодаря которому учебный план оказался выполнен в полном объеме, студенты помимо знаний получили массу положительных эмоций, замешенных на спортивном азарте, а Россия вышла на пятое место в мире по числу наблюдений на iNaturalist.

Летняя практика по ботанике — это многодневное мероприятие, в ходе которого студенты учатся определять растения в полевых условиях, изучают их морфологические и анатомические особенности в связи с условиями местообитания.

Сотрудники кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ предложили студентам самостоятельно исследовать окрестные природные пространства — леса, поля, парки — и заносить результаты наблюдений в платформу iNaturalist. При этом преподаватели продолжали курировать онлайн работу студентов: давали советы относительно направлений поиска, отвечали на вопросы, читали лекции, знакомили с возможностями платформы.

Главный результат практики выражается в цифрах: 4257 сделанных наблюдений, 605 определенных видов. «Большая часть наблюдений наших студентов уже пополнила базу данных citizen science проекта „Флора России“, — рассказал ведущий научный сотрудник Гербария МГУ Алексей Серёгин, который, собственно, и придумал проводить практику в подобном формате. — Что же касается iNaturalist в целом, то студенты внесли существенный вклад в копилку нашей страны в мировом зачёте. С начала практики Россия сперва обогнала Великобританию, потом ЮАР и теперь вышла на пятое место в мире по числу наблюдений».

На iNaturalist был создан специальный проект «Киберчашки 2020», к которому присоединились студенты и преподаватели. Все наблюдения, сделанные в период практики, автоматически подгружались к проекту.

«Студенты выходили в поле и вводили в систему свои наблюдения, а преподаватели и эксперты смотрели, правильно ли определены растения, — пояснил младший научный сотрудник кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ Никита Лавренов. —Многие преподаватели, глядя на карту, давали практикантам рекомендации — куда следует заглянуть. У одних поблизости оказывался лесок, у других что-то ещё, и когда студент делал много наблюдений внутри одной локации, то складывалась картина биотопа, в который он выбрался. Становилось понятно, что это: суходольный луг, зарастающее поле или вытоптанная поляна в местном лесопарке. Потом мы эти „киберполя“ обсуждали как иллюстрации к теории, которую читали на лекциях. В конце ребята составляли сводную таблицу с наблюдениями и учили по ней виды и семейства».