13
Календарь конференций
  • 27 – 28 января

    5-ая Международная переводческая научно-практическая конференция COSINES Pi по устному и письменному переводу

  • 27 января – 1 февраля

    Всероссийская зимняя школа научного перевода для студентов социально-гуманитарного профиля «Перевод в науке – наука в переводе»

  • 27 января – 1 февраля

    Всероссийская зимняя школа научного перевода для студентов социально-гуманитарного профиля «Перевод в науке – наука в переводе»

  • 4 – 5 февраля

    Всероссийская научная конференция «Философия перед лицом новых цивилизационных вызовов», приуроченная к 80-летнему юбилею воссоздания философского факультета в структуре Московского университета.

  • 4 февраля

    VII Зимняя научная школа-конференция по механике композитов имени Б. Е. Победри

  • 15 октября – 9 февраля

    Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»

  • 13 декабря – 13 февраля

    XXIX Московская открытая олимпиада школьников по геологии 2021-2022 года

  • 15 февраля

    Магистр-2022: шаг в профессию

  • 2 апреля

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 26 – 27 мая

    «Уголовное право в системе межотраслевых связей: проблемы теории и правоприменения»

Все конференции

Студенты МГУ прошли дистанционную практику по ботанике

Традиционно студенты-первокурсники факультета почвоведения МГУ завершают год практикой по ботанике, которую проходят на университетской агробиостанции в Чашниково. В этом году от коллективного выезда пришлось отказаться — но не от самой практики. Чтобы организовать студентам близкое знакомство с родной флорой, преподаватели МГУ решили воспользоваться возможностями iNaturalist — международной платформы для сбора наблюдений за живой природой.

С введением режима самоизоляции большинство студентов-почвоведов МГУ разъехались по домам — от Архангельска до Севастополя. Обучение в университете в кратчайшие сроки было переведено в онлайн-формат, но вопрос о проведении практики оставался открытым. В числе прочих рассматривался вариант с переносом на следующий год, но в результате удалось найти решение, благодаря которому учебный план оказался выполнен в полном объеме, студенты помимо знаний получили массу положительных эмоций, замешенных на спортивном азарте, а Россия вышла на пятое место в мире по числу наблюдений на iNaturalist.

Летняя практика по ботанике — это многодневное мероприятие, в ходе которого студенты учатся определять растения в полевых условиях, изучают их морфологические и анатомические особенности в связи с условиями местообитания.

Сотрудники кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ предложили студентам самостоятельно исследовать окрестные природные пространства — леса, поля, парки — и заносить результаты наблюдений в платформу iNaturalist. При этом преподаватели продолжали курировать онлайн работу студентов: давали советы относительно направлений поиска, отвечали на вопросы, читали лекции, знакомили с возможностями платформы.

Главный результат практики выражается в цифрах: 4257 сделанных наблюдений, 605 определенных видов. «Большая часть наблюдений наших студентов уже пополнила базу данных citizen science проекта „Флора России“, — рассказал ведущий научный сотрудник Гербария МГУ Алексей Серёгин, который, собственно, и придумал проводить практику в подобном формате. — Что же касается iNaturalist в целом, то студенты внесли существенный вклад в копилку нашей страны в мировом зачёте. С начала практики Россия сперва обогнала Великобританию, потом ЮАР и теперь вышла на пятое место в мире по числу наблюдений».

На iNaturalist был создан специальный проект «Киберчашки 2020», к которому присоединились студенты и преподаватели. Все наблюдения, сделанные в период практики, автоматически подгружались к проекту.

«Студенты выходили в поле и вводили в систему свои наблюдения, а преподаватели и эксперты смотрели, правильно ли определены растения, — пояснил младший научный сотрудник кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ Никита Лавренов. —Многие преподаватели, глядя на карту, давали практикантам рекомендации — куда следует заглянуть. У одних поблизости оказывался лесок, у других что-то ещё, и когда студент делал много наблюдений внутри одной локации, то складывалась картина биотопа, в который он выбрался. Становилось понятно, что это: суходольный луг, зарастающее поле или вытоптанная поляна в местном лесопарке. Потом мы эти „киберполя“ обсуждали как иллюстрации к теории, которую читали на лекциях. В конце ребята составляли сводную таблицу с наблюдениями и учили по ней виды и семейства».