6
Календарь конференций
  • 1 ноября – 31 мая

    Универсиада по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 1 марта – 15 мая

    Универсиада «Ломоносов» по филологии 2021

  • 15 декабря – 15 мая

    Универсиада "Ломоносов" по экономической и финансовой стратегии 2021

  • 24 – 25 мая

    Международная конференция памяти заведующего кафедрой славянской филологии (1991–2010гг.) Владимира Павловича Гудкова Славянский мир в настоящем и прошлом

  • 20 января – 30 мая

    Универсиада "Ломоносов" по ПОЧВОВЕДЕНИЮ и ЭКОЛОГИИ 2020/21

  • 15 декабря – 31 мая

    Универсиада «Ломоносов» по журналистике «Медиапроект»

  • 1 ноября – 31 мая

    Универсиада по лингвистике, регионоведению и культурологии

  • 15 января – 31 мая

    Универсиада Ломоносов по государственному управлению

  • 15 декабря – 31 мая

    Универсиада «Ломоносов» по фундаментальной физико-химической инженерии

  • 18 – 25 сентября

    XI Международная научно-техническая конференция «Технологии разработки информационных систем» - 2021

  • 10 декабря

    Международная конференция по общему языкознанию «Наследие трудов Ю.В. Рождественского в XXI веке» — к 95-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского (1926-1999)

Все конференции

Студенты МГУ прошли дистанционную практику по ботанике

Традиционно студенты-первокурсники факультета почвоведения МГУ завершают год практикой по ботанике, которую проходят на университетской агробиостанции в Чашниково. В этом году от коллективного выезда пришлось отказаться — но не от самой практики. Чтобы организовать студентам близкое знакомство с родной флорой, преподаватели МГУ решили воспользоваться возможностями iNaturalist — международной платформы для сбора наблюдений за живой природой.

С введением режима самоизоляции большинство студентов-почвоведов МГУ разъехались по домам — от Архангельска до Севастополя. Обучение в университете в кратчайшие сроки было переведено в онлайн-формат, но вопрос о проведении практики оставался открытым. В числе прочих рассматривался вариант с переносом на следующий год, но в результате удалось найти решение, благодаря которому учебный план оказался выполнен в полном объеме, студенты помимо знаний получили массу положительных эмоций, замешенных на спортивном азарте, а Россия вышла на пятое место в мире по числу наблюдений на iNaturalist.

Летняя практика по ботанике — это многодневное мероприятие, в ходе которого студенты учатся определять растения в полевых условиях, изучают их морфологические и анатомические особенности в связи с условиями местообитания.

Сотрудники кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ предложили студентам самостоятельно исследовать окрестные природные пространства — леса, поля, парки — и заносить результаты наблюдений в платформу iNaturalist. При этом преподаватели продолжали курировать онлайн работу студентов: давали советы относительно направлений поиска, отвечали на вопросы, читали лекции, знакомили с возможностями платформы.

Главный результат практики выражается в цифрах: 4257 сделанных наблюдений, 605 определенных видов. «Большая часть наблюдений наших студентов уже пополнила базу данных citizen science проекта „Флора России“, — рассказал ведущий научный сотрудник Гербария МГУ Алексей Серёгин, который, собственно, и придумал проводить практику в подобном формате. — Что же касается iNaturalist в целом, то студенты внесли существенный вклад в копилку нашей страны в мировом зачёте. С начала практики Россия сперва обогнала Великобританию, потом ЮАР и теперь вышла на пятое место в мире по числу наблюдений».

На iNaturalist был создан специальный проект «Киберчашки 2020», к которому присоединились студенты и преподаватели. Все наблюдения, сделанные в период практики, автоматически подгружались к проекту.

«Студенты выходили в поле и вводили в систему свои наблюдения, а преподаватели и эксперты смотрели, правильно ли определены растения, — пояснил младший научный сотрудник кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ Никита Лавренов. —Многие преподаватели, глядя на карту, давали практикантам рекомендации — куда следует заглянуть. У одних поблизости оказывался лесок, у других что-то ещё, и когда студент делал много наблюдений внутри одной локации, то складывалась картина биотопа, в который он выбрался. Становилось понятно, что это: суходольный луг, зарастающее поле или вытоптанная поляна в местном лесопарке. Потом мы эти „киберполя“ обсуждали как иллюстрации к теории, которую читали на лекциях. В конце ребята составляли сводную таблицу с наблюдениями и учили по ней виды и семейства».